Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2010 в 17:48, Не определен
С начала VIII века в мусульманском мире появился большой интерес к различным наукам. Правители заботились о сохранении, приумножении и распространении знаний, высоко ценили ученых и создавали условия для тех, кто желал целиком посвятить себя служению науке.
Вклад ислама в развитие мировой цивилизации
С начала VIII века в
мусульманском мире появился большой
интерес к различным наукам. Правители
заботились о сохранении, приумножении
и распространении знаний, высоко
ценили ученых и создавали условия
для тех, кто желал целиком
посвятить себя служению науке. Интерес
к постижению знаний начинался с
изучения Священного Корана и арабского
языка. Мусульмане заучивали наизусть
Коран и изречения Пророка, изучали
его жизнеописание и
Большое внимание уделялось развитию арабской письменности и сохранению научного наследия. Книгоиздатели заботились о художественном и графическом оформлении книг, качестве бумаги и переплета. Во всех областях мусульманского мира были основаны публичные и частные библиотеки, которые поддерживали тесные связи друг с другом. Труды, появлявшиеся в Багдаде или Дамаске, посредством торговых караванов в течение нескольких месяцев доходили до Магриба и Кордовы.
Тысячи книг, посвящённых толкованию Корана, хадисам Пророка, мусульманскому праву, арабскому языку, поэзии мусульманских народов, жизнеописаниям учёных и правителей, географии и прочим наукам, быстро достигали самых отдалённых городов Халифата.
Библиотеки служили
не только для хранения и чтения
книг. Они были местом научных собраний
и дискуссий. В них переписывались
труды учёных, в них писали и
творили многие великие мыслители.
Знания были достоянием общественности,
и каждый желающий имел возможность
воспользоваться услугами библиотек
и получить доступ к ценным и редким
трудам. Отсутствие цензуры, почтительное
отношение к учёным, широкий доступ
к знаниям — всё это
В период правления династии Аббасидов началась беспрецедентная по своим масштабам кампания по переводу научных и философских трудов с различных языков мира на арабский язык. Мусульмане по праву гордятся тем, что они сохранили наследие предыдущих цивилизаций, способствовали дальнейшему развитию философии и прочих наук. Уважительное отношение к чужой культуре отличало мусульманских правителей от многих других завоевателей. К примеру, после покорения монголами Багдада и падения Кордовы были сожжены библиотеки и разрушены тысячи памятников мусульманской культуры. По свидетельствам историков, в Кордове испанцы сожгли около семидесяти книгохранилищ, в которых находилось свыше 1 050 ООО томов. Монголы после завоевания Багдада сбросили сотни тысяч книг в реку Тигр, после чего вода в реке в течение трёх дней оставалась чернильного цвета.
Интерес к переводам научных трудов зародился ещё в эпоху Омейядов, но возродился с новой силой в период правления аббасидского халифа аль-Мансура (136/754-158/775). Внимание мусульманских учёных привлекали в первую очередь труды древнегреческих врачей и астрономов, чьё наследие к тому времени было предано забвению, а многие рукописи были захоронены вместе с их авторами. Мусульмане принимали книги античных мыслителей вместо джизьи, обменивали на них пленных византийцев и просили византийских чиновников найти книги, которые упоминались в уже переведённых трудах. Благодаря этому некоторые из древних трудов были извлечены из могил их авторов. Халиф аль-Мамун, основавший «Дом мудрости» в Багдаде, щедро вознаграждал переводчиков, давая им столько золота, сколько весила сама книга. На арабский язык были переведены труды таких учёных античного периода, как Пифагор, Платон, Аристотель, Архимед, Гален, Гиппократ, Евклид. К ним были написаны многотомные комментарии, идеи античных философов были творчески осмыслены в свете мусульманской традиции и получили дальнейшее развитие.
Расцвет науки и мысли в халифате пришёлся на XI-XIII века. Достижения мусульманских учёных в различных областях знания способствовали развитию военного дела, градостроения, мореплавания, хозяйственных и общественных отношений. Благодаря этому известный востоковед Франц Роузенталь справедливо охарактеризовал культуру мусульманского Востока как «торжество знания».
Современные учёные из мусульманских стран — врачи, физики, химики, биологи — продолжают вносить свой вклад в развитие мировой науки. Их заслуги признаются не только на родине, но и в остальном мире. Достаточно назвать имена выдающегося пакистанского химика, одного из основателей Пакистанской академии наук Салимуззамана Сиддики (1897— 1994) или индийского врача, возродившего традиционную систему медицины унани, Хакима Аджмал-Хана (1863-1927).
