Ранняя история юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 13:18, реферат

Описание работы

Юридическая психология ˗ одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к XVIIIв.

Содержание работы

Введение
1. Ранняя история юридической психологии
2. Оформление юридической психологии как науки
3. История юридической психологии в ХХ столетии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

психо.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

    В середине XIX века Чезаре Ломброзо один из первых попытался научно объяснить природу преступного поведения с позиции антропологии. Теория Ломброзо находит последователей в наше время. Отголоски ее можно найти в современных теориях, таких как теория хромосомных аномалий Клайнфельтера, во фрейдистских и неофрейдистских учениях о врожденной агрессии и разрушительных влечениях, генной инженерии.

    Очевидно, если до конца следовать логике антропологической  теории Ч. Ломброзо, то борьба с преступностью  должна осуществляться путем физического  уничтожения либо пожизненной изоляции «врожденных» преступников. Биологизаторский подход в объяснении природы преступного поведения был подвергнут серьезной, справедливой критике уже со стороны буржуазных социологов, современников Ломброзо, когда преступность начала изучаться как социальное явление. 

    3. История юридической психологии в ХХ столетии.

    Конец XIX ˗ начало XX веков характеризуется социологизацией криминологического знания, когда причины преступности как социального явления начали изучать буржуазные социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и другие, которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий существования общества. Эти работы были безусловно прогрессивным явлением своего времени.

    Солидный  статистический анализ различных аномальных проявлений (преступности, самоубийств, проституции), проведенный, в частности, Жаном Кетле, Эмилем Дюркгеймом за определенный исторический отрезок времени, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в период войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что убедительно опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни этого явления.

    Эти факты нашли свое отражение, в частности, в ряде социально-психологических теорий преступности американских социальных психологов этого периода ˗ Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка и др. В работах этих авторов представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного поведения за счет различных социально-психологических механизмов и феноменов, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе. Характерная черта различных буржуазных социально-психологических теорий преступности ˗ отсутствие единой методологической платформы, игнорирование социально-экономической детерминированности преступности и других негативных социальных явлений.

    Отличительная особенность современного криминологического знания ˗ это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных отраслей науки: юристами, социологами, психологами, медиками.

    Это в свою очередь позволяет комплексно подходить к практике предупреждения преступлений. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое оснащение тех социальных институтов, которые на практике осуществляют правоохранительную, превентивную, пенитенциарную деятельность.

    Современные биологизаторские криминологические  теории далеко не так наивно, как Ломброзо, объясняют природу преступного поведения. Они строят свои аргументы на достижениях современных наук: генетики, психологии, психоанализа. Так, в частности, одной из сенсаций 70-х годов было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин 46ХУ среди преступников встречаются в 36 раз чаще.

    Особое  внимание последователи биологизаторского  подхода, и в частности представители  фрейдистской и неофрейдистской  школы, уделяют объяснению природы такого свойства, как агрессивность, которая якобы служит первопричиной насильственных преступлений. Агрессия ˗ поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку. Она возникает, по мнению фрейдистов и неофрейдистов, в результате того, что по различным причинам не получают реализацию отдельные неосознаваемые врожденные влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию, энергию разрушения. В качестве таких неосознаваемых врожденных влечений Э. Фрейд рассматривал либидо, А. Адлер _ стремление к власти, к превосходству над другими, Э. Фромм ˗ влечение к разрушению.

    Очевидно, что при таком объяснении агрессивность  неизбежно должна возникнуть у любого человека с врожденными, сильно выраженными  неосознаваемыми влечениями, которые далеко не всегда способны реализоваться в жизни и потому находят свой выход в деструктивном, разрушительном поведении.

    Развитию  юридической психологии в первые годы Советской власти весьма способствовал  большой общественный интерес к вопросам осуществления правосудия, законности, личности преступника и др. В стране начался поиск новых форм предупреждения преступности и перевоспитания правонарушителей. Юридическая психология приняла активное участие в решении этих проблем. В 1925 году в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования этим институтом было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии. Специальные кабинеты по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и других городах.

    Значительный  вклад в развитие юридической  психологии того времени внесли такие  известные специалисты, как В. М. Бехтерев и А. Ф. Кони.

    Уже в первые годы советской власти юристы и психологи настойчиво искали новые  формы борьбы с преступностью. Новый  общественный строй видел в преступнике  прежде всего человека. Этот гуманистический  принцип, положенный в основу советского законодательного регулирования вопросов доказывания, естественно, усиливал интерес к психологическим особенностям людей, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, вводил психологию в круг проблем, исследование которых было важно для успешного расследования преступлений.

