Биографическая укорененность идей Э.Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 16:34, доклад

Описание работы

Согласно теме, задача в том, чтобы описать происходившие в жизни ученого события и атмосферу в научном мире, которые оказали непосредственное влияние на формирование его идей. Сразу хочу отметить, что в контексте XIX века историческими источниками творчества были, во-первых, достаточно интенсивные дискуссии о кризисе общества и, во-вторых, регулярно предпринимаемые попытки создания научных основ для преодоления данного кризиса.

Файлы: 1 файл

2 дюркгейм.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Украины

Харьковський национальный университет

им. В.Н.Каразина

 

 

 

социологический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему «Биографическая укорененность идей Э.Дюркгейма»

 

 

 

 

 

 

 

студентки гр. СЦ-14

Яковенко В.А.

 

 

 

проверил

Голиков А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков

2011

Согласно теме, задача в том, чтобы описать происходившие в жизни ученого события и атмосферу в научном мире, которые оказали непосредственное влияние на формирование его идей. Сразу хочу отметить, что в контексте XIX века историческими источниками творчества были, во-первых, достаточно интенсивные дискуссии о кризисе общества и, во-вторых, регулярно предпринимаемые попытки создания научных основ для преодоления данного кризиса. В этой связи творчество Дюркгейма являло собой непрестанный диалог с такими идейно-политическими течениями общественной мысли, как либерализм, социализм, консерватизм. Именно в рамках этого диалога шла интенсивная работа по созданию основ дюркгеймовского «научного рационализма», который позволил бы более успешно решить практические проблемы общества, чем это делали социологические доктрины Конта и Спенсера.

Итак, теперь подробнее о значимых для формирования мировоззрения Дюркгейма событиях. Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в городке Эпинале, расположенном в одной из восточных французских провинций. Сын раввина, он был склонен продолжить дело отца и стать раввином сам. Однако знакомство в школьные годы с католицизмом привело его на позиции религиозного агностицизма. Этот поворот, безусловно, сказался на судьбе будущего социолога, но интерес к религии как общественному феномену им будет сохранен до конца жизни.

В местном лицее Дюркгейм учился блестяще, амбиции его росли и он перешел на учебу в один из лучших парижских лицеев. В Париже, после окончания лицея и двух неудачных попыток поступить в Высшую Нормальную школу, он в 1879 г. был, наконец, принят в это престижное учебное заведение, где традиционно училась и воспитывалась интеллектуальная элита Франции.

Учеба в Высшей нормальной школе оказала большое влияние на формирование взглядов французского социолога. Среди профессуры его особыми симпатиями пользовались историк Ф. де Куланж и философ Э. Бутру. Первый привлекал Дюркгейма своей увлеченностью наукой, стремлением ввести в историю строгие научные методы. Важное значение для формирования воззрений Дюркгейма имело различение Фюстелем де Куланжем истории событий и истории институтов, а также созданные им блестящие образцы исследований развития социальных институтов, по существу, исследований в области исторической социологии. Учитель прививал своим ученикам внимание к тщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интеллектуальную честность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям. «Патриотизм — добродетель, а история — наука; их нельзя смешивать», «Для одного дня синтеза нужны годы анализа» — эти афоризмы де Куланжа, несомненно, оставили глубокий след в душе молодого ученого. Бутру же — идеями о творческом синтезе явлений и об особой природе каждого из уровней реальности. Мимо внимания молодого Дюркгейма также не ускользнули критика Бутру упрощенного редукционизма, его требование объяснять феномены, изучаемые отдельными науками, на основе их собственных специфических принципов. Положительно воспринял будущий социолог и установку «спиритуалистического позитивизма», в рамках которой Бутру доказывал равноправие науки и религии, утверждал, что опыт должен в равной мере опираться как на научные, так и религиозные источники.

В студенческие годы Дюркгейма привлекали также идеи И. Канта и Ш. Ренувье. Кант привлекал Дюркгейма прежде всего теорией морального долга. Под влиянием второго он вырабатывает убеждение о том, что мораль занимает центральное место в философском мышлении, что существует потребность в науке о морали, что философия должна служить руководством для социального действия и может способствовать моральному единству Третьей республики. Однако априоризм, игнорирование социального аспекта морали, формальный характер кантовского категорического императива побудили французского мыслителя обратиться к социологическому обоснованию морали. Опору такому обоснованию моральных правил он нашел в социологии О. Конта. Влияние последнего он испытал в тот период, когда, получив философское образование в Высшей Нормальной школе, преподавал в ряде провинциальных лицеев (1882— 1887). Именно в этот период Дюркгейм проявляет значительный интерес к социально-политическим аспектам общественной жизни.

