Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 02:29, курсовая работа
Работа посвящена феномену двоеверия, сосуществование в сознании людей двух различных религий: язычества и христианства
Иудеям же он сказал так: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны: если бы ваш бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям. Или и нам того желаете?»
Короче говоря, у князя были причины, чтобы крестить Русь. И замечу, что они не были связаны с внутренней жизнью страны. Для большинства людей новая религия казалась скорее чуждой. К тому времени христианство было совсем не изученной религией.
Считается,
что крещение Руси началось
в Киеве. И послал Владимир
со словами: «"Если не придёт кто завтра
на реку - будь то богатый или бедный, нищий
или раб - да будет мне враг. Услышав это,
с радостью пошли люди, ликуя и говоря:
"Если не было это хорошим, не приняли
бы это князь наш и бояре".
(Н.С. Гордиенко «Крещение Руси. Факты
против легенд и мифов»,стр76 ) В этом отрывке
виден не только приказной тон князя, но
и то, что христианство приняли приближенные
к знати. Очевидно таких было немного.
«Всякое правдоподобие требует предполагать,
что было некоторое, а может быть и не малое
количество таких, которые остались глухи
к проповеди, и в глазах которых князь
и бояре были отступниками от староотеческой
веры. Одни из таких людей могли быть заставлены
повиноваться или даже прямой силой, а
другие, вероятно, не были заставлены никакими
средствами и, или искали спасения в бегстве,
или сделались, так сказать, языческими
мучениками» (Б.А. Рыбаков( « Язычество
древних славян»,стр.56). И всё же Киев принял
факт крещения спокойнее, чем другие города.
Полагаю, это связано со спецификой населения
Киева. «Каждый славянин или варяг, приехавшей
в Киев и желавшей там жить мог это
сделать, приняв православие…Из их среды
получил самых верных и храбрых воинов»(
Л.Н.Гумилёв «Древняя Русь и Великая степь»,стр.228).
Интерпретация христианской религии на Руси.
Мы выяснили, что христианское и языческое тесно переплетались между собой. Если говорить о временных рамках двоеверия, то оно чаще всего они определяется 13-14 веками. Однако, элементы двоеверия сохранялись и до 20 века. « Русские оставляли последнюю жменю колосьев («Волосу на бородку»)
В Стоглаве (церковный собор 1551г.
постановления, которого составили сборник, состоящий из 100 глав) отмечается, что даже священники совершали обряды чисто языческого характера: «клали под престол соль на несколько недель, а потом давали на врачевание людям и скотам, то же проделывали и с мылом.»
Новообращённые православные священники не могли отличаться истинным благочестием. Церковь приняла христианство лишь с формальной стороны. «Весьма многозначительна история с черноризцем Еразмом, который имел большое богатство, но всё его истратил на церковные нужды: оковал много икон… И дошёл до последний нищеты и все стали пренебрегать им . И стал он не радеть о житии своём, во всяком пренебрежении проводил дни свои…Значит не для ради спасения души тратил своё, а для вознаграждения. Взгляд Еразма связан с языческой системой ценностей. Отрицательная оценка обусловлена тем, что богатство было истрачено на церковные нужды, а не на людей, как того требовал дохристианский обычай». (И. Я. Фроянов «Начало христианства на Руси», стр. 153).Таким образом, форма в большой степени заменила содержание. С точки зрения Фроянова в социальной системе Древней Руси церковь не столько ведущее, сколько ведомое учреждение. Поэтому она не могла играть роль ускорителя в области социального развития. Втянутая в сутолоку общественной жизни, обременённая многочисленными гражданскими функциями церковь не имела достаточного времени и сил, чтобы сосредоточить свою деятельность на распространении христианства и его утверждении над язычеством», в чём «заключается она из причин устойчивости языческой религии в домонгольской Руси.
Ярким примером
двоеверия могут служить
Самым
известным славянским
Культ православных
святых напрямую связан с
Косму и Дамиана «сделали» целителями кур, и покровителями кузнечного дела.
