Психологическое консультирование по проблемам семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2016 в 09:59, контрольная работа

Описание работы

Семейное консультирование тесно связано с терапевти¬ческой психологией, но имеет свою собственную историю. В прошлом семейное консультирование осуществлялось, боль¬шей частью, священнослужителями и социальными работника¬ми в государственных благотворительных организациях и учреж¬дениях службы социального обеспечения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Значимость и сложность семейных проблем 5
Терапевтическая психология и семейное консультирование 8
Проблемы брака 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Файлы: 1 файл

Возрастная психология и психоконсультироване...docx

— 51.07 Кб (Скачать файл)

Следует, конечно, подчеркнуть, что консультант не должен задавать эти вопросы клиентам напрямую. Скорее, он должен иметь их в виду, чтобы лучше понять, что стоит за проблемами его клиента. Здесь следует вновь вспомнить о важности периодического анализирования консультантом собственных реакций на проблемы клиента. Консультант не должен считать собственные стандарты поведения подходящими для клиента.

В семейном консультировании находят широкое применение следующие терапевтические техники.

1. Структурирование. На начальных  этапах семейной терапии эта техника используется очень часто и особенно подходит для работы с неискушенными клиентами.

Терапевт не говорит клиентам, как им устроить свою жизнь. Он не выполняет функцию арбитра, решая кто прав, а кто виноват. Он не играет роль командира или суррогата родительской фигуры, говоря, что надо делать. Терапевт не порицает своих клиентов, но одобрять их также не входит в его задачи. У него нет личных предпочтений, он одинаково стремится помочь обоим супругам сделать их брак более гармоничным.

Однако терапевт может сообщить супругам, что у него есть опыт оказания помощи людям, нуждающимся в понимании себя и своих партнеров. Его цель — помочь им понять, как решали подобные проблемы другие люди, оказавшиеся в сходной ситуации. Консультант надеется, что помогая своим клиентам понять, как возникли те или иные проблемы, он способствует развитию ин-сайта и выработке техник, которые помогут им справиться с настоящими и будущими трудностями.

Часто бывает, что только один из супругов хочет получить помощь психолога-консультанта и активно участвует в консультационном процессе. Его партнер может также ходить к консультанту, однако степень его участия в процессе не выходит за рамки поверхностного обсуждения проблем. В подобных случаях терапевт может высказать мысль, что многим бракам удавалось помочь, когда один из супругов брал инициативу на себя. Клиент, настроенный на сотрудничество, может реально изменить собственную жизнь в браке в лучшую сторону. Нередко сопротивляющийся консультациям клиент меняется, наблюдая перемены, происходящие с его партнером.

2. Проблема оплаты. Финансы  — одна из серьезных проблем  в семьях с низким уровнем  дохода. По этой причине данная группа населения традиционно получает помощь в агентствах социального обеспечения, где им могут оказать моральную и материальную поддержку. [6; с. 36]

Для семей со средним уровнем дохода высокий гонорар специалиста может усугубить одну из периферийных проблем. Во многих случаях по этой причине терапевтический процесс сокращается до нескольких сессий, тем самым ставится под угрозу эффективность проводимой работы.

Наилучшим вариантом оплаты нам представляется тот, когда клиент платит разумную сумму в соответствии со своим доходом. Разумный гонорар можно, в общих чертах, определить как сумму, которая существенно не увеличит проблем клиента, однако будет стимулировать его к работе над своими проблемами.

3.  Подача информации. Консультант должен проявить при подаче информации такое же искусство, как ив проведении других форм консультаций. Очень часто это решающий фактор для наступления улучшения. Залогом успеха при подаче информации является отношение консультанта к сообщаемым сведениям. Стимулирует личностный рост клиента информация, которая служит основанием для поиска и исследования, не подается авторитарно, не является подтверждением предвзятых мнений.

4. Обращение к другим  специалистам. Часто семейный консультант полагает необходимым дать клиенту специальные направления. В идеальном случае он должен располагать соответствующей информацией и иметь непосредственные контакты со специалистами. Некоторые клиенты, по мнению консультанта, могут нуждаться в полном обследовании. В случае обнаружения серьезных проблем может быть назначено медицинское лечение. Финансовые и другие социальные проблемы семьи предполагают участие службы социального обеспечения, и консультанту следует дать соответствующее направление.

Иногда консультант может наблюдать пациента вместе с другим специалистом по взаимной договоренности между ними. Если имеют место такие симптомы, как головные боли и боли в животе, важно, чтобы врач решал вопрос о необходимости медицинского вмешательства или, по меньшей мере, чтобы медицинская и психосоматическая помощь оказывались одновременно.

