Психология хронически больного человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 14:20, Не определен

Описание работы

1. Сущность врачевания—человечность.
2. Структура мотиваций деонтологии.
3. Влияние болезни на мотивацию поведения человека.
4. Сознание болезни.
5. Влияние хронических болезней на перестройку психики человека.
6. Заключение
7. Литература

Файлы: 1 файл

Психология больного. реф.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

   Все ощущения и эмоции, вызванные патологическими  сигналами из внутренних органов, формируют чувство болезни.

   Это чувство и складывающиеся представления, сознание болезни зависят от личности больного. Е. К. Краснушкин в зависимости  от личности больного и характера  болезни выделял следующие состояния  чувства и сознания болезни:

   1)внезапное начало болезни и восприятие ее как жизненной катастрофы;

   2) зависимость чувства болезни  от пораженного органа;

   3) характер болезненного состояния;

   4) преморбидный склад личности. 

   4. Сознание болезни.

   Сознание  болезни - это сложное, напряженное  психическое состояние, связанное с высшей синтетической функцией личности, сознанием своего «Я». Сознательное, как ней, ищет в ней преимущества, трагически переживает, диссимулирует, окрашивает болезнью все свое мировоззрение. В любом случае болезнь изменяет личность больного. Болезненные ощущения, плохое самочувствие, чувство необычного состояния всего организма, сознание возможности неблагоприятного исхода заставляют больных концентрировать все внимание на собственных ощущениях.

   Г. И. Россолимо писал, что «... всякое страдание и болезнь вносят в духовный мир человека такие перемены, выдвигая одни его стороны, затемняя другие, меняя подчас всю гармонию личности, а также и характер отношения к самому себе и ко всему окружающему, что есть все основания заключить, что врачу в своей деятельности приходится считаться не с обыкновенным человеком, а со страдающим человеком, как с особой психологической   разновидностью.» Все ощущения

   известно, не тождественно психическому. В генетическом плане сознательное есть высшая форма психического. Благодаря самосознанию больной может регулировать и контролировать многие психические процессы и влиять на соматическое. Болезнь изменяет самосознание личности, сознание своего «Я». В зависимости от состояния психики больной может быть активным помощником врача или находиться в пассивном состоянии. «Здоровая личность больного человека,—пишет К. Платонов,—это лучший помощник врача, хотя у любого больного его личность уже хоть немного, но не та, что была до болезни».

   М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев связывают возникновение болезней и их излечение со свойствами личности. Это соотношение проявляется в различной степени:

   1) болезненное изменение личности  в процессе болезни; 

   2) деградация и распад личности  в результате болезни; 

   3) патологическое развитие личности;

   4) патологическая реакция личности  на обстоятельства жизни, в  частности на свою болезнь; 

   5) роль личности в этиологии  и патогенезе болезни. 

   Эти критерии соотношения личности и  болезни представляют большой интерес  и требуют дальнейшего развития. Медицинская этика, выдвигая в качестве нравственного принципа индивидуальный подход к больному, имеет в виду эту неразрывную взаимосвязь типичного в болезнях (нозологические формы) со всеми особенностями и неповторимыми чертами больного как личности, не упуская из виду, что структура личности и ее психологические особенности подвергаются изменению в результате болезни. Врач должен всегда учитывать эту связь. Воздействуя на биологическое в болезни, он воздействует на личность с ее психологическими и морально-этическими свойствами.

   Сознание  болезни вызывает то или иное отношение  больного к себе. Изменение психики  больного обусловлено объективными изменениями организма, вызванными болезнью в биологической структуре, или субъективным к себе отношением. В этом последнем случае большое значение имеет соотношение логической оценки и эмоциональных реакций. Логическое суждение о своей болезни так связано с эмоциями, что последние нередко оказывают влияние и на характер логического вывода. Чаще всего эмоции приобретают такую силу, что затрудняют логический анализ своего состояния. Это положение подтверждается при исследовании психологического состояния и оценок своего положения больными врачами. Известно, что даже выдающиеся врачи в случае тяжелых заболеваний не могли объективно оценивать своего состояния, уклонялись от постановки диагноза тяжелого заболевания или, наоборот, ставили себе диагноз тяжелой болезни, когда ее не было в действительности.

   Сознание  болезни, таким образом, имеет объективные  и субъективные причины, границы между которыми условны. Особое место в сознании болезни и переживаниях больных следует отвести прогнозу. Больной понимает возможные результаты болезни, хотя и не всегда его представления соответствуют характеру болезни. С помощью врача он стремится выяснить свое положение и возможные последствия. Прежде всего его беспокоит, наступит ли полное выздоровление; будут ли остаточные явления или осложнения; возможность наступления смерти. Только в некоторых случаях, характеризуемых как деградация личности в результате тяжелой болезни, больной не способен задаваться подобными вопросами. От того, к какому выводу приходит больной, будут зависеть состояние его психики и степень сопротивления патологическому процессу. При этом диагноз болезни интересует больного лишь постольку, поскольку он дает некоторую информацию об исходе.

   Сознание  болезни не всегда адекватно ее характеру. Здесь следует выделить несколько  основных вариантов:

   1) болезнь уже возникла и вызвала  перестройку психики, но больной этого не замечает;

   2) болезнь вызывает соответствующее  сознание болезни и отношение  к ней: сознание болезни как  результат самовнушения или внушения (в том числе и ятрогении)  не соответствует физическому  состоянию. Каждый из этих вариантов  сознания болезни обусловливает тип поведения больного и, в свою очередь требует соответствующего отношения со стороны врача.

