Деструктивные культы (секты)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 17:37, реферат

Описание работы

Признаки сатанистских сект и их адептов

Файлы: 1 файл

Деструктивные культы секты .doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

     Другим  фактором риска для здоровья и  жизни человека в учении свидетелей Иеговы является “божественный» запрет на переливание крови.

     Каждый  иеговист должен постоянно носить с  собой «Медицинский документ», в  котором крупным шрифтом указано: НИКАКОЙ КРОВИ. На обороте отпечатан текст под заголовком «Медицинское распоряжение/освобождение от ответственности». В нем говорится: «Я, ___________, даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови, даже если врачи считают это жизненно важным для моего здоровья или для моей жизни. Это распоряжение оформлено по моей собственной инициативе. Это соответствует моим правам пациента и моим убеждениям как свидетеля Иеговы. Библия приказывает мне воздерживаться от крови. Это является моей религиозной позицией на протяжении _________ лет. Я даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови.      Я согласен на любой дополнительный риск, к которому это может привести. Я освобождаю врачей, анестезиологов, и иной медицинский персонал от ответственности за любые неблагоприятные последствия моего отказа, несмотря на их квалифицированное лечение. В случае потери мною сознания, я уполномочиваю любого из свидетелей, указанных ниже, проследить за тем, чтобы придерживались моего решения». За этим следует подпись, дата и данные двух свидетелей с указанием, кем они приходятся владельцу сего документа.

     Все солидно, официально, эмоционально насыщено и эффектно.

     Пожалуй, нет другой страны, где иеговисты  развернули свою деятельность так же, как  в России. Страны, из которой с такой же пугающей частотой поступали бы сведения о трагической смерти и самих иеговистов, и детей, погибших по воле родителей, фанатично убежденных в библейском запрете на переливание крови.

     При всей несомненности причинения вреда  здоровью от деятельности сект, вместе с тем было бы неправильным утверждать, что у всех сектантов возникают психические расстройства. Огромную организаторскую и финансовую работу, какую ведут современные секты, могут проделать только люди достаточно волевые, энергичные, имеющие ясную мотивацию своего поведения. Здесь в психолого-психиатрическом аспекте встает вопрос о дифференцированной мотивации лиц, вовлеченных в сектантскую деятельность. В основе этой дифференциации должен лежать индивидуальный анализ мотивов прихода в секту и анализ вероятности для конкретной личности получить начальную психическую патологию в виде синдрома психологической зависимости.

     Применительно к вопросу о подверженности личности вербовке в секту провоцирующими факторами являются упоминавшиеся психологический надлом, потеря смысловых ориентиров, неуверенность в завтрашнем дне, духовная опустошенность, чувство одиночества и ненужности, непонимание в семье, другие конфликтные, психотравмирующие, фрустрирующие обстоятельства. Наложение этих негативных обстоятельств на макро- и микросоциальное самоощущение личности вносит определенную коррекцию в вероятность развития психической патологии.

     К числу факторов риска для развития психической патологии относятся  и такие индивидуальные характерологические черты как внушаемость, ведомость, пассивность, мистическое своеобразие типа мышления (восприимчивость к магическому, пралогическому, астральному). Кроме того, факторами риска могут выступать и такие вполне нормальные сами по себе социально-психологические особенности личности как протест против идеологического монизма, жажда познания, поиск истины, сочетающиеся с преимущественной ориентацией на макросоциальные ценности, и равно праводоискательство и желание справедливости, сочетающиеся с преимущественной ориентацией на микросоциальные ценности.

     Самостоятельность, лидерство, стеничность, достаточная  степень личностной защищенности нивелируют отмеченные факторы риска. Хотя личностная самостоятельность, сориентированная на макросоциальные ценности, и может предопределить уход в секту, но эта же личностная особенность будет и фактором сопротивляемости формированию синдрома психологической зависимости и быстрого выхода из секты при возникших сомнениях в ее принципах и божественности.

     Важно, что предлагаемые сектой духовные «услуги» могут соответствовать наиболее слабым, уязвимым местам личностного склада. Сектанты это учитывают, и после психологической «разведки» умело используют индивидуальный подход при вербовке.