Главным объектом поклонения стала Дева Мария, несмотря на то, что православная церковь не признает догмат о не порочном зачатии Иисуса. Не трудно предположить, что в народном сознании она заняла место Матери Сырой Земли и женских божеств. Она-покровительница, заступница, помощница. Её называют «Споручницей грешных», «Вододательницей», "Млекопитательницей", "Спорительницей хлебов". Именно в православной традиции принято просить помощи и избавление от болезней у святого или заступничества о целом городе. Представления о бесах и ангелах пересекались с верой язычника в духов.
И даже после принятия православия отношение с Богом продолжали строиться по архаическому принципу: « Даю тебе, чтобы ты мне дал.» И. Я. Фроянов пишет: « На этот счёт имеются любопытные сведения, содержащиеся в « Слове о злых духах»- церковно-учительном памятнике Древней Руси. Когда какое-нибудь к нам зло придёт – тогда поносим бога. (И. Я. Фроянов «Начало христианства на Руси», стр. 159). Бог не стал пониматься как нечто абсолютно положительное. Понятия о боге, который сопутствует в битве, сборе урожая, домашнем хозяйстве остались. « Княжеские распри обычно завершались битвами. Враждующиеся между говорили друг другу: «Бог нас рассудит»
В конечном итоге побеждал, по их убеждениям, тот на чьей стороне был бог, а следовательно и правда. Всё это живо напоминает языческое «поле» - поединок, посредствам которого разрешались взаимные споры.
Не стоит думать, что такого рода синкретизм является лишь чем-то крестьянским, сугубо народным. Женские из русской знати и после крещения практиковали ритуальные пляски-русалии. Московский князь Иван в 1545г. ездил в Коломну сеять гречку, ходить на ходулях, наряжаться в саван. Б.А. Рыбаков так комментирует этот факт: «Здесь всё связано в единый аграрно-магический комплекс: увеличение человеческого роста ходулями было связано с магическими представлениями о высоте будущих колосьев, а саван с культом предков, лежавших в земле и помогающих плодородию земли» (« Язычество древних славян», стр.110)
Спустя
несколько веков после
Обряд крестоцелования по началу осуждался церковью. Митрополит Фотий писал: «христьянину православну не дан честный крест в роту». Духовенству запрещалось присягать, и до 1917г. священники были свободны от присяги в суде. Сам обряд крестоцелования не проводился духовенством. В 16в. духовник царя в палату крест, предназначенный для присяги, и высылался из палаты. Договор, бывший предметом присяги, клали на блюдо. Церковно- этикетные наслоения постепенно скрыли магическую природу обряда крестоцелования»
Магическое отношение к целованию креста проявлялось в том, что насильное целование всё равно считалось действительным. Смысл обряда – единение того, кто целует крест, с договором. Поцелуй – символ этого единения, «цельности». Можно в этом увидеть отголоски и более древние запреты на нарушение клятв.
Культ Параскевы Пятницы наиболее ярко показывает круг древнерусских представлений о женском божестве. В ней главным образом видели покровительницу женских занятий. Св. Параскева запрещала прясть в пятницу, в день недели, специально ей посвященный. Есть явное сходство с образом богини Макошь. Однако, Ив Левин не склонна оценивать эту связь так однозначно.
«Кажущиеся
сходство между образами
(Ив Левин «Народная религия в истории России» стр.143)
У других славянских
также распространен этот культ, хотя
богиня Макошь у них не была известна.
Ив Левин старается найти специфический
православный источник этого культа. Я
полагаю, здесь стоит говорит об определенном
наборе специфических черт, свойственных
святым девам и женским божествам, не зависимо
от принадлежности к той или иной религии.
Такое сходство мы можем наблюдать во
многих образах.
Заключение
Синкретизм язычества
и православия уникален тем, что он создал
собственное особое культурное пространство.
Церковные предписания не могли охватить
всех сфер жизни. Народ осознавал себя
частью природы. Идея отрицания мирского
на русской почве понималась не так,
как в других странах. Православие приняло
в свой культурный и духовный пласт языческие
верования, включив их в вероисповедный
культ, которые и по сей день на «приходском»
уровне составляют суть этой конфессии.
Список литературы