Виды и функции воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2010 в 17:09, Не определен

Описание работы

Данный реферат полностью раскрывает сущность видов и разнообразных функций человеческого воображения

Файлы: 1 файл

виды и функции воображения .doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

     Пассивное – это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения.

     Продуктивным называют воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Таким нередко является воображение талантливых писателей или художников, которые открывают новую страницу в литературе или искусстве. Нельзя, правда, сказать, что в результатах (продуктах) продуктивного воображения вообще ничего нового нет. При желании его всегда можно отыскать, разложив продукт воображения на знакомые элементы, но к ним сущность воображения и его продукта нив коем случае не сводится.

      Это  пытались и до сих  пор пытаются делать сторонники  ассоциативного подхода к воображению,  раскладывая его образ на элементы  и снова собирая его из них  разными способами. Такой подход  к изучению воображения является  малопродуктивным, поскольку ни один творец подобным образом не поступает. На самом деле этот процесс в реальности выглядит совсем по – другому: образ в процессе фантазирования рождается сразу в целом и уточняется в деталях в ходе воображения. Поэтому для научного понимания природы воображения и сущности соответствующего процесса больше подходит не ассоциативное, а гештальпсихологическое его понимание.

     Репродуктивное – это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству. Безусловно, и в продуктах их фантазии можно отыскать немало такого, что они придумали сами, но в целом эти продукты все, же напоминают нечто, кем – либо уже сделанное (сотворённое).

     Художественное творчество начинается  с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить.

     Важным психологическим фактором  художественного творчества является  память. У           художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.

     Творческий процесс немыслим  без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

     Воображение имеет много разновидностей: фантасмагорическое – у Э.  Гофмана, философско-лирическое – у Ф. И. Тютчева, романтически-возвышенное – у М. Врубеля, болезненно-гипертрофированное – у С. Дали, полное таинственности – у И. Бергмана, реально-строгое – у Ф. Феллини и т.д.

        В художественном творчестве  участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

     Американский психолог Ф. Беррон  обследовал с помощью тестов  группу из пятидесяти шести  писателей – своих соотечественников  и пришел к выводу, что у  писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). Высокая роль подсознательного в художественном творчестве приводила уже древнегреческих философов (в особенности Платона) к трактовке этого феномена как экстатического, боговдохновенного, вакхического состояния.

     Идеалистические концепции в  эстетике абсолютизировали роль  бессознательного в творческом  процессе. Так, Ф. Шеллинг писал:  «…художник непроизвольно и даже  вопреки своему внутреннему желанию  вовлекается в процесс творчества… Подобно тому, как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет здесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной».

         В CC в. подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного в творческом процессе, выдвигая в отличие от других идеалистических концепций на передний план бессознательное сексуальное начало. Художник, по мнению фрейдистов, личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества, которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов.

        По Фрейду, неудовлетворенные желания  – побудительные стимулы фантазии.

        На значение интуиции в творчестве  обращают внимание сами художники.

        Таким образом, в творческом  процессе взаимодействуют бессознательное  и сознательное, интуиция и разум,  природный дар и приобретенный  навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное  в соединении с рассудком и  делает поэта-художника».

     И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового пятна. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту.

        Особенно важна роль сознательного  начала при создании крупномасштабных  произведений. Если миниатюру можно  исполнить и по наитию, то крупное произведение нуждается в глубоком, серьёзном обдумывании. Уместно вспомнить в этой связи, что Л. Н. Толстой писал по поводу «Войны и мира»: «Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принуждён сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000 – ужасно трудно».

        Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество.

     Вдохновение рождает необыкновенную  творческую энергию, она почти  синоним творчества. Не случайно  образом поэзии и вдохновения с древнейших времен является  крылатый конь – Пегас. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.

        Творчество является атрибутом  человеческой деятельности, её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

        Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин.

        Предварительным условием творческой  деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

        Творческая деятельность – это  самодеятельность, охватывающая изменение  действительности и самореализацию  личности в процессе создания  материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.

      В основе творчества лежит  принцип деятельности, а конкретнее  трудовой деятельности. Процесс  практического преобразования человеком  окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека.

       Творчество является атрибутом  деятельности лишь человеческого  рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством,  является предметная деятельность, суть которой – творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить.

        Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества  раскрывают социологический аспект  анализа основ творчества.

     Культурологический аспект исходит  из принципа преемственности, единства традиции и новаторства.

     Творческая деятельность есть  главный компонент культуры, её  сущность. Культура и творчество  тесно взаимосвязаны, более того  взаимообусловлены. Немыслимо говорить  о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей.

        Возникающее в творческом процессе  взаимодействие между различными  качественными уровнями культуры выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.

     Фантазия выступает  необходимым элементом  творческой деятельности  в искусстве и  литературе. Важнейшая особенность воображения, участвующего в творческой деятельности художника или писателя, - его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающий в голове писателя, оказываются пропущенными сквозь своего рода “обогащающиеся устройство”, которым служит эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатель, художник и музыкант заставляет читателей, зрителей, слушателей, в свою очередь переживать, страдать и радоваться. Бурные гениального Бетховена, музыкально – образно выраженные в его симфониях и сонатах, вызывают ответные чувства у многих поколений музыкантов и слушателей.

     Некоторые авторы чрезвычайно  остро и болезненно переживали  воображаемые ситуации. Так, об  этом свидетельствует, в частности,  письма Г.Флобера: “С двух часов  дня (за исключением двадцати минут на обед) я пишу “Бовари”. Описываю прогулки верхом, сейчас я в самом разгаре, дошёл до середины; пот льёт градом, сжимается горло. Я провёл один из тех редких дней в моей жизни, когда с начала до конца живёшь иллюзией ”. Ч.Диккенс, прежде чем решиться закончить роман “Лавка древностей” смертью главной героини, долго колебался. В одном из писем он писал: “Смерть Нелли была делом провидения, но пока что я сам почти мёртв от убийства моего ребёнка”. Разумеется, такая непосредственность переживания литературного процесса не является правилом, но в художественном творчестве фантазия и большие человеческие чувства неотделимы друг от друга.

Информация о работе Виды и функции воображения