Фотография как метод визуальной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цели данной курсовой работы:

1) выяснить, возможна ли визуальная социология как специальная социологическая теория,

2) изучить является ли фотография достоверным, эффективным методом социологического исследования.

Задачи данной курсовой работы:

1) Определить объект, предмет и методы визуальной социологии.

2) Обозначить проблемы развития визуальной социологии как специальной социологической теории.

3) Изучить теоретические основания фотографии как метода визуальной социологии.

4) Изучить практической использование фотографии как метода визуальной социологии.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1 Визуальная социология как специальная социологическая теория 4

Раздел 1.1 Объект, предмет и методы визуальной социологии 4

Раздел 1.2 Проблемы развития визуальной социологии как специальной социологической теории. 8

Глава 2. Фотография как метод визуальной социологии. 11

Раздел 2.1 Теоретические основания фотографии как метода визуальной социологии. 11

Раздел 2.2 Практика использования фотографии как метода визуальной социологии 20

Заключение 24

Библиографический список. 26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 61.29 Кб (Скачать файл)

 

     

     Раздел 1.2 Проблемы развития визуальной социологии как специальной социологической теории.

     Сегодня визуальная социология все больше и  больше развивается, при этом она  претендует на статус дисциплинарного  знания. Это ее желание не находит  поддержки со стороны научного сообщества, которое скептически к этому  относится и даже отказывается вообще обсуждать этот вопрос. Основной их аргумент: термин «визуальная социология» предельно однозначен, предмета для дискуссии не существует. Эта позиция объясняется тем, что визуальные исследования все еще воспринимаются как маргинальное поле, которое изолировалось от «настоящей текстовой социологии». Поэтому необходимо социологизировать визуальные исследования, поместить их в плоскость социологии.

     Визуальная  социология и по сей день остается крайне изолированной от других дисциплин, занимающихся проблематикой визуального: искусствознания, визуальной антропологии, Cultural Studies. Эта ситуация, обрекает социологов на повторение собственных ошибок и затрудняет поиск решений многочисленных проблем.

     Также в перечень основных проблем визуальной социологии входят вопросы съемки, анализа и представления результатов исследования.

     Рассматривая  проблему производства визуального, т.е. самого процесса съемки,  необходимо дать ответы на следующие вопросы: «для чего и для кого снимать?», «как снимать?»  и «кто должен снимать?».

     Любое визуальное исследование начинается с  вопроса: «для чего и для кого снимать?». Автор сам выбирает, чем будет  являться съемка: простой иллюстрацией гипотезы или материалом для последующего анализа. Причем здесь нет четкой границы в использовании съемки: материал, снятый для подтверждения  гипотезы, в последствие может  превратиться в самостоятельный  предмет анализа и наоборот. Ответ на вопрос «для кого снимать?» во многом определяется качеством съемки. Если это любительский стиль съемки, который предназначен для анализа материалов, то здесь главным становится не форма, а содержание. Если же трансляция осуществляется на более широкую аудиторию, любительская съемка встречается с такими проблемами, как низкие технические характеристики отснятого материала, неудачно смонтированные кадры фильма, нарушение правил композиции в фотографиях и др. Во многих случаях это становятся препятствиями к распространению и восприятию визуальных образов.

     Как снимать? – это вопрос о выборе открытого или скрытого характера  съемки. Ответ на него зависит от предмета исследования, представлений социолога о влиянии камеры и его этических установок. Чаще всего вопрос о характере съемки поднимается при изучении эмоций и интеракций. Позиция социолога определяет его выбор типа съемки. Скрытая съемка, не привлекая к себе внимания, минимально искажает ход событий в отличие от открытой вида съемки. Этические принципы социолога также оказывают большое влияние на выбор характера съемки.

     Кто должен снимать? Во всякой съемке есть присутствие снимаемого и снимающего. С первых дней визуальных исследований автор монополизирует право съемки, превращая собственную версию событий  в единственно возможную. Поиск  альтернативных способов установления диалога в визуальном исследовании ведется на протяжении второй половины 20-го века. Сегодня существует несколько  таких способов. Первый - это обучение членов изучаемого сообщества правилам съемки, когда они представляют свой вариант повседневности и окружающего  мира. Второй  способ - консультации с информантами в процессе работы об основных фокусах съемки. Возможно также использование социологами ранее отснятых фото и видео материалов. Но достижение такого равноправия проблематично,  поскольку исследователь все равно сохраняет роль ведущего. Даже обучая членов сообщества обращению с техникой или играя основную роль в отборе визуальных материалов, право принимать решение о ведении съемки остается за исследователем.