Первый дебют Дюркгейма в печати состоялся в 1885 г., когда он в качестве сотрудника журнала «Философское ревю» начал систематически готовить обзоры социологической литературы. В это время под влиянием идей биологизма Дюргейма стремится использовать понятия и постулаты биологии для иллюстрации и даже доказательства некоторых социологических принципов. Сотрудничество в философском журнале, руководимым известным психологом Т. Рибо, принесло французскому ученому большую пользу, в частности серьезно обогатило его представления о состоянии современной ему социологии и психологии. От Рибо он воспринимает идею о важности неосознанных аспектов человеческой деятельности, а также то, что исследование патологического проливает свет на природу нормального.

В 1885 — 1886 гг. Дюркгейм берет академический отпуск и продолжает свое обучение сначала в Париже, затем в Германии (в основном в Берлине и Лейпциге). В Германии он изучает содержание программ по философии в немецких университетах, а также состояние социальных наук и этики. В Лейпцигском университете Дюркгейм знакомится с работой первой в мире экспериментальной психологической лаборатории, организованной В. Вундтом. Теория, методы и эксперименты последнего получают обстоятельное освещение в научном отчете Дюркгейма. Он восхищается остановкой научных исследований у Вундта, считает, что именно такая постановка исследовательской работы способствует развитию научной точности, отучивает от привычки к смутным обобщениям и метафизическим спекуляциям. В отчете Дюркгейм формулирует и ряд принципов своего понимания социологии. Он считает ее позитивной наукой о моральных фактах, которая вместе с науками об экономических, юридических, религиозных и других социальных явлениях должна составлять систему социальных наук.

В своем другом отчете о поездке в Германию, посвященном состоянию этики, французский ученый обращает внимание на тенденцию к созданию социальной науки о моральных фактах, которая берет свое начало в трудах экономистов и юристов — представителей так называемой исторической школы права. В целом к этой тенденции Дюркгейм откосится положительно. Он одобряет трактовку моральных фактов как эмпирических данных sui generis, соглашается с пониманием морального долга как социального по своей природе, приветствует стремление создать этику как независимую позитивную науку.

Не меньшее влияние на французское общество конца XIX — начала XX вв. оказали идеи двух апостолов позитивизма, видных философов и историков Э. Ренана и И. Тэна, энергично и красноречиво доказывающих о роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опираться все социальные институты, включая искусство, мораль и религию. Все научное творчество Дюркгейма свидетельствует о том, что он не остался в стороне от этого влияния.

Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и опиравшегося на них биоорганического направления в социологии. Влияние Спенсера было неоднозначным; многие концепции Дюркгейма разрабатывались как раз в полемике с концепциями английского мыслителя. Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось и прямое влияние идей Спенсера. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализ общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и к эволюционистской стороне, поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ, как комбинации простых. Вообще склонность использовать «элементарные формы» как модель для изучения форм развитых, определившая, в частности, этнологическую ориентацию дюркгеймовской социологии, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографическом материале.

Идеи К. Маркса не могли пройти мимо внимания французского ученого. Ведь на рубеже ХІХ-ХХ вв. популярность этих идей была настолько велика, что все социальные мыслители так или иначе обращались к марксизму, становясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования, что, по- видимому, соответствовало истине. Подобно многим марксистам, он интерпретировал Маркса в духе экономического редукционизма, сводящего всю жизнедеятельность социальных систем к экономическому фактору. Такую позицию Дюркгейм отвергал, принимая при этом часть марксизма за весь марксизм и одну из его интерпретаций за подлинно адекватную.

Хотя социология Дюркгейма в целом была направлена против биологических интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влияние биоорганического направления в социологии, в частности таких его представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, в частности его известный труд «Строение и жизнь социальных тел»; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эспинаса «Общества животных» Дюркгейм считал «первой главой социологии», у него же он заимствовал столь важнее для своей теории понятие «коллективное сознание». Дюркгейм не пренебрегал излюбленным методом органицистов — биологическими аналогиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Но основное влияние органицизма проявилось в его взгляде на общество как на индивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимосвязанных органов и функций.

Несмотря на то что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Концепции Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Ручка А.А., Танчер В.В. Очерки истории социологической  мысли. К.: Наукова Думка, 1992. – с.40-51, 78-80.

2. История социологии: В 3 кн.: Учебник/Под ред. Проф. В.И.Добренькова.- Кн.1:

История социологии (ХІХ – первая половина ХХ в.).-М.:ИНФРА-М, 2004.-с.224-226.

 


Информация о работе Биографическая укорененность идей Э.Дюркгейма