Установление рабочих отношений между психологом и адвокатом повышает эффективность их деятельности. Семейному психологу часто приходится направлять клиентов к адвокату за необходимой информацией об усыновлении или аннулировании брака. Если офис адвоката находится далеко от офиса консультанта, клиент вряд ли отнесется к такому направлению с энтузиазмом. Однако возможность вызвать адвоката в офис психолога в нужный момент или присутствие психолога в адвокатской конторе разрешают это затруднение.

Клиент, столкнувшийся с проблемами в семье, может иметь и неприятности с законом. Так, одна клиентка в процессе терапии обнаружила, что полностью вытеснила воспоминания о предыдущем браке. Умелая юридическая помощь позволила ей расторгнуть первый брак. Другой клиент, молодой человек, консультировавшийся перед вступлением в брак, получил неоценимую помощь адвоката, когда в ходе терапии возникли юридические проблемы, связанные с добрачной беременностью.

Рабочие соглашения подобного рода заключаются со священниками и врачами. В таких учреждениях, как школы и колледжи, это сотрудничество осуществляется с легкостью, но юридическая помощь и там, как правило, не предоставляется.

Смешанные техники консультирования

В настоящий момент не представляется возможным с определенностью ответить на вопрос о том, сколько консультантов должны оказывать помощь одной семье: один или два. Это зависит от самих супругов и консультанта. Мы использовали обе методики, однако для выбора одной из них необходимо предварительно установить, какая будет более эффективной для данного случая.

Далее мы приводим аргументы за и против проведения терапии двумя специалистами. Общее правило, существующее на этот счет, таково: если решение семейных проблем предусматривает прохождение интенсивной терапии каждым из супругов, возможно назначение двух терапевтов. Если проблемы в первую очередь требуют проведения консультаций по вопросам взаимоотношений, то, скорее всего, одного терапевта или консультанта будет достаточно. Консультант, имеющий возможность наблюдать споры супругов, получает более полную картину их взаимоотношений и может оценить степень искажения материала каждым из партнеров. Миттелман  выделяет следующие преимущества консультанта, работающего с семейной парой один на один:

1) консультант получает  всю необходимую информацию, которая помогает ему лучше понимать проблемы обоих партнеров;

2) консультант отслеживает  искажение или опущение материала одним или обоими партнерами;

3) во время стресса, который  переживает один из партнеров, консультант может регулировать  поведение другого, чтобы оно  не усугубляло ситуацию.

Но даже в тех случаях, когда один консультант работает с обоими супругами, ему предстоит непростая задача. Мэйс  считает, что, «как правило, отношения двух супругов, которых он консультирует, инициированы конфликтом. В обстановке взаимной враждебности и обвинений, консультант должен оставаться непредвзятым и стараться сохранять доверие к себе и у мужа, и у жены». Часто это бывает очень сложно.

Миттелман  указывает, что в случае консультирования семейной пары одним специалистом, может развиться специфический перенос. Этот перенос может выражаться одним из партнеров в форме чрезмерного беспокойства, согласен ли терапевте его оценкой другого партнера, в форме страха, что терапевт встал на сторону супруга, в форме фантазий о том, что терапевт чудесным образом изменит супруга, избавив клиента от необходимости работать над собственными конфликтами. [5; с. 84]

Миттелман  утверждает далее, что консультант, одновременно ведущий обоих супругов, должен обладать надежной памятью, чтобы не перепутать от кого из партнеров он получил ту или иную информацию. Кроме того, он должен отличаться способностью выносить соперничество и атаки обоих партнеров и оставаться непредвзятым, но не быть безразличным, уметь занимать четкую позицию в критических ситуациях. Другими словами, терапевт должен походить на благожелательного, непредвзятого и твердого родителя, чтобы не позволять конфликтам выйти из-под контроля.

Иногда консультант может обнаружить, что все, что он говорит (или не говорит), одним или обоими партнерами толкуется настолько превратно, что их конфликт только усугубляется. При этих обстоятельствах два консультанта, особенно работающие в тесном сотрудничестве друг с другом, могут помочь пациентам более эффективно, чем один.

Миттелман  считает, что у практики консультирования семейной пары одним специалистом есть два недостатка: если один из партнеров параноидально обвиняет всех в своих проблемах, он, возможно, будет винить терапевта в распаде своего брака. В этом случае представляется более разумным, чтобы с клиентами работали два специалиста. Во-вторых, если один из супругов возражает против работы с определенным терапевтом, он может отказаться от лечения или оказывать сопротивление получаемой помощи подвидом возражений против данной терапии.