   Психика больного складывается в результате болевых ощущений из органов, перестройки  жизнедеятельности организма под  воздействием патологического фактора, влияния окружающих людей (рекомендации и суждения о подобных случаях), а также собственных знаний о болезни и их последствиях. Многие субъективные наслоения, как правило, оказываются не соответствующими действительному положению больного. Врач вправе внушить больному радостные перспективы, если характер заболевания позволяет с уверенностью судить о скором выздоровлении. Если болезнь хроническая или она не может быть излечена в данное время, то врач должен рационально поддерживать веру в благополучный исход, способствовать хорошему настроению больного. Когда прогноз неясен, врач не вправе давать абсолютно обнадеживающего прогноза. Оптимизм больного должен в определенной степени соответствовать действительному его состоянию. Нельзя забывать, что чрезмерный и неадекватный оптимизм часто ведет к неосознанному нарушению режима со стороны больного и может грозить непредвиденными тяжелыми последствиями. Особенно важно учитывать это в хирургии. Для тяжело, неизлечимо больных радостное обнадеживание со стороны врача равносильно легкомыслию. О неблагоприятном исходе врач должен умолчать, осторожно поддерживая веру в выздоровление, но не возбуждать необоснованную уверенность больного в том или ином исходе.

   Большое значение в психоэмоциональной реакции  больного и в чувстве болезни имеет локализация патологического процесса. Становление типологических свойств психологии больного зависит от нозологической формы болезни, степени тяжести и длительности течения болезни. «Незначительные расстройства деятельности сердца,—писал И. М. Сеченов,—ведут уже за собой изменение характера человека; нервность, раздражительность женщин из 10 раз 9 зависит от болезненного состояния матки». М.И.Аствацатуров также подчеркивал специфичность эмоциональных реакций при патологии различных внутренних органов, что объясняется сложной интероцептивной связью органов с подкоркой и корой.

   Врач  может выделить в личности больного соматический и специфический психологический  компонент в зависимости от локализации  болезненного процесса. Общие эмоциональные реакции (депрессия, тревога, беспокойство, озабоченность, апатия, безразличие, эйфория и т. п.) выступают в определенном соотношении. Эти реакции не остаются постоянными, а изменяются в процессе развития болезни. Однако психологическое состояние при тех или иных болезнях имеет характерные черты. Болезнь печени сопровождается чувством печали, тоски и раздражения. Известно мужество больных пороком сердца и легкомысленное поведение значительной части больных туберкулезом, которое связано с эйфорией. Коллапс в ряде случаев при ясном сознании приводит к подавлению и безразличию к исходу болезни.

   5. Особенно большое влияние на перестройку психики человека оказывают хронические болезни. Они могут до неузнаваемости изменить свойства личности. Жизнерадостные и общительные люди становятся замкнутыми и аутистичными. При этом следует учитывать соотношение сигнальных систем. Преобладающее положение одной из них влияет на сознание болезни и на характер взаимоотношения с врачом.

   Отмеченные  факторы проявляются у каждого больного в зависимости от психологических особенностей, сложившихся до появления болезни. В каждом отдельном случае врач должен учитывать социальное положение больного, уровень его интеллектуального развития, характер, волевые качества, направленность и т. п. Е. К. Краснушкин писал: «...Невысокий уровень интеллектуального развития, отсутствие необходимых знаний по болезням, неумение анализировать свои ощущения могут снизить и даже извратить сознание болезни и отношение к ней». Высокий уровень общего развития и волевые качества личности обеспечивают адекватность сознания болезни и способствуют правильному поведению больного в интересах выздоровления. 

   6. Заключение

   Гуманистическая сущность призвания врача естественно  связана с учетом всех отмеченных особенностей больного человека. Оказывая помощь больному, воздействуя на него различными физическими, химическими и другими средствами, настоящий врач никогда не забывает о личности, о том, что его отношение с больными—это прежде всего социальное отношение. Поэтому требования деонтологии превращаются для врача в профессиональный такт, в единственно возможную форму реализации его призвания.

   Учет  психологии конкретного больного (общая  и нозологическая форма), сознания и  чувства болезни, их влияния на личность в целом, обратного воздействия личности на психофизиологическое состояние—все это необходимо врачу не для абстрактного констатирования, а для действенной и эффективной организации лечебного режима, управления поведением и образом жизни больного в интересах его скорейшего выздоровления и возвращения к нормальной трудовой деятельности. Другой, не менее важной, задачей лечащего врача является воспитание у больных решимости после выписки из больницы подчинить себя здоровому образу жизни в интересах сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний. На этом пути существенно повышается социальная активность врача, его роль в формировании личности. Именно с этой точки зрения врачу необходима солидная подготовка в области психологии, этики и теории личности.

 

    7 Литература

1. Волков В.Т. и др. Личность пациента и болезнь. - Томск, 1995. - 328 с.

2. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. - Л.: Медицина, 1980

3. Косенко В.Г. и др. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров /   
    Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебуракова Т.А. - Р н/Д.: Феникс, 2002.
 

4. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2006.

Информация о работе Психология хронически больного человека