     При всей многочисленности наблюдаемых вариаций характеристик личности рядового сектанта все же возможно определить два типовых противоположных набора признаков личностей, поддающихся вербовке и участвующих в деятельности сект.

     Первую  типовую группу составляют лица с  хорошо развитым критическим мышлением, без невротизирующих комплексов, достаточно самостоятельные в определении своего поведения, ориентированные на макросоциальные, духовные ценности. У этих лиц отмечается неудовлетворенность ортодоксальным материализмом, информационный голод, жажда духовной пищи, жажда познания истины – все это причины, формирующие мотивацию отклика на приглашение познакомиться с новым, необычным религиозным учением. У них доминирует интеллектуальная жажда познания истины, интеллектуальная основа мотивации, без ведущего участия чувственной сферы психики.

     У человека с хорошо развитым критическим  мышлением, при достаточном знакомстве с сутью проповедуемого в секте  учения обычно возникает неудовлетворенность  жажды познания. Интеллектуальное разочарование  в предложенном учении побуждает к разрыву с сектой, что при отсутствии эмоциональной связи с ней позволяет без особых усилий ее покинуть. Психических расстройств у представителей этой группы не наблюдалось.

     Противоположная типовая группа характеризуется  отсутствием личностной защищенности при наличии фрустрации, то есть при психологическом стрессе, переживании неудачи или разочаровании в своей жизни. Этим людям нужен катарсис – очищение от психотравмирующего комплекса, «отреагирование» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта. В противоположность первой группе, у лиц представителей данной группы мотивация заключается не в жажде познания, а в жажде признания, в получении сочувствия и эмоциональной поддержки со стороны других людей в своей проблемной ситуации. Иными словами, их поведение определяет чувственная мотивация. Возможности удовлетворения последней всегда имеются в арсенале каждой секты.

     Чувственная мотивация и повышенная потребность  в эмоциональной поддержке снижает интеллектуальный контроль, ведет к несопротивляемости культивируемым в секте приемам развития психологической синдрома зависимости. Для таких людей уход из секты – это уход в одиночество, возврат к прежним психотравмирующим проблемам, страх за свою жизнь. Эти люди в учении секты нашли свой психологический «якорь», им все стало ясно, а от этого просто и спокойно на душе. Обычно они говорят, что обрели в секте счастье, которого не хотят и боятся лишиться. Это обусловлено подсознательным комплексом беззащитности вообще и направленно сформированным чувством беззащитности вне секты. У этих людей отмечается активное нежелание принимать какие-либо доводы покинуть секту. Все большая потеря своего «Я», подчинение воле наставника делают этих лиц по существу интактными к попыткам показать им их трагическое положение и принять помощь. Именно у представителей этой группы быстро развивается то состояние, которое по Международной классификации болезней МКБ-10 обозначено как «Зависимое расстройство личности». Эти люди чаще других подвержены развитию глубокой, психотического уровня, психической патологии.

     В обозначенном диапазоне полярных свойств  личности и мотиваций прихода  в секту имеется много вариаций. Но отметим дополнительно лишь две  подгруппы.

     Первая  имеет сходство с группой выше упомянутых стеничных, самостоятельных, с развитым критическим мышлением личностей, но представители данной группы отличаются отсутствием внутренней честности и порядочности, их характеризуют амбициозность, властность, авантюризм. Довольно скоро они замечают всю химеру «религиозного» учения своей секты, но при этом также быстро замечают и возможную выгоду. Их прельщает перспектива быстро выйти из серой массы, занять «офицерскую» должность в секте (то есть роли надзирателя, активного помощника, ассистента руководителя, войти в руководящую структуру, побывать в заграничном центре секты) со всеми соответствующими не малыми земными благами. Чем выше они поднимаются в иерархии секты, чем ближе они к большим деньгам – тем меньше в них даже сектантской духовности. Данных о психической патологии у подобных личностей не имеется.

