Риторические взгляды Цицерона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 14:53, реферат

Описание работы

«Кажется, для меня не существует ничего более прекрасного,
как умение силой слова владеть толпой слушателей, получить их сердца, направлять их волю куда захочешь и
предупреждать ее, откуда хочешь... »
(М.Т.Цицерон)

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Ораторское искусство древнего Рима и Греции…………………….5
2. Цицерон как оратор……………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

реферат по риторике.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

       В трактатах разработана программа  подготовки настоящего оратора, обладающего  глубоким знанием предмета и усвоившего теорию красноречия. По Цицерону, начинать обучение надо с усвоения «общеизвестных и избитых правил», к которым относятся знания о цели выступления и задачах оратора, общих местах, родах красноречия, композиции речи, средствах её украшения и т.д. Не отрицая пользы упражнений в произнесении речей экспромтом, Цицерон подчеркивал важность заранее подготовленных речей: «...хоть и полезно говорить часто без приготовления, однако же гораздо полезнее дать себе время на размышление и зато уж говорить тщательней и старательней».

       Трактат "Об ораторе" написан в форме  диалога, которая обусловливает  дискуссию. Сторонник практического  красноречия Марк Антоний утверждает, что говорящему достаточно ясно изложить свой предмет. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратор должен разбираться и в риторической теории, и в художественной литературе, истории, философии и психологии.

       В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности  и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей. В первой части работы «Об ораторе» Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. «Если же речь идет о том, что по-настоящему превосходно, – пишет Цицерон, – то пальма первенства принадлежит тому, кто и учен, и красноречив. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования». Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой.

       Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное  расположить по порядку; придать  ему словесную форму; утвердить  все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь «от мысли к звучащему публичному слову». Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

       По  мнению Цицерона, самое важное для  оратора - это словесное выражение  мысли и произнесение речи. Первое требование к речи - чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо также, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слово произносится слабым, умирающим голосом; нехорошо также, когда их произносят, пыхтя, как в одышке /.../, существуют, с одной стороны, такие недостатки, которые все стараются избегать, например, голос слабый, женственный или как бы немузыкальный, неблагозвучный и глухой. С другой стороны, есть такой недостаток, которого иные сознательно добиваются: так, некоторым нравится грубое мужицкое произношение, ибо им кажется, что оно вернее придает их речи оттенок старины». В понятие чистоты языка входила нормативность речи („Ясно, что для этого нужно говорить чистым латинским языком..."), то есть использование нормативного произношения и нормативных морфологических форм и конструкций. Но этого мало. Цицерон замечает: „Ведь никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то, что за оратора, и за человека-то не считают".

       Два других трактата «Брут» и «Оратор» посвящены одному из убийц Цезаря Марку Юнию Бруту. Трактат «Брут» – диалог, в нем участвуют Брут, Аттик и сам Цицерон. Однако это не живая беседа, произведение скорее можно назвать лекцией Цицерона, в которой излагается история римской риторики. Здесь есть, как мы уже упоминали, и полемические мысли: Цицерон критикует аттикизм. Написав это сочинение, Цицерон отправил его Бруту, который был в то время наместником Цизальпинской Галлии. Последний ответил, прося подробнее разъяснить некоторые положения или, возможно, с чем-то не соглашаясь.

       Тогда Цицерон написал сочинение «Оратор» - завершающее произведение риторической трилогии. Это длинное письмо Бруту: обращаясь к нему, оратор разъясняет свое мнение. Он говорит о требованиях к совершенному оратору, его образованности и подчеркивает, что идеальный оратор тот, кто в своей речи и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – его долг, второе – залог его популярности, третье – необходимое условие успеха.

         «Оратор» Цицерона разделяется на пять частей. Эти пять частей представляют собой пять ступеней, пять уровней последовательного углубления в предмет. Первая ступень – вводная: вступление, понятие об идеальном образе оратора, самые общие требования к нему: со стороны содержания – философская образованность, со стороны формы – владение всеми тремя стилями. Простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя. Вторая ступень – специально-риторическая: ограничение темы судебным красноречием, рассмотрение "нахождения", "расположения" и – в нарушение обычного порядка – "произнесения"; словесное выражение временно отложено для более подробного анализа. Этот более подробный анализ словесного выражения представляет собой третью ступень: опять происходит отмежевание ораторского от неораторского слога, опять разбираются три стиля красноречия, опять говорится о философской и научной подготовке оратора и дополнительно рассматриваются некоторые частные вопросы слога. Из трех разделов учения о словесном выражении для дальнейшей разработки выбирается один – раздел о сочетании слов; это – четвертая ступень углубления в предмет. Наконец, из вопросов, составляющих раздел о сочетании слов, выделяется один и исследуется с наибольшей тщательностью и подробностью – это вопрос о ритме и его рассмотрение по четырем рубрикам (происхождение, причина, сущность, употребление) представляет собой пятую и последнюю ступень, предел углубления темы (168-237). После этого краткое заключение замыкает трактат. Переходы между этими пятью уровнями заботливо отмечены Цицероном. Первая часть открывается вводным посвящением Бруту, после чего Цицерон предупреждает о трудностях темы. Точно такое же посвящение и напоминание о трудностях темы повторено в начале второй части. Третья часть, о словесном выражении, снабжена своим маленьким введением. На стыке третьей и четвертой частей вдвинуто отступление: к лицу ли государственному деятелю рассуждать о риторике, углубляясь в такие мелкие технические подробности. И, наконец, пятая часть, о ритме, опять вводится особым вступлением, своеобразной апологией ритма, за которой даже следует отдельный план последующего изложения. Так, в пять приемов совершается постепенное раскрытие темы трактата: автор быстро разделывается с вопросами, мало его занимающими, чтобы переходить к вопросам все  более и более важным и, наконец, углубиться в тему ораторского ритма, подробный разбор которой служит венцом сочинения. При этом вопросы, занимающие автора неотступно, возникают, повторяясь, на нескольких уровнях исследования: так, о философском образовании и о трех стилях красноречия подробно говорится дважды: в разделе вступительном и в разделе о словесном выражении4.