Научной общественности хорошо известны достижения пакистанского физика, лауреата Нобелевской премии 1979 г. Абдас-Саляма аль-Кадияни (род. 1926); азербайджанского физика, создателя пяти фундаментальных научных теорий, в том числе теории нечёткой логики, Лютфи Заде (род. 1921); египетского геолога, одного из руководителей американской программы полёта человека на Луну «Аполлон», ныне директора бостонского Центра дистанционного сбора данных Фарука Эль-База (род. 1938).
Философия и социология. Толчком для развития философской мысли в мусульманском мире послужило знакомство с трудами древнегреческих философов. Попавшие под влияние древнеэллинских взглядов учёные охотно опирались на принципы античной философии в своих рассуждениях. Первые оригинальные трактаты по философии на арабском языке принадлежат Якубу бин Исхаку аль-Кинди (801-866). Его работы, в которых дается оценка воззрениям Сократа, Платона и Аристотеля, способствовали становлению арабо-мусульманской философии.
Большой вклад в её развитие принадлежит Мухаммаду аль Фараби (870-950) и Ибн Сине, больше известному как Авиценна (980-1037). Изучив наследие античных мыслителей, они разработали собственную философскую концепцию, близкую к неоплатонизму. Воззрения Авиценны, изложенные им в трактате «Китаб аш-шифа», легли в основу сочинений знаменитого испанского переводчика и философа Доминго Гонсалеса.
Выдающийся андалусский мыслитель Ибн Рушд (1126-1198) считается первым средневековым комментатором Аристотеля. Под влиянием его сочинений во Франции возникло направление, известное как «латинский аверроизм» (от латинского варианта имени Ибн Рушда — Аверроэс). С другой стороны, его труды способствовали формированию философских взглядов таких мыслителей, как Альберт Великий (ок. 1206-1280) и Фома Аквинский (1226-1274).
Мусульманским учёным
также принадлежит заслуга
Отношение философов к религии в определённой степени отличалось от взглядов богословов, однако коранические идеи оказали существенное влияние на творчество представителей как светской (фалсафа), так и религиозной (калам) философии и на их отношение к личности, обществу и государству. В мусульманском мире многие мыслители занимались государственной деятельностью, медициной, астрономией, механикой, музыкой и т. д. Их интерес к философии был продолжением этих занятий, что также оказывало существенное влияние на их мировосприятие.
По-арабски писали и выдающиеся еврейские философы Маймонид (ум. 1204) и Ибн Габирол (ум. 1167). Еврейские учёные, имевшие тесные связи с христианским миром, сыграли ведущую роль в переводе трудов мусульманских учёных на латинский язык. Арабо-мусульманская философия во многом способствовала изменению отношения европейских мыслителей к иррациональным религиозным догматам. Достижения мусульман объективно предварили тот исторический переворот в европейском мировоззрении, который привёл к дальнейшему развитию научной мысли и становлению буржуазных отношений в Европе.
Алгебра и геометрия. Повышенный интерес к математике в эпоху правления Аббасидов стал результатом развития торговли, архитектуры, астрономии, географии и других областей знания. На арабский язык были переведены трактаты древнегреческих, персидских и индийских мыслителей. Величайшим вкладом мусульманских учёных в математику стало распространение десятичной системы исчисления, которая очень скоро получила признание во всём мире. Вместе с цифрами европейцами были заимствованы и новые термины. Французское слово chiffre («цифра», «сумма», «код, шифр»), немецкое Ziffer («цифра», «код, шифр»), английское cipher («код, шифр», «цифра», «ноль», «ничто»), так же как и французское zero («ноль», «ничто») и английское zero («ноль», «ничто»), произошли от арабского сыфр, что означает «пустой». Соответственно, к нему же восходят русские слова цифра и шифр. И хотя те цифры, которые пришли в Европу из Халифата, приобрели нынешний вид лишь несколько веков назад, мы называем их арабскими.
Примечание. В Европе некоторые цифры для экономии места изображались боком (например, 2, 3, 7). Европейская цифра 8 никак не связана с арабским эквивалентом. Её изображение происходит из сокращённой записи латинского слова octo («восемь»).
Видным представителем багдадской школы был математик, географ и астроном Мухаммад аль-Хорезми (780-850). Его трактат «Книга о сложении и вычитании на основе индийского исчисления» дошёл до нас только в латинском переводе. Это первый труд, в котором излагается десятичная система счисления и операции, выполняемые в этой системе, включая умножение и деление. От названия другой книги «Хисаб аль-джабр ва-ль-мукабала» произошел термин «алгебра», за которым за-крепилось значение науки об уравнениях. Слово «алгоритм», которое вплоть до начала нового времени означало вычисление в десятичной позиционной системе, происходит от латинизированного варианта имени учёного.
