Быть ребенком: социальные аспекты детства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:12, реферат

Описание работы

Социология детства оформилась в отдельный раздел науки об обществе не так давно. Социологи, конечно, затрагивали проблемы детства, но скорее попутно, в контексте изучения специфики семьи, образования или воспитания. Только в конце 1980-х – 1990-х годах социология детства заняла место самостоятельного раздела, что стало одним из важнейших достижений науки современности.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………………………………3
2. Детство как социальный феномен……………………………………………………………4
3. Парадигма 1………………………………………………………………………………………………6
4. Парадигма 2………………………………………………………………………………………………6
5. Парадигма 3………………………………………………………………………………………………8
6. Парадигма 4………………………………………………………………………………………………9
7. Заключение ……………………………………………………………………………………………10
8. Список литературы…………………………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Гельфанд А.Г. М-09-2.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     ВЫСШАЯ  ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

     ПЕРМСКИЙ  ФИЛИАЛ 

     Факультет менеджмента

     Кафедра гуманитарных наук 
 
 

     ЭССЕ

     Быть  ребенком: социальные аспекты детства  в современной России. 
 
 
 
 
 

     Студентки группы М-09-2

     Гельфанд  А.Г.

     Преподаватель:

     Шушкова Н.В. 
 
 

Пермь 2011 

     Содержание.

1.Введение……………………………………………………………………………………………………3

2. Детство как  социальный феномен……………………………………………………………4

3. Парадигма 1………………………………………………………………………………………………6

4. Парадигма 2………………………………………………………………………………………………6

5. Парадигма 3………………………………………………………………………………………………8

6. Парадигма 4………………………………………………………………………………………………9

7. Заключение ……………………………………………………………………………………………10

8. Список литературы…………………………………………………………………………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Социология  детства оформилась в отдельный раздел науки об обществе не так давно. Социологи, конечно, затрагивали проблемы детства, но скорее попутно, в контексте изучения специфики семьи, образования или воспитания. Только в конце 1980-х – 1990-х годах социология детства заняла место самостоятельного раздела, что стало одним из важнейших достижений науки современности. «Социология детства -  отрасль социологии,  объясняющая специфические конкретные действия,  процессы в социуме в отношении детства,  изучаемые с помощью специальной социотехники».1

     Почему  я озадачилась вопросами детства? Потому что детство – это не что иное, как волшебство. В нём  присутствует особая магия общения  с людьми, взаимодействия с обществом, магия, которая с годами становится неподвластной человеку.  Детство – это особый мир, отличающийся от мира взрослых людей, это что-то совершенно особенное. Не стоит смотреть на ребёнка, как на неполноценную копию взрослого. Мир детства с его героями, их мыслями, переживаниями, поступками, взглядами на окружающее, обладает настоящей уникальностью и не может отождествляться с миром взрослых людей. Но практически неизбежно, рано или поздно мир детства, как и его герой, «вырастает» во взрослый мир, с его проблемами, рутиной и законами. В чем же заключается его специфика и где проходят его границы? Чем дети отличаются от взрослых в культурном плане? По какому принципу строятся взаимоотношения внутри общества детей в рамках сегодняшних российских реалий? Какие связи имеет институт детства с другими социальными институтами?  

     Детство как социальный феномен. 

     Основополагающим  моментом к созданию неизвестной  ранее парадигмы детства стал международный проект "Детство как социальный феномен" Европейского Центра социальной политики под руководством датского социолога Енса Квортрупа. В рамках данного проекта детство рассматривалось не через привычную призму психологической науки, а исходя из соображений демографии, политики, экономики и социологии. Детство рассматривалось в качестве социально-демографической группы, а основными вопросами являлись его место в социальной структуре, его положение в системе взаимоотношений между поколениями, а также его результаты взаимодействия с другими социальными институтами: положение детей в семье, школе, в группе сверстников, возможно в субкультуре. Результаты проведения данной программы во многих странах мира, таких как Германия, Дания, Канада, Ирландия, США, Норвегия, Англия и др., были зафиксированы в серии подробных отчетов, что в результате послужило серьезнейшим толчком к развитию социологии детства. Постановка определенных, решительно новых исследовательских вопросов требовала создания новой теоретической концепции детства. Социология детства совершает то, что не было сделано ранее: она отрывается от биологической сущности человека, рассматривая человека не как чудо и данность природы, а как продукт социального взаимодействия, в частности детей, в качестве участников социального процесса, обладающих уникальным взглядом на мир. Существует несколько специфических социологических парадигм изучения детства, эти парадигмы в своей работе «Ребенок и общество» описал И.С. Кон. Именно с точки зрения этих парадигм, я и хотела бы рассмотреть феномен детства в социологии.

