Структура личности организованного мошенника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:54, реферат

Описание работы

Системный подход к проблеме преступности предполагает соответствующее изучение личности человека, совершившего преступление. Проблема личности преступника – одна из самых сложных в криминологии, по значимости она относится к числу центральных. Значение личности преступника определяется тем, что преступление, будучи результатом сознательной волевой деятельности человека, не только немыслимо вне лица, его совершившего, но и в большей мере обусловлено сущностью и особенностями этого лица. Кроме того, без изучения личности преступника не могут быть поняты ни причины отдельного преступления, ни причины преступности как массового социального явления.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, криминологические признаки и структура личности преступника
2. Структура личности организованного мошенника
2.1 Социально-демографические особенности личности мошенника
2.2 Нравственно-психологическая характеристика
3. Типология организованных мошенников
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат окончательный.docx

— 54.36 Кб (Скачать файл)

Представляется правильным считать признаки, характеризующие  общую нравственно-психологическую  направленность личности, их качественное содержание, главным материалом структуры  личности преступника вообще и корыстного, в частности. Мотивационная сфера  является стержнем нравственно-психологической  структуры личности преступника, интегрирующим  ее потребности, интересы. Как отмечал  В. Н. Кудрявцев, «преступное поведение  – это процесс, развертывающийся во времени и пространстве, включающий не только сами действия, изменяющие внешнюю  среду, но и предшествующие им психологические  явления и процессы, которые определяют генезис противоправного поступка».

Главную роль в формировании преступного поведения играют потребности  субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. Потребность не может оставаться неудовлетворенной сколько-нибудь длительное время, так как она или угасает, или человек на ней зацикливается. Если естественное или легальное удовлетворение данной потребности становится по каким-либо причинам невозможным, ее удовлетворение может принимать мнимые (уродливые, извращенные) или антисоциальные формы.

В основе мотивации корыстных  преступников, в том числе мошенников, лежат гипертрофированные (завышенные) материальные потребности. Корыстные  преступники, в большинстве своем, не видят ценностей вне материальной сферы, основным их свойством является неконтролируемое стремление к материальному  обогащению. Однако специфика личности преступника и, в частности мошенника, далеко не всегда начинается с деформированных  и извращенных потребностей. Д. Н. Алиевой были проведены исследования согласно которым в числе основных причин, побудивших совершить преступление, респонденты указывали материальную нужду (31,8%) и способ получения средств к существованию (27,3%). При этом под «достойным уровнем жизни» большинство понимало создание материального благосостояния, достаточного для того, чтобы не чувствовать себя «человеком второго сорта». Ярко выраженная корыстная направленность проявилась у 22,2% респондентов, которые собирались потратить деньги, полученные от мошеннической деятельности, на приобретение дорогостоящих вещей (объектов недвижимости, автомобилей, украшений). При этом если мужчины указывали на приобретение дорогих предметов, в общем, то женщины старались конкретизировать: автомобиль, украшения. Среди других вариантов распоряжения преступными доходами отмечалось: накопление денег, ценностей, проведение досуга в престижных местах, получение образования. Таким образом, большинство участников организованных групп или преступных сообществ, мошенническим способом хотели удовлетворить свои естественные потребности. В связи с этим следует согласиться с мнением многих авторов, утверждающих, что преступных мотивов не бывает. Человек несет ответственность за противоправное общественно опасное действие, а не за смысл данного действия для данной личности. Хотя в науке имеют место и другие точки зрения.