       Проповедуя  идеал оратора, Цицерон видел  в ораторе гражданина высокой  культуры, постоянно обогащающего свои знания чтением литературы, изучением истории, интересом к философии, праву, этике и эстетике.

       Цицерон опубликовал более сотни речей, из которых сохранились 58. Речи основывались на глубоком исследовании теоретических  вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге «Об ораторе».

       Наиболее  важным является вклад Цицерона в  разработку и совершенствование  приемов риторической обработки  текста. Из древности дошла до нас  пословица: «Трудно сказать короче, чем Цезарь, и пространнее, чем  Цицерон». Гибкость его ума, полета его творческой и художественной фантазии. Каждая речь оратора — стройная логическая строение, украшена изысканными стилистическими средствами, где содержание и форма создает гармонию, составляют единую художественную целостность всесторонних и глубоких знаний, разнообразие чувств и совершенства изложения. Каждая его речь — это художественное произведение.

       Исполнительское мастерство Цицерона было безупречным. Каждый жест оратора, его мимика, движения глаз, модуляция голоса возникли под влиянием соответствующего содержания произносимой речи, создавали великолепную гармонию, увлекая слушателей. Во многом успех вынесения определял голос, о котором оратор надо было всегда беспокоиться. Он имел сильный и красивый голос, хорошо поставленный, способный выражать самые разные чувства. Когда Цицерон обращал свои слова. Полные гнева против Катилины, голос был резким, порывистым. Звучал с большой силой, потому что эта речь содержит гневные и бурные интонации.

       Другим  голосом, тоном оратор рассказывает о благотворительном поступок Цецилии, которая гостеприимно приняла в дом Секста Росция в трудную минуту его жизни.

       Все это можно передать только с помощью  силы и модуляционных гибкости голоса. Природа щедро одарила оратора остротой и необыкновенной способностью вводить в текст речей различные виды смешного. Он довольно широко осветил теорию смешного в трактате "Об ораторе". Все это он умело применил эту острую оружие против противников. Ораторской прозе Цицерона принадлежит стилистическое совершенство и точность высказывания.

       Блестящий стилист, умеющий выражать малейшие оттенки мысли, Цицерон явился создателем того изящного литературного языка, который считался образцом латинской  прозы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Итак, в  историю риторики и ораторского искусства Цицерон  вошел,  прежде  всего, как блестящий стилист и вдохновенный оратор, своими  речами  и  письменными сочинениями много способствовавший построению, оформлению и  убедительности публичных выступлений своих коллег и  последователей. Забота  о  стиле  речи,  ее   эмоциональном воздействии на слушателя в  дальнейшем стали постепенно возобладать над ее  содержательностью  и  убедительностью. Тем самым из трех задач оратора: убеждать, услаждать и увлекать, о  которых говорил Цицерон, после него риторика сосредоточилась на одной —  услаждении слушателя.

       Идеальный оратор, по Цицерону, — это человек, соединяющий в своей личности тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юриста, голос трагика и, наконец, жесты, мимику и грацию великих актеров.

       Вклад Цицерона в сокровищницу мировой  культуры неисчерпаем. Он неисчерпаем  хотя бы потому, что современная (обычно называемая европейской) цивилизация - прямая наследница римской античности. Это известно достаточно широко, это  общепризнано, но для нас сейчас важно подчеркнуть другое: в связующей цепи одним из немаловажных звеньев был сам Цицерон - его личность, его деятельность, его наследие. Как ни странно, этот особый характер посмертной славы сумел предугадать один из его современников, который про Цицерона сказал так: «Его триумф и лавры достойнее триумфа и лавров полководца, ибо расширивший пределы римского духа предпочтителен тому, кто расширил пределы римского господства». Современником, сказавшим эти слова, был Юлий Цезарь.

       Наиболее  важным является вклад Цицерона в разработку и совершенствование приемов риторической обработки текста. 
 
 

       Список  литературы

  1. Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М. : Дело, 2002. – 480 с.
  2. Кузнецов, И.Н. Риторика, или ораторское искусство / И.Н. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ, 2004. – 424 с.
  3. Почикаева, Н.М. Основы ораторского искусства и культуры речи / Н.М. Почикаева. – М. : Феникс, 2003. – 320 с.
  4. Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи. Московский университет / Н.Н. Кохтев. – М. : 1992. – 521 с.
  5. Гаспарова, М.Л. Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / М.Л. Гаспаров. – М. : "Наука", 1972. 75с.
  6. Мельникова, С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие / С.В. Мельникова. – УлГТУ. : 1999. – 106 с.
  7. Утченко, С. П. Цицерон и его время / С.П. Утченко. – М. : Мысль, 1972.
  8. Цицерон: Хрестоматия по риторике. - Пермь. 1994.
  9. http://sev-orth

Информация о работе Риторические взгляды Цицерона