     Другую  подгруппу составляют наивные искатели чего-то нового, необычного, таинственного. Они также хотят выйти из серой  массы, быть причастными к современному, международному духовному движению. Их манят завлекающие, многообещающие рекламы сект, возможность пообщаться с заграничными проповедниками, не говоря уже о перспективе бесплатно съездить за границу. На предупреждения об опасности связываться с сектами они самонадеянно говорят, что когда захотят, легко бросят это дело. К сожалению, они не замечают скрытой, но последовательной психологической обработки и постепенного развития синдрома психологической зависимости, после формирования которого, обратный ход практически закрыт.

     Как при решении вопроса о вменяемости, так и вопроса о дееспособности сектантов судебно-психиатрическая  оценка психических изменений в  результате негативного социально-психологического воздействия в секте должна исходить из общих принципов определения  глубины психической патологии. Статья 22 УК РФ, предусматривающая вменяемость при отсутствии возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, действует в отношении значительного числа сектантов, обнаруживающих «зависимое расстройство личности». Во всех этих случаях суд может назначить принудительное лечение, поскольку без специального психотерапевтического и иного способа избавления от синдрома психологической зависимости риск рецидива преступления по причинам сектантского фанатизма остается высокой.

     Проблема  культовых новообразований деструктивно-тоталитарного  типа обозначилась в России недавно. Но угроза национальной безопасности и здоровью нации катастрофически  растет. Нарастает и циничная активность сектозащитников. Без срочных объединенных усилий священнослужителей традиционных конфессий, педагогов, юристов, медиков, журналистов, прокуроров, следователей, судей будет окончательно утрачена не только духовность общества, но и самостоятельность российского государства.

Признаки  деструктивных псевдохристианских объединений

 

     Ключевым  признаком деструктивных псевдохристианских объединений, с духовно-нравственной точки зрения, является то, что они  самочинно и своевольно отвергают  принципиально значимые составляющие той единственной христианской религии (непрерывно существующей уже более 2000 лет), которая основана непосредственно Самим Иисусом Христом, а именно: Священное Предание (живое слово Божие); Единую Святую Вселенскую Церковь; законную апостольскую преемственность; законные таинства; законное священство.

     Весьма  часто подобным объединениям в их самочинных вероучениях присущи  примитивные и неразборчивые  эклектизмы, не выдерживающие никакой  научной критики. Некоторые псевдохристианские культы произвольно используют элементы восточных и иных языческих вероучений, несовместимых с христианством.

       С правовой точки зрения важно  то, что значительная часть подобных объединений считает государство и государственные институты сатанистскими учреждениями, а государственных служащих – слугами сатаны. Ими враждебно воспринимается само понятие патриотизма. Они уклоняются от воинской службы, проповедуя пацифизм, а также используют скрытые его формы (тайный саботаж в военно-промышленном комплексе, в армии и правоохранительных ведомствах). Необходимо помнить, что псевдохристианские культы свои особенности, указанные в этом абзаце, как правило, утаивают от представителей государственных структур. Все упомянутые здесь негативные правовые особенности с необходимостью вытекают из вышеназванных духовно-нравственных доктрин псевдохристианских культов.

     Практически все эти религиозные  объединения тесно  связаны с зарубежными  спецслужбами, поставившими своей целью раздробление России как государства  и раскол единого и объединяющего духовно-нравственного пространства наших народов.

     Все подобные секты ведут напрямую или  скрытно инициируют активную лживую враждебную пропаганду против Русской  Православной Церкви и ее священства, против наших традиций, культуры и  преемственности поколений, против властных государственных структур.

     Исчерпывающее изложение богословской аргументации можно найти в трудах подвижников  единой Вселенской Церкви, начиная  с апостолов, далее по преемственной  и непрерывной цепи их законных (а не самочинных) учеников вплоть до современных православных ученых. Приведем здесь краткие соображения. С христианской точки зрения осмысление истины о Святой Церкви – одно из главных направлений при сравнении вероучений, именующих себя «христианскими» или, хотя бы, признающих Библию священной книгой.

Информация о работе Деструктивные культы (секты)