В 1922 г. Кони опубликовал брошюру «Память  и внимание», в которой излагались проблемы свидетельских показаний. А. Р. Лурия в ряде своих исследований подверг специальному психологическому анализу сущность свидетельских  показаний. Много внимания уделял вопросам психологии свидетельских показаний известный тогда судебный психолог А. Е. Бруси-ловский. Следует особо остановиться на исследованиях А. С. Тагера, немало сделавшего для судебной психологии вообще и для психологии свидетельских показаний в особенности. Он считал, что уголовный процесс ˗ это самый подлинный исследовательский процесс и что формирование и изучение научных основ его предпосылок не может не дать значительного материала для законотворчества.

    Достижения  экспериментальной психологии начинают использоваться в этот период и в судебной практике в России. В частности, В.М. Бехтерев и его ученики активно занимаются проблемами психологической диагностики преступников и свидетелей. Первым значительным исследованием в области судебно-психологической экспертизы была книга А.Е. Брусиловского «Судебно-психологическая экспертиза: ее предмет, методика и предметы», вышедшая в свет в 1939 году в Харькове. В ней содержатся примеры попыток использования судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в уголовном судопроизводстве.

    Следует отметить, что тогда в психологической  практике не было эффективных научно обоснованных методик всестороннего  исследования личности и поэтому  экспертная задача не могла быть решена. Но не только это являлось главным недостатком СПЭ в тот период. Давая ответ на вопрос о недостоверности показаний подэкспертного, эксперт-психолог преступал границы своих специальных знаний и процессуальных полномочий, вторгаясь тем самым в пределы компетенции следствия и суда.

    Уровень практической психологии в тот период еще отставал от запросов юридической  практики. Психолог не только выявлял  достоверность показаний, но и практически  определял вину лица, совершившего преступление. Такая неправомерная  переоценка компетенции психологической экспертизы приводила к субъективным оценкам и вызвала негативное отношение к экспертным психологическим исследованиям вплоть до 60-х годов.

    В мае 1971г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии.

    В июне 1971г. в Тбилиси на 4-м Всесоюзном съезде психологов судебная психология была представлена отдельной секцией.

    Осенью 1986г. в городе Тарту (Эстония) прошла Всесоюзная конференция по юридической психологии. На этой конференции собрались и выступили с докладами и сообщениями представители всех республик и регионов Советского Союза. В этих докладах широко обсуждались проблемы методологии и структуры юридической психологии, задачи ее отдельных отраслей (криминальная психология, психология потерпевшего, психология предварительного следствия и др.), а также предполагаемая структура вузовского курса этой дисциплины и методика ее преподавания.

    Заключение.

    Существенный  вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В. В. Романов и М. И. Еникеев: первый в  сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй — в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах.

    В июне 1989 г. в Ленинграде на базе ИПК  прокурорско-следственных работников был организован Всесоюзный семинар-совещание преподавателей юридической психологии всей страны. Его участники рассмотрели и утвердили предложенную в докладе проф. В. Л. Васильева программу вузовского курса предмета «Юридическая психология». В соответствии с этой программой В. Л. Васильевым был создан учебник «Юридическая психология».

    В настоящее время в нашей стране в области юридической психологии проводится множество исследований с тем же названием по следующим  основным направлениям:

• Общие  вопросы юридической психологии (предмет, система, методы,, история, связи с другими науками).

• Правосознание  и правовая психология.

• Профессиограммы  юридических профессий, психологическая  харак-! теристика юридической деятельности.

• Криминальная психология. Психология преступника  и преступления.

• Психология предварительного следствия.

• Психология уголовного судопроизводства.

• Судебно-психологическая  экспертиза.

• Психологические  особенности несовершеннолетних правонарушителей.

• Исправительно-трудовая психология.

• Психология организованной преступности и др.

Такова, в самых общих чертах, история  зарождения и развития юридической  психологии.

 

Список  использованной литературы: 

1. Васильев В.  Л. Юридическая Психология. СПб., 1998.

2. Майерс  Дэвидс. Социальная психология. СПб., 1997

3. Общая психология / Под ред. Петровского А. В.

4. Практическая  психология. Учебник под ред. Тутушкиной  М. К. М.- СПб., 1997

Информация о работе Ранняя история юридической психологии