Становление экспериментальной психологии как науки. Конец 19- начало 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:21, реферат

Описание работы

Центрами психологической работы становятся специальные лаборатории, возникшие в различных странах. Первоначально приоритет принадлежал немецким университетам. Параллельно интенсивные исследования проводились в России и Соединенных Штатах Америки и Скандинавских странах. В конкретной научно-исследовательской практике культивировались направления, объединение которых оснастило полную наступательного духа молодую науку экспериментальным оружием (психофизиология органов чувств, психофизика, психометрия).

Содержание работы

Введение
Объём понятия «экспериментальная психология»
Начало становления экспериментальной психологии как науки: В.М.Вундт
Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии.
Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов
Эдуард Ли Торндайк: психологические опыты с животными
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Становление экспериментальной психологии как науки. Конец 19- начало 20 века.rtf

— 232.69 Кб (Скачать файл)

Эббингаузу принадлежит также ряд других работ и методик, сохраняющих свое значение поныне. В частности, он создал носящий его имя тест на дополнение фразы пропущенным словом. Этот тест стал одним из первых в диагностике умственного развития и получил широкое применение в детской и педагогической психологии.

Эббингаузу принадлежит небольшой, блестяще написанный "Очерк психологии", а также фундаментальные двухтомные "Основы психологии". Труды Эббингауза существенно изменили общий облик психологии, подняв уровень экспериментальной культуры исследований, утвердив в ней критерии объективности и точной проверки установленных фактов и закономерностей с использованием количественных методик.

Самая высокая оценка трудов Эббингауза не может быть преувеличенной. Независимо от намерений самого Эббингауза его метод коренным образом изменил характер деятельности экспериментатора, которого начинают интересовать не столько высказывания испытуемого (отчет о составе собственного сознания), сколько его реальные действия. В интроспекционизме образовалась брешь, быстро расширявшаяся потоком новых экспериментов.

 

 

Эдуард Ли Торндайк: психологические опыты с животными

 

Очерк становления ЭП будет ущербным, если не упомянуть о развернувшихся с конца XIX в. психологических опытах с животными. Сначала их проводили в естественных условиях, позже - в лабораторных. Здесь надо назвать имена Леббока, Моргана, Клайна, Смолла. И конечно, предтечу бихевиоризма Эдуарда Ли Торндайка (1874-1949). В конечном итоге экспериментальная работа с животными вылилась в новую дисциплину - зоопсихологию, где эксперимент и наблюдение являются ведущими исследовательскими приемами. Данные зоопсихологии становятся материалом для другой дисциплины - сравнительной психологии, большой вклад в развитие которой внес наш соотечественник - психолог и биолог В. А. Вагнер (1849-1934).

Торндайк разработал, так называемый, «метод проблемных клеток» и сформулировал законы интеллекта как научения. То, что в европейской традиции обозначалось как процессы ассоциации, становится вскоре одним из главных направлений американской психологии под именем “научения”.

Это направление ввело в психологию объяснительные принципы учения Дарвина, в результате чего утвердилось новое понимание детерминации поведения целостного организма и, тем самым, всех его функций, в том числе психических.

Среди новых объяснительных принципов выделялись: вероятностный характер реакций как принцип естественного отбора и адаптация организма к среде с целью выживания в ней.

Эти принципы образовали контуры новой детерминистской (каузальной) схемы. Прежний механический детерминизм уступил место биологическому. На этом переломе в истории научного познания понятие об ассоциации приобрело особый статус. Прежде она означала связь идей в сознании, теперь же связь между движениями организма и конфигурацией внешних стимулов, от приспособления к которым зависит решение жизненно важных для организма задач.

Ассоциация выступала как способ приобретения новых действий, а по принятой вскоре терминологии - научения. Первый крупный успех в преобразовании понятия об ассоциации принесли опыты Эдуарда Торндайка (1874-1949) над животными (главным образом кошками). Он использовал так называемые “проблемные ящики”.

Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку лишь приведя в действие специальное устройство - нажав на пружину, потянув за петлю и т.п. Животные совершали множество движений, бросались в разные стороны, царапали ящик и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. “Пробы, ошибки и случайный успех”, - такова была формула, принятая для всех типов поведения как животных, так и человеческих. Торндайк объяснял свои опыты несколькими законами научения. Прежде всего - законом упражнения (двигательная реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и продолжительности повторения связей). К нему присоединялся закон эффекта, гласивший, что из нескольких реакций наиболее прочно сочетаются с ситуацией те из них, которые сопровождаются чувством удовлетворения.

