Зооморфизм в религиях древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 13:39, реферат

Описание работы

Обычно зооморфизм определяют как наделение человека животными качествами и чертами облика. Объединение в изображении человеческих черт с чертами птицы или зверя. Также зооморфизм - религиозное мировоззрение, когда дух или божество представлялись в обличии животного или с отдельными звериными чертами (лапами, крыльями, головой животного). В зооморфизме присутствовали и священные животные — как воплощение сущности богов. Зооморфизм характерен для древнеиндийского, американского и древнеегипетского искусства

Файлы: 1 файл

Zoomorfizm_v_religijah.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Доклад

на тему:

 

 


ЗООМОРФИЗМ В РЕЛИГИЯХ ДРЕВНЕГО МИРА

 

 

 

Выполнил

студент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014 г.

 

 

 

 

Обычно зооморфизм определяют как наделение человека животными качествами и чертами облика. Объединение в изображении человеческих черт с чертами птицы или зверя. Также зооморфизм - религиозное мировоззрение, когда дух или божество представлялись в обличии животного или с отдельными звериными чертами (лапами, крыльями, головой животного). В зооморфизме присутствовали и священные животные — как воплощение сущности богов. Зооморфизм характерен для древнеиндийского, американского и древнеегипетского искусства. Например, в Древнем Египте бог света и солнца изображался в виде сокола, богиня Сохмет — с головой львицы, а древнегреческая мифическая Химера представляла собой существо с тремя головами: льва, козы и змеи. Также зооморфизм присутствует в культуре саков - азиатских скифов, живших на территории Казахстана и Средней Азии. У саков зооморфизм представлен в виде "Звериного стиля" - тончайшего ювелирного и металлургического искусства. Зооморфизм предшествует, а иногда и сопутствует антропоморфизму. 3ооморфизм анимистических и теистических образов связан обычно с пережитками тотемизма. 3ооморфизм в сфере религии означает одновременно зоолатрию.

Согласно исторической модели раскрытия зооморфной семантики, давно используемой этнологами и археологами, образы животных первоначально были связаны с промысловыми культами и тотемизмом, из которых затем могли развиться зоолатрические культы, а объекты последних постепенно принимали антропоморфный вид, сохраняя зооморфные атрибуты, в том числе, атрибуты определенных жертвенных животных. Активными сторонниками этой точки зрения являются такие ученые, как З.П. Соколова, С.А. Токарев, Ю.И. Семенов.

Другая, классификационная модель начала складываться в 1960-е годы. Она предполагает, что в каждой конкретной традиции все известные образы животных могут оказаться элементами одной или нескольких классификационных (знаковых) систем. Наиболее четкая формулировка специфики данной теоретической установки принадлежит В.Н. Топорову: «Животные в течение длительного времени служили некоей наглядной парадигмой, отношения между элементами которой могли использоваться как определенная модель жизни человеческого общества и природы в целом (прежде всего в аспекте плодородия и цикличности). В мифопоэтическом сознании животные выступают как один из вариантов мифологического кода». В рамках этой модели возможно прочтение фиксируемых археологически зооморфных образов конкретной изобразительной традиции.

Третья модель раскрытия зооморфной семантики не только сближает историческую и классификационную модели, но и выделяет первую как частный случай второй, позволяя тем самым рассматривать множественность отождествлений и нередкую противоречивость зооморфных воплощений одного и того же образа как результат изменения во времени различных вариантов мифологического кода. В качестве такого сближения можно привести пример постепенного изменения смысла существующего уже не одно столетие термина «тотемизм». Сейчас под ним тоже понимают классификационную систему с устойчивым сочетанием зооморфных символов .

 

Согласно В.Н. Топорову, роль животных, как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного) элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением, которое имели животные на ранней стадии развития человечества, когда они ещё не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива - ни в его синхроническом состоянии (включение Ж. в социальную иерархию, помещение священных животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом аспекте (идея происхождения данного коллектива от животного или от животного предка), ни, наконец, онтологически (представление о животном как об особой ипостаси человека).