Одно из преимуществ обращения семейной пары к двум разным специалистам заключается в том, что в этом случае не встают проблемы с переносом и памятью, упомянутые Миттелманом. Каждый партнер воспринимает проблему со своей уникальной точки зрения, а увидеть происходящее с точки зрения одного из участников семейного конфликта легче, чем взглянуть на ситуацию глазами обоих. К тому же раз консультант недолжен помнить, от кого из супругов он получил те или иные сведения, он не рискует нарушить доверие.

Если с каждым из супругов работает его собственный терапевт, эти специалисты должны поддерживать связь друг с другом. Для каждого из них важно помнить, что он получает информацию от коллеги. [5; с. 96]

Мартин и Берд говорят о важности и ценности такого подхода. Они полагают, что терапевтам следует регулярно встречаться, чтобы иметь возможность сравнить свои соображения о проблемах консультируемой пары. Один специалист может представить какое-нибудь событие из жизни семейной пары сточки зрения собственного клиента. Другой терапевт сообщает свою реконструкцию этого события со слов другого клиента. Два представления помещаются рядом и, в конце концов, сливаются, создавая стереоскопическое изображение, поэтому этот метод называется стереоскопическим.

Возможность распознать искажение реальности одним или обоими партнерами является одним из основных достоинств этого метода. Мы также полагаем, что этот метод способствует распознаванию защит и стремлений «Я». Преимущество двойного подхода в терапии и в том, что этот метод позволяет обнаружить возможные ошибки каждого терапевта, экономить время, быстрее распознавать искажение реальности клиентом, разрешить проблему контр переноса у обоих специалистов. Некоторые недостатки этого метода заключаются в том, что на него уходит много времени, так как необходимы постоянные встречи двух терапевтов, также он более сложен.

На поздних стадиях консультирования можно прибегнуть к помощи индивидуальных терапевтов, «совместным сессиям» или смешанному консультированию. По мере того как продолжается консультирование, взгляды на семейные отношения у обоих супругов все больше совпадают.

Два специалиста в работе со своими клиентами могут воспользоваться техникой возникновения частичного понимания партнера. Другая техника предполагает, что один из супругов позитивно интерпретирует слова партнера, прежде чем высказывает собственное мнение.

Проведение групповой терапии в качестве дополнения к индивидуальной может оказать огромную помощь в решении семейных проблем. Мы разработал и два типа применения групповой терапии: мужья и жены находятся в разных группах, обсуждение ими происходящего в этих группах не разрешается.

Аи цен  разработал собственную методику семейного консультирования. Программа курса рассчитана на 12 недель. В течение первых четырех недель вместе работают супруги одного пола, затем проводится работа в разнополых группах, но без участия собственных партнеров. В конце концов муж и жена оказываются в одной группе, после восьми недель терапевтической работы они лучше могут понять друг друга.

Винсент  полагает, что групповая терапия может быть полезна для достижения следующих целей: избавление от чувства одиночества и отчужденности, собственной неадекватности; достижение катарсиса; поддержка свободы высказываний; развитие навыков общения с их последующим применением в семье; осознание происхождения сексуальной дисфункции; понимание многих факторов, препятствующих полному сексуальному отклику; разрушение предыдущих нереалистичных сексуальных ожиданий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семейное консультирование—термин, применяемый в отношении попыток помочь обоим супругам, мужу и жене, в решении проблем семейных отношений. Семейная психотерапия, напротив, фокусируется на стремлении помочь каждому из партнеров. Междисциплинарное сотрудничество исключительно важно для этой области психологического консультирования. К примеру, возможно взаимовыгодное сотрудничество адвокатов и психологов в решении семейных проблем клиентов. Также участвовать в оказании психологической помощи могут гинекологи, священники, психиатры. Консультанты помогают клиенту решить проблемы, возникающие перед вступлением в брак, осуществить правильный выбор партнера, развить зрелый взгляд на любовь и сексуальные отношения, психологически подготовиться к заключению брачного союза.

Психотерапия и семейное консультирование имеют диалогическую природу. Центральным моментом в терапии и консультировании является общение специалиста с клиентом, реализуемое через установление терапевтической связи, помощь в исследовании проблемы, поиске путей е решения.

Информация о работе Психологическое консультирование по проблемам семейных отношений