На совершение мошенничества, может побудить не только желание  какой-либо материальной выгоды. В литературе выделяется также игровой мотив, распространенный среди преступников, которые совершают уголовно наказуемое деяние не только, а во многих случаях  и не столько ради материальной выгоды, сколько ради игры, доставляющей острые ощущения. Эти лица получают психологическое  удовлетворение от самого процесса преступной деятельности, что имеет для них  самостоятельное значение. На наличие игрового мотива в механизме преступного поведения могут указывать следующие обстоятельства: во-первых, отсутствие узко специализированной сферы незаконной деятельности, приносящей «стабильные» преступные доходы, что может свидетельствовать об ориентированности организованной группы не только на извлечение материальной выгоды, но и на поиск новых источников острых ощущений; во-вторых, по мере успешного осуществления преступных замыслов, появления чувства безнаказанности, «азарта», увеличивалась частота совершения преступлений. Мотивом участия в организованном преступном формировании и совершения мошеннических хищений может быть потребность в самоутверждении – важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях. Такие дополнительные преимущества, по мнению Ю.М. Антоняна, может дать пребывание в преступном сообществе. Рассуждая об этом, он пишет, что преступная организация дает возможность отдельному человеку многократно усилить свою значимость, свою самоценность, представление о самом себе и в глазах ближайшего окружения за счет принадлежности к организации. Это исключительно важный момент, в нем воплощено неустранимое влечение к повышению статуса своего «Я», без чего человек не может принять себя и что способно стать причиной тяжких психотравмирующих переживаний. Повышение значимости «Я» преступная организация обеспечивает в намного большей степени, чем любое другое противоправное объединение. Следует отметить, что отдельные поступки, а тем более поведение человека в целом, детерминируются не одним, а рядом мотивов. Среди них можно выделить основные (ведущие), которые и стимулируют поведение, придают ему субъективный, личностный смысл. Вместе с тем, изучение мотивов краж, хищений и некоторых других преступлений убеждает в том, что параллельно могут действовать и два ведущих мотива, например, мотив корысти и мотив утверждения себя в глазах ближайшего окружения. Они взаимно дополняют и усиливают друг друга, придавая поведению целенаправленный, устойчивый характер, значительно повышая его общественную опасность. В этом можно видеть главную причину длительного совершения преступлений. Данное явление получило название полимотивация, которое означает, что одно поведение побуждают несколько потребностей, а в ряде случаев хорошо организованная система потребностей.

 «Полимотивация выражается и в том, что одни мотивы осознаются, другие – нет; первые образуют рациональный уровень мотивации, вторые – смысловой». Однако, как отмечает М.И. Еникеев, корыстные преступления связаны с общей корыстной направленностью личности, и именно она выступает системообразующим фактором поведения личности. В специальной литературе выделяются различные виды корыстных мотивов. Так в работе «Корысть. Криминологические и уголовно-правовые проблемы» они подразделяются следующим образом:— накопительские (стяжательские) подразумевают жажду накопления денег и материальных ценностей, алчность, жадность;— потребительские (схожи с тунеядством, паразитизмом, когда субъект ориентирован на потребление материальных благ, на удовлетворение бытовых потребностей);— престижные (стремление к материальному комфорту и благополучию, приобретению дорогих вещей, к жизни «не хуже других»);— утилитарные (стремление к сиюминутной выгоде, пользе). Специфическим престижным мотивом можно считать жажду власти. Особенно в последнее время, когда мы видим, какие баталии разгораются на политической арене страны в борьбе за обладание ею. Ведь власть в современных условиях дает не только определенный социальный статус, но и вытекающие из этого материальное благополучие, достаток и возможность приобретения дорогостоящих ценностей. При этом рост властных полномочий человека пропорционально увеличивает как его притязания, так и возможности для их удовлетворения.

Нравственно-психологической  характеристике личности мошенника  присуще наличие антисоциальной (асоциальной) установки, которая выражается в постоянной внутренней готовности удовлетворить свои антисоциальные потребности и интересы любым, в том числе преступным, путем. Эта установка раскрывается в длительности преступной деятельности, ее интенсивности (числе эпизодов), многообразии способов реализации корыстных устремлений. О стойкости антисоциальной установки в организованных группах и преступных сообществах мошенников могут свидетельствовать материалы уголовных дел.

 

Говоря об организованном мошенничестве, нельзя отделять установку  отдельно взятого участника преступного  формирования от установки всей группы в целом. Как справедливо отмечается в литературе, организованная преступная деятельность характеризуется активной, сознательной организацией групповой  психологии, при которой достигается  оптимальное сочетание целевых  функций группы и каждого ее члена. Члены организованных групп и  преступных сообществ объединены общими ценностями, целями и задачами незаконной деятельности, значимыми для группы (сообщества) в целом и для каждого  ее члена в отдельности. Поэтому  организованные группы и преступные сообщества выступают совокупным субъектом  целостных психологических процессов.

Среди индивидуальных психологических  свойств, присущих мошенникам, исследователи  выделяют: изобретательный склад  ума, артистический дар, коммуникативные способности, умение произвести впечатление, хитрость, ловкость, энергичность, решительность (что позволяет мошенникам завязывать довольно тесные деловые отношения с незнакомыми людьми, располагать их к себе, входить к ним в доверие), дар убеждения; умение вызывать доверие или уважение; адаптивность и гибкость; умение работать с информацией и быстро реагировать на меняющуюся информацию; умение планировать, обдумывать все до мелочей; склонность к риску (объясняется игровым типом личности); пониженная тревожность; высокий самоконтроль, самообладание, терпение и др.