В силу этих особенностей животные в течение длительного времени служили некоей наглядной парадигмой, отношения между элементами которой могли использоваться как определённая модель жизни человеческого общества и природы в целом (прежде всего в аспекте плодородия и цикличности). В этом смысле использование образов животных в эпосе или в аллегорической системе апологов, басен, притч, пословиц и т. п. (вплоть до средневековых «Бестиариев») продолжает архаическую традицию.

В мифопоэтическом сознании териоморфные образы выступают как один из вариантов мифологического кода (наряду с растительным, пищевым, химическим, цветовым и т. п.), на основе которого могут составляться целые сообщения, в частности мифы или мифологизированные животные сказки. Поскольку отдельные элементы зооморфного кода имеют постоянно закреплённые за ними значения, которые, однако, могут передаваться и другими кодовыми системами, устанавливается система соответствий между изо-функциональными элементами разных кодов. При этом конкретные элементы зооморфного кода получают способность выступать как классификаторы, которые условно-символически описывают данную ситуацию и, кроме того, могут объединяться в целые комплексы, обнимающие разные сферы бытия (ср. цепи соответствий типа: данное животное - растение - страна света - цвет - небесное светило - элемент/стихия - металл - вкус - время года - божество).

Такие классификационные цепи известны как в архаичных мифопоэтических традициях, так и в более позднее время. Особенно распространены примеры соотнесения животных со странами света, временами года, стихиями.

 

Так например в древнеегипетской религии большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.  В целом, обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму, с которым в ряде случаев было сильно сближено, фактически составляя явления одного порядка. Номы и города часто сопоставлялись и были связаны со своими богами-животными, что отражалось в их названиях, также многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств.

Например, крупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и плодородия. Постепенно культ скота трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные связи быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога:  1) полное тождество 2) бык (корова) как земное воплощение божества 3) как атрибут божества. Основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне больше занимались скотоводством, в связи с большим количеством пастбищ, центры культа были в городах Инбу-хедж (Мемфис), Иуну (Гелиополь), и также в Верхнем Египте — в городе Иуни (Гетмонтис).  Атум, Осирис - боги принимавшие образы быков,  Ихет, Метуер, Нут, Хесат, Хатор - богини-коровы, Ка-Кау (Каихос), Мер-Ур (Мневис), Хеп (Апис) - божества-быки.

Таким же образом в древнем Египте значительное количество богов ассоциировалось с кошачьими (Сехмет, Тефнут, Мафдет), крокодилами (Себек), птицами (Гор, Монту, Немти, Сопду, также Ра и Амон), и тому подобное.

 

Далее, одной из черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами.

 

Среди мифологических фигур Индии есть Ганеша (бог-слон), Мушика (ездовой грызун или землеройка), и Хануман (король обезьян). Кроме того, каждому из главных богов соответствует какое-либо «ездовое» животное.

Помимо этого, в религиях Индии и Китая до сих пор распространена вера в то, что духи предков могут приходить к людям в облике животных, а согласно учению о реинкарнации (перевоплощению душ) душа человека может реинкарнировать после смерти в животное. В китайских гороскопах и по настоящее время каждому году соответствует своё животное, причём человеку, рожденному в этот год, приписываются повадки данного животного.

 

Так же зооморфные элементы можно обнаружить и в более поздних религиозных системах: так, например, в христианстве ангелы на иконах и при оформлении храмов как правило изображаются с крыльями птицы, демоны и бесы с крыльями и хвостом дракона, а также рогами козла; иногда присутствуют все элементы сразу. Христианский святой Христофор Псеглавец представляет собой человека с головой собаки. В христианстве также Святой дух символически изображается в виде голубя.

 

 

В целом, в заключении можно сказать, что зооморфные элементы в религии – крайне распространенное явление, их можно обнаружить практически повсеместно. Являются ли они формой сохранения «пережитков» тотемизма, зоолатрии или фетишизма, или являют собой пример символического мышления и способ классификации мира, или все это сразу – вопрос на данный момент дискуссионный.

 

 


Информация о работе Зооморфизм в религиях древнего Рима