     Следующая проблема связана с анализом полученных данных. Способы решения этой проблемы определяются представлениями о природе визуального. В первом случае, визуальное лишается специфики и редуцируется к текстовым формам. Во втором случае, его особенность сохраняется, предопределяя обращение к нетрадиционным для социологии аналитическим процедурам: дискурс-анализу, иконографии, семиотике и др. Сегодня признается, что привычным для социологии становится редукция визуального к тексту, когда анализ превращается в простой пересказ увиденного. Сегодня социологии необходимо отказаться от такого анализа,  а чаще использовать визуальные данные в своих исследованиях, так как «современное общество становится все более и более «видимым» (визуально насыщенным) [8].

     Фотографии, фильмы – основные способы представления  результатов исследования в визуальной социологии. Может ли социолог самостоятельно создавать качественные визуальные продукты? Исследователь чаще всего  ограничивается любительской фотографией  или съемкой, так как он лишен  необходимых навыков и финансовой поддержки. Решением этой проблемы может  стать признание любительской съемки каноном жанра, либо приобретение соответствующих  навыков социологом и создание профессионального продукта исследователем самостоятельно или в соавторстве с профессионалами.

     Таким образом, несмотря на актуальность и  всю возрастающую популярность визуальность социологии, она и по сей день остается изолированной от других дисциплин, занимающихся проблематикой визуального: искусствознания, визуальной антропологии, Cultural Studies. Остается нерешенной проблема анализа полученных данных, так как привычным для социологии становится редукция визуального к тексту, когда анализ превращается в простой пересказ увиденного. И пока эти проблемы не будут решены, социологи обречены, ходить по кругу и повторять свои прежние ошибки. Кроме вышесказанного актуальной проблемой для визуальной социологии является проблема финансовой поддержки. Возможно, именно решение этой проблемы позволит визуальной социологии развиваться и распространяться более быстрыми темпами. 

 

     

     Глава 2. Фотография как метод  визуальной социологии.

     Раздел 2.1 Теоретические  основания фотографии как метода визуальной социологии.

     Каждый, кто фотографирует, исходит из своих более или менее сознательных предпосылок, что фотографировать и как. То же самое можно отнести к человеку, который рассматривает фотографии. Он каким-то образом определяет для себя, какие фотографии смотреть, какие более интересны и значимы, а какие менее. Пьер Бурдье объяснял это наличием «простых теорий», «принятой философии фотографии» [9. с80-81], в соответствии с которой только некоторые объекты достойны фотографирования.

     Когда мы переходим на исследовательский  уровень эти «простые теории»  заменяются принятыми исследователем, вполне осознанными научными теориями. Теория преобразовывает разрозненность зрительных явлений в социологические визуальные данные. Мы накладываем теоретическую рамку на мир визуальных объектов, тем самым систематизируем его, выделяем, что важно для изучения, а что находится за его пределами, в каком направлении мы будем и должны анализировать визуальные данные. Однако существует не одна теоретическая рамка, не одна теория визуального мира, которая может представлять этот мир совершенно по-другому.

     Поэтому визуальная социология находит инспирацию только в некоторых течениях социологической  теории и могла появиться только тогда, когда благоприятствующие ей теоретические течения приобрели  сильное влияние на социологическое  мышление [9. с102].

     В отношении теории фотография может  выполнять 2 функции: эвристическую (выдвижение новых гипотез, идей, понятий) и проверочную (предоставление эмпирических доказательств, подтверждающие или опровергающие  утверждения, гипотезы и т.д.). Однако эффективно выполнять свои функции  фотография может только в отношении определенной теории, а не по отношению ко всем теориям вообще. Существуют теории, для которых фотография не будет иметь никакого значения.

     Поэтому важно определить какими чертами  должна обладать теория, чтобы использование  фотографии было правомочным.  В истории социологии существует разделение на первую и вторую социологию (это разделение имеет и хронологический и аналитический смысл). К первой социологии относят Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса. Она занимается изучением больших общественных систем (организмов), которые носят надындивидуальный характер и объясняются абстрактными понятиями. К примеру, сегодня в социологии продолжением первой социологии является структурно-функциональный анализ Талкотта Парсонса.