Другим выдающимся математиком и астрономом был сириец Мухаммед бин Джабир бин Синан, больше известный как аль-Баттани (858-929). Он заложил основы тригонометрии, ввёл в употребление тригонометрические функции (синус, тангенс, котангенс) и произвёл новые, более точные вычисления угла наклона эклиптики к экватору.
Большие заслуги в развитии математики принадлежат Сабиту аль-Баттани (836-901), Мухаммаду аль-Бузджани (940998), Абу Бакру аль-Караджи (ум. ок. 1030). Последний в своей известной работе «Аль-Фахри» разбирает способы решения квадратных уравнений и извлечения корней выше второй степени. Новые способы решения алгебраических уравнений описываются великим поэтом и философом Омаром Хайямом (1040 — ок. 1123). В его работах предпринимается попытка решения геометрических задач алгебраическими методами, и поэтому исследователи называют его отдаленным предшественником Декарта.
Азербайджанский ученый Насир-ад-дин ат-Туси (1201-1274) дал лучшее для тех времён объяснение трудов Евклида по геометрии, сделал ряд дополнений к его работе и способствовал дальнейшему развитию теории параллельных линий. Персидский математик Джамшид бин Махмуд аль-Каши (ум. 1436) ввёл десятичные дроби и указал на необходимость упрощения счёта путем опускания разрядов, не имеющих значения при вычислениях.
География
Мусульманские учёные внесли большой вклад в развитие географии. Большую роль в составлении географических карт сыграл астроном и философ Абу Зейд аль-Балхи (235/849322/934). Его сочинение «Сувар аль-акалим» легло в основу труда другого выдающегося географа и путешественника Ибрахима аль-Истахри (X век). Его книга «Масалик аль-мамалик», содержащая цветные географические карты и пояснительный текст, стала образцом для традиционных трудов по географии. Автор разделяет страны на двадцать областей, приводит путевые маршруты с точными расстояниями, приводит ценные сведения по топографии городов, описывает климатические условия разных стран, перечисляет ископаемые богатства, растительные продукты, продукты животноводства и предметы торговли.
В начале пятидесятых годов X века аль-Истахри встретился с другим путешественником из Багдада Мухаммад ом бин Хаукалем (ум. ок. 988). Он много путешествовал по Северной Африке, Испании и Сицилии, объехал Месопотамию, Иран и Индию. Ибн Хаукал указал на некоторые ошибки аль-Истахри и по просьбе последнего взялся за переработку его труда. Внеся исправления в разделы, касающиеся западной части Халифата, Ибн Ха-укал назвал свою работу «Китаб аль-масалик ва-ль-мамалик».
Марокканский географ и историк аль-Идриси (1100-1166) составил подробную карту мира и описал многие области Азии, Северной Африки и Европы. В его работах приводятся ценные сведения о Волжской Булгарии и стране башкир на Южном Урале. В атласе аль-Идриси, содержащем 70 карт, указываются даже истоки Нила, которые европейцы открыли только в XIX веке.
Энциклопедическим трудом по географии считается трактат «Муджам аль-булдан» Якута аль-Хамави (1179-1228). Большой вклад в развитие географии как точной науки внес Ибн Батута (1304-1369), путешествовавший по странам и материкам в течение 29 лет. Не утратил своей ценности многотомный труд «Сеяхет-наме» турецкого историка и путешественника Эвлии Челеби (1611-1682), описавшего наблюдения, сделанные за более чем полвека путешествий.
Многие европейские мореплаватели своими открытиями обязаны мусульманским учёным. Христофор Колумб (14461506) в своих записках отмечал, что узнал о существовании земли за Атлантическим океаном от мусульман. Известный географ Ахмад бин Маджид (ум. ок. 1530) указывал путь Васко да Гаме (ум. 1524) во время его путешествия в Индию в 1498 г. Его перу принадлежит сочинение о мореходстве в Красном море, Индийском и Атлантическом океанах и среди островов к востоку от Индии.
Турецкий адмирал Пири Рейс (1465-1554) в 1523 г. составил карту мира, которая хранится в одном из музеев дворцового комплекса Топкапы в Стамбуле. Он изобразил на ней береговую линию Антарктиды задолго до 1820 г., когда русская экспедиция открыла самый южный материк. Часть карты словно оторвана, на ней изображены Испания, Восточная Африка, известные на тот период части Атлантического океана и Южной Америки, а также Антильские острова. Из записей, сделанных адмиралом по краям карты, важными являются пять замечаний, связанных с открытием Америки.
Астрономия
Интерес мусульман
к астрономии определялся не только
расширением мусульманских
Информация о работе Вклад ислама в развитие мировой цивилизации