Торндайк предполагал, что связям между движением и ситуацией соответствуют связи в нервной системе (т.е. физиологический механизм), а закрепляются связи благодаря чувству (т.е. субъектному состоянию). Но ни физиологические, ни психологические компоненты ничего не добавляли к нарисованной Торндайком независимо от них “кривой научения”, где на абсциссе отмечались повторные пробы, а на оси ординат - затраченное время (в минутах).

Главная книга Торндайка называлась “Интеллект животных. Исследование ассоциативных процессов у животных” (1898). Ассоциации, тем самым, трактовались как интеллектуальные, стало быть, смысловые процессы. Вся прежняя психология считала смыслы неотъемлемым атрибутом сознания. Отныне они оказывались присущими телесному поведению.

До Торндайка своеобразие интеллектуальных процессов считалось следствием идей, мыслей, умственных операций (как актов сознания). У Торндайка же они выступили в виде независимых от сознания двигательных реакций организма.

В прежние времена эти реакции относились к разряду рефлексов - машинальных стандартных ответов на внешнее раздражение, предопределенных самим устройством нервной системы.

Согласно Торндайку эти реакции являются интеллектуальными, ибо направлены на решение задачи, справиться с которой, используя наличный запас ассоциаций, невозможно. Только выработка новых ассоциаций, новых двигательных ответов на необычную для животного и потому проблемную ситуацию, позволяет решить поставленную задачу.

Закрепление ассоциаций психология относила к процессам памяти. Когда же речь шла о действиях, ставших автоматизированными благодаря повторению, их называли навыками.

Открытия Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. Между тем, он считал, что исследует интеллект, стало быть смысловую основу поведения. На вопрос “имеется ли ум у животных?” был дан положительный ответ. Но за этим стояло новое понимание ума, не нуждающееся в обращении к внутренним процессам сознания. Под интеллектом имелась в виду выработка организмом “формулы” реальных действий, позволяющих ему успешно справиться с проблемной ситуацией. Успех достигался случайно. Такой взгляд запечатлел новое понимание детерминации жизненных явлений, которое пришло в психологию с триумфом дарвиновского учения. Оно вводило вероятностный стиль мышления. В органическом мире выживает лишь тот, кому удается, “пробуя и ошибаясь”, отобрать наиболее выгодный вариант реакции на среду из многих возможных.

Этот стиль открывал широкие перспективы внедрения в психологию статистических методов.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, новое направление открыло собственно психологические феномены и закономерные связи между ними, специфичность которых основана на объективных особенностях деятельности человека. Тем самым позиции психологии как науки существенно укреплялись. Это направление не опиралось на физиологические понятия, но ведь и в вундтовской школе они никакой объяснительной силы не имели, а если и использовались, то лишь для того, чтобы придать правдоподобие шатким субъективно-психологическим гипотезам.

Школа Вундта строила свою экспериментальную программу по схеме, почерпнутой из психофизиологии органов чувств и психофизики, трактуя формулу “раздражитель-реакция” как единственный эталон экспериментальной работы, причем к области психического, согласно вундтовской интерпретации этой формулы, относится только ее вторая часть - реакция, под которой понимался данный в самонаблюдении факт сознания. Его предпологаемая уникальность и служила главным доводом в пользу независимости психологического исследования от физиологического. Новое экспериментальное направление на более прочных объективных основах утверждало самостоятельности психологических понятий, их несводимость к физиологическим.

В экспериментальной психологии, таким образом, происходило расслоение, важное для будущего этой науки. Преемники Вундта - Кюльпе (вюрцбургская школа) и Титченер(“структурная психология”) продолжали культивировать субъективный подход метод. Но рядом с ним успешно  отстаивал свои права объективный метод. Способ изучения явлений, как учит история науки, неотделим от понимания их природы. Утверждаясь в лаборатории, объективный метод вел к изменению воззрений на сам психологический факт.

Экспериментальный метод утверждается в психологии на рубеже XX века повсеместно, во всех ее отраслях. Он прилагается к различным объектам и для решения различных задач. Эксперимент начинает определять характер психологической науки в целом.

 

 

 

 

Список литературы:

 

Ждан А.Н. История психологии М.: Изд-во МГУ, 1990. --367 с. 

Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 480 с.

Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учеб. пособие. -- М., 1996. - 416 с.

Журнал "Школьный психолог" № 06/2008 издательского дома "Первое сентября". 

Журнал "Школьный психолог"№ 18/2002 издательского дома "Первое сентября". 

 

 

 

 


Информация о работе Становление экспериментальной психологии как науки. Конец 19- начало 20 века