     Зарождение  второй социологии связано, прежде всего, с Максом Вебером. Предметом второй социологии становится деятельность людей, их поведение, интеракции. Всякие общественные системы и образования рассматриваются как вторичные по отношению к коллективной деятельности человека, которая рассматривается как первичное в обществе. По Томасу Лукманну фундаментом общественных наук являются элементарные повседневные значения человеческих действий. Причем большую роль начинают играть психологические, культурологические или герменевтические интерпретации действий. В настоящее время вторая социология превалирует над социологией первой. Она содержит в себе такие теории, как гуманистическая социология Флориана Знанецкого, символический интеракционизм Джорджа Мида, феноменологическая социология Альфреда Шютца, драматургическая социология Ирвинга Гофмана и этнометодология Гарольда Гарфинкеля.

     Если  искать теории, в которых фотография может наиболее полно раскрыть свой потенциал, то их мы найдем именно во второй социологии. Как уже писалось выше, предметом второй социологии являются люди, их действия и взаимодействия, а не абстрактные общественные системы. Поэтому мы может это наблюдать, это может быть фотографически запечатлено. Мы можем фотографировать людей, их действия, материальные эффекты человеческой деятельности и т.д. То, что невозможно в рамках первой социологии. Скажем, мы не можем сфотографировать общественный организм, его рост, развитие и гибель, так как это всего лишь абстракция, то, что зрительно не наблюдаемо, то, чего нет в реальной жизни. А использование фотографии в рамках теорий второй социологии не только возможно, но и может принести познавательную пользу (эвристическая функция фотографии). Поэтому только второй тип теорий важен для визуальной социологии.

     Следующим теоретическим основанием для визуальной социологии является социология повседневной жизни. Ее следует трактовать не как  отдельную отраслевую социологическую  теорию, а как точку зрения, применяемую  в каждом социологическом исследовании [9. с105]. Социология повседневности пронизывает другие специальные отраслевые теории. Например, труд, работа, семья, отдых, медицина – все это, кроме того, что они является объектом изучения отдельных ССТ, они также является частью повседневной жизни, изучением которой и занимается социология повседневности.

     Быть  может повышение интереса к визуальной социологии связано с повышением интереса к социологии повседневности, а также с изменениями позиций в разных областях общественных наук, которые иногда называют субъективистским возвратом или культурологическим поворотом. И здесь фотография как метод визуальной социологии является наиболее удачным для исследования повседневной жизни. Это может быть изучение семейных альбомов, интерьера квартир, домов, моды и т.д.

     Существует  еще одно различение социологических  теорий, важное в данном контексте, - теории макро- и микроуровня. Объектом теорий макроуровня являются государства, нации, классы, армия и т.д. Теории микроуровня концентрируются на изучении объектов небольших размеров: малые социальные группы, коллективы, локальные общности. Человеческий глаз и объектив фотоаппарата имеют свои ограничения шкалы, в которой  они воспринимают или регистрируют. [9. с 106] В макросоциологии предметом фотографической регистрации могут быть только косвенные фрагменты или элементы целостных объектов. В то время как в микросоциологии нам доступна вся область для наблюдений и фоторегистрации.

     Таким образом, социологические теории, которые  могут быть использованы в визуальной социологии и одновременно сами использовать эвристически фотографии, должны выполнять  следующие условия:

  1. Принадлежать ко второй социологии;
  2. Принадлежать к социологии повседневной жизни;
  3. Размещаться в рамках микросоциологии; [9. с107]

     Наиболее  полно эти 3 условия выполняют  следующие теории: феноменологическая социология Альфреда Шютца, этнометодология  Гарольда Гарфинкеля и драматургическая социология Ирвинга Гофмана.

     Считаю  необходимым привести краткий обзор этих теорий.

     Феноменологическая  социология Альфреда Шютца.

     Альфред Шютц – ведущий представитель  феноменологической социологии. Его  работы являются попыткой синтеза философских  концепций Эдмунда Хассерла и  социологической теории Макса Вебера.

     Феноменологическое  изучение мира начинается с вынесения  за скобки утверждений о том, что  мир существует либо не существует, что он объективен и един для всех существ и т. д. Феноменологическая социология с позиций «чистого»  сознания описывает остающийся за скобками жизненный мир. «Жизненный мир –  это мир, к которому мы принадлежим  в нашей естественной дофилософской  установке. Естественная установка  – это наивная точка зрения практически действующих индивидов, в рамках которой существование природного и социального мира не подвергается сомнению, просто принимается на веру.» [6. с54-60] Феноменологическая социология так же как и феноменологическая философия воздерживается от естественной установки, но при этом пытается ее изучить и понять, какую роль эта установка играет в повседневном конструировании социального мира.

Информация о работе Фотография как метод визуальной социологии