     Первая парадигма рассматривает детство как особое  "племя" (tribal group), со своей особой культурой, языком, игровыми традициями и т.д., уходя своими идейными истоками в антропологию. Слово "племя" подчеркивает, что детская культура может быть бесписьменной и содержит в себе много архаических элементов, которые непонятны взрослым, но, тем не менее, весьма существенны. 

     Вторая парадигма говорит о том, что дети как социальное меньшинство, аналогичное гендерным, расовым, социально-экономическим и этническим меньшинствам. Эта парадигма делает исследователей детства особенно чувствительными к проблемам социального неравенства, отношениям власти и дискриминации. 

     Третья парадигма выдвигает на первый план проблемы маркирования социального пространства детства как признанного компонента всех социальных структур - где, как и в каком именно статусе дети участвуют в общественной жизни, как это сказывается в членении жизненного пути и т.д. 

     Наконец, четвертая парадигма ставит во главу всего изучение дискурсов, производящих и видоизменяющих идею ребенка и детства: какие именно свойства детей при этом выделяются и подчеркиваются или, наоборот, замалчиваются, и как это, в свою очередь, влияет на психологию детей и их взаимоотношения со взрослыми.2

     Важно, что ни одну из этих парадигм не стоит считать главенствующей, это просто взгляды на один и тот же предмет с разных ракурсов.  
 

     Парадигма 1.

     На мой взгляд, если выделять детей в отдельную социальную общность, то в ней и правда прослеживается некая архаичность, несвойственная сегодняшнему миру взрослых. Только в детстве человеку предоставляется широчайший спектр средств коммуникации, как вербальной, так и невербальной, который не понятен и неподвластен взрослому. Так, например, известно, что невербальная коммуникация – самая честная, и именно она становится основополагающей детского общения в самом раннем возрасте. Дети обладают определенной, особенной системой жестов, знаков, путем которой они осуществляют первое свое общение, причем, что удивительно, достигая взаимопонимания. Они в процессе общения и творчества создают неповторимую систему образов, напоминающую наскальную письменность древности, которая по необъяснимым причинам понятна только им - самим участникам процесса общения.  В детстве мы, сами того не ведая, являемся создателями своего языка и своей системы письменности, которые, правда, бесследно забываются с приобретением умений адекватных взрослому миру.

      
Парадигма 2.

     Вторая парадигма, предлагающая рассмотреть детство со стороны социальных меньшинств, на мой взгляд, обнажает его беззащитную и уязвимую сторону.  Дети, с точки зрения данного подхода, выступают в качестве ущемляемой общности, которая по факту не имеет достаточных сил и прав для того, чтобы бороться с всевозможным давлением и несправедливостью. О проблемах российского детства нельзя размышлять и рассуждать вне учета того

     социального контекста, который сложился в стране в первой декаде третьего тысячелетия. Эти проблемы прямо связаны с демографической ситуацией в стране, с экономическим кризисом и с результатами политических «экспериментов» времен Перестройки.  Процесс обнищания общества напрямую сказывается на детях. Отчасти он выражается и в процессе депопуляции, ведь миллионы детей так никогда и не становятся новорожденными, в силу распространения абортной практики, которая в свою очередь распространяется во многом из-за отсутствия средств на воспитание этого самого ребенка.

     Многие  дети оказываются лишенными одного родителя. Для современного общества неслыханная для Союза ситуация неполной семьи становится абсолютной нормой. А страдает в свою очередь опять же ребенок.

     Ребенка очень просто обидеть,  достаточно легко ущемить, а еще проще и вовсе не заметить. Это все сказано к слову о том, что ситуация с правами ребенка тоже обстоит достаточно плохо. В России по-прежнему бытует мнение, что ребенок - это все-таки "недочеловек", неполноценная копия взрослого, а вовсе не состоявшийся социальный субъект, имеющий свои неотъемлемые естественные права. В настоящее время, конечно, существует несколько базовых документов, посредством которых декларированы основные права и свободы детей. Это, прежде всего, Женевская Декларация прав ребенка (1924) и Декларация прав ребенка (1959), а также Конвенция о правах ребенка (1989). Последняя была принята Генеральной Ассамблеей ООН и утверждает, что ребенком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего

возраста (что стало формальным определением границ детства).