В психологическом портрете мошенников доминируют качества, во-первых, позволяющие представлять их как  лиц с самодовольным поведением, с чувством превосходства над  окружающими, с тенденцией иметь  особое мнение, отличное от мнения других, и занимать обособленную позицию  в группе; во-вторых, переоценка собственных  возможностей, нетерпимость к критике. Это косвенно подтверждается и результатами различных исследований. Так, большая  часть осужденных за организованное мошенничество считают, что любой  человек может оказаться на месте  потерпевшего, и только одна треть  указывает в качестве условия, способствующего  совершению преступлений рассматриваемого вида, излишнюю доверчивость потерпевших.

Вышеперечисленные психологические  черты мошенников проявляются и  на стадии предварительного расследования. Будучи задержанными и изобличенными  в преступлении, защитная доминанта  толкает их на различные ухищрения, в том числе и со следователями. При этом преследуется цель – вступить в неформальные отношения со следователем, войти к нему в доверие и  как-то облегчить свою участь. Некоторые  из виновных для смягчения ответственности  за содеянное оговаривают других членов преступной группы, ссылаясь на них как организаторов преступления или принудивших их совершить  мошенничество. При проведении очных  ставок мошенники для того, чтобы  запутать следствие, затянуть его, изменяют ранее данные показания. Значительная часть лиц, совершивших мошенничество, в том числе в составе организованной группы или преступного сообщества, лживы и при допросах искажают информацию об обстоятельствах совершения преступления. Давая ложные показания, мошенники противодействуют расследованию  и, таким образом, пытаются избежать наказания. В связи с этим, следователь, работая с рассматриваемой категорией лиц, должен учитывать указанные  обстоятельства и строить процесс  расследования таким образом, чтобы  не допустить уклонения от предусмотренной  законом уголовной ответственности.

Как известно, организованные группы и преступные сообщества мошеннической  направленности в большинстве своем  обладают сложной иерархической  структурой. При этом каждому участнику  организованного преступного формирования, в зависимости от его положения  в группе, могут быть присущи определенные нравственно-психологические качества. Представляется, что круг участников мошеннической организованной преступной деятельности ограничивается теми типами, которые существуют внутри преступного  объединения. Таких типов можно  выделить четыре:

1. лидер; 2. заместитель; 3. менеджер  или бригадир; 4. рядовой участник.

 

Лидер – это наиболее значимая фигура в организованном преступном формировании, пользующаяся непререкаемым  авторитетом. В. Г. Гриб, описывая личностные качества лидера преступной организации, действующей в сфере экономики (что вполне применимо и к преступным группам мошеннической направленности), пишет, что он является более образованным человеком, творчески подходит к  поиску новых возможностей обогащения и достижения власти. Его можно  назвать интеллектуальным преступником. Кроме того, к числу основных качеств, присущих такому лидеру, относятся: организаторские  способности, предприимчивость, решительность, умение убеждать в своей правоте, способность влиять на людей, коммуникабельность, высокий профессиональный и интеллектуальный уровень и др. Среди других свойств  лидера можно выделить волевые качества, быстроту ориентирования и принятия решений в сложных ситуациях. Среди лидеров наблюдается стремление налаживать контакты с высокопоставленными  должностными лицами, деятелями культуры, науки и искусства. Внешне такие  лица стараются держать себя «на  высоте», вырабатывают определенный имидж, умеют общаться с другими людьми, поддерживать беседу. Зачастую они эрудированны, имеют широкий кругозор и неплохо разбираются в юридических и экономических вопросах. Среди лидеров организованных групп и преступных сообществ встречаются различные типы. Наиболее опасным и психологически сильным типом является лидер-вдохновитель, который в целях безопасности преступной группы выполняет функции своеобразного «криминального советника, предостерегающего членов группы от наиболее опрометчивых шагов и в то же время оказывающего на них сильное воздействие, стимулирующее их решимость совершить преступление». С учётом того обстоятельства, что лидерами организованных преступных объединений не рождаются и, как правило, все поднявшиеся на верхушку этой пирамиды, в «генералы», в своё время прошли в преступных структурах путь от «рядовых», т.е. последовательно меняли свои места в иерархии, – некие общие нравственно-психологические черты непременно свойственны и личности лидера, и личности других участников только в меньшей степени. Основное преимущество лидера организованной группы или преступного сообщества – это возможность контролировать получаемые преступные доходы и распределять их между остальными участниками согласно четко определенным долям. Естественно, большую часть незаконных доходов получает именно организатор (руководитель) преступного объединения и приближенные к нему люди, руководители соответствующих структурных подразделений. Доля рядовых членов обычно несравнимо мала.

Информация о работе Структура личности организованного мошенника