С момента рождения ребенок получает свои основные права: право на имя, право на приобретение гражданства, право на знание своих родителей и на их заботу, право на сохранение своей индивидуальности, право свободно выражать свое мнение и т.д.

     Что же происходит на самом деле? А на самом деле мы возвращаемся к тому, о чем было сказано выше: выполнение прав и свобод ребенка практически  полностью зависит от его родителей  и его государства. Практическое воплощение законов в жизнь является не решенной социальной задачей. Практическая социальная политика государства по-прежнему слабо ориентирована на соблюдение интересов детей. Многие дети по-прежнему нуждаются в тех, кто сможет защитить их права на жизнь, здоровье и прочие.

     А получается, что найти подобных людей или  органы не так-то просто.

     Парадигма 3.

     Третья  парадигма отвечает на вопрос о том, в какие социальные отношения и в каком статусе вовлечены дети, и как это определяет их будущую жизнь. Стоит отметить два типа основных взаимодействий ребенка и общества: взаимодействие ребенка со взрослыми, и взаимодействие со сверстниками (в частном случае детьми немного старше). Ребенок проходит через множество социальных институтов: семья, детский сад, школа, больница, развлекательный центр. Столкновение с этими институтами неизбежно связано с взаимодействием с другими людьми. Прохождение через все ступени социализации человека, и то с какими людьми ему приходится контактировать, во многом определяет и его будущее. Особое влияние на ребенка, причем практически в любом возрасте, оказывают дети, в особенности те, кто немного старше и поэтому «опытнее». Нередко то, в какую компанию ребенок попадает на стадии своего формирования, оказывает неизгладимое влияние на то, как складывается его будущее. Так же очень важно и влияние семьи, ведь то в какой обстановке ребенок растет в будущем сказывается на том как он строит свою семью, и на том, как он относится к институту семьи и детям в целом.  В целом, дабы не углубляться, то с какими людьми и в каких обстоятельствах сталкивается ребенок в разных ситуациях и институтах, во многом определяет его будущую модель поведения с людьми, а также его будущую модель воспитания собственных детей.

     Парадигма 4.

     Буду честной, контекст четвертой парадигмы так и не был понят мною до конца. В моем понимании, в ней говорится о словесной интерпретации, производящей понятия ребенка и детства, о том, на какие характеристики этих явлений делаются акценты, а какие, наоборот, умалчиваются, и о том, как в результате это влияет на мироощущение ребенка и его общение со взрослыми людьми. 

     Кто-то считает ребенком человека, не достигшего возраста 18 лет, кто то, а кто-то считает, что ребенок остается ребенком до момента начала полового созревания.  Для родителей их отпрыски остаются детьми не зависимо от возраста, а в учебных заведениях тинэйджерам постоянно пытаются навязать то, что они уже взрослые. Абсолютно закономерно, что дети младшего или среднего возраста поскорее стараются стать взрослыми. Стараются вести себя «по-взрослому», пытаются общаться со старшими наравне. Если же взрослый старается обращаться с ребенком на равных и возлагает на него определенную ответственность, то и ребенок чувствует себя психологически старше и серьезнее. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     В заключении, хотелось бы сказать, что, несмотря на то, что мир детства и мир  взрослых людей абсолютно различаются, первый находится в прямой зависимости  от второго. Детство обладает своей  самобытной уникальностью в плане  построения коммуникаций, более простого и в тоже время более возвышенного взгляда на окружающий мир и на вещи, на период детства приходятся основные творческие всплески человека, и таланты тоже в основном открываются именно в детстве. При этом детство неосуществимо без взрослого мира: неосуществимо, незащищено, да и просто нереально. Детство определенно накладывает неизгладимый отпечаток на то, как мы ведем себя во взрослой жизни, и, воспитывая своих детей, нужно обязательно об этом помнить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  Литературы:

  1. Шурыгина И.И. «Влияние социального статуса семьи подростков на их отношение к различным формам девиантного поведения // ж. «Семья в России», 1999, N 1/2.
  2. И.С.Кон «Детство как социальный феномен» Журнал исследований социальной политики.
  3. С.Н.Щеглова «Социология детства» как элективный курс. Опыт преподавания. 2003 г.
  4. И.А. Мальковская «Детство: социально культурная традиция» 1995г.
  5. В.А. Бачинин «Детство и детское ТВ в социальном контексте». Социологические исследования №10 Октябрь 2009.
  6. Майорова-Щеглова С.Н «Детство: противоречия и диалог культур»

Информация о работе Быть ребенком: социальные аспекты детства в современной России