Психолингвистика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 10:22, реферат

Описание работы

Психолингвистику не следует рассматривать как отчасти лингвистику и отчасти – психологию. Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А раз язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.

Содержание работы

Введение
I. Психолингвистика как наука
1). Объект психолингвистики
2). Предмет психолингвистики.
3). Методы психолингвистики.
4). Сущность психолингвистики.
II. Из истории возникновения и развития психолингвистики.
III. Психолингвистика и языкознание
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

психолингвистика.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

Факультет психологии 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по психолингвистике 

На  тему: Психолингвистика как наука 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса,  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2008 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 
 

Введение 3

I. Психолингвистика как наука 4

1). Объект  психолингвистики 4

2). Предмет   психолингвистики. 4

3). Методы психолингвистики. 5

4). Сущность психолингвистики. 6

II. Из истории возникновения и развития  психолингвистики. 3

III. Психолингвистика и языкознание 6

Заключение 8

Литература 10

Введение

 

     Многообразие  функций языка в обществе и  тесный характер его связи с мышлением  и с психической деятельностью  человека делает весьма гибким взаимодействие языкознания с соответствующими социальными и психологическими науками. Особенно тесны связи языкознания  с психологией, что уже в XIX веке вызвало внедрение психологических методов и идей в языкознание. Так появилось психологическое направление в науке о языке. В 50-х годах XX века образовалась новая пограничная с языкознанием наука -психолингвистика.

     Она возникла в связи с необходимостью дать теоретическое  осмысление ряду практических задач, для решения  которых чисто лингвистический  подход, связанный прежде всего с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным. Например, в обучении родному, а особенно – иностранному языку; в сфере речевого воспитания дошкольников  и логопедии; в проблемах речевого воздействия (особенно - в пропаганде и деятельности средств массовой информации); в судебной психологии и криминалистике. Кроме того, необходима психолингвистика, например, для распознания людей по особенностям  их речи, для решения проблем машинного перевода, речевого ввода информации в компьютер и, соответственно,  эта наука тесно соприкасается с информатикой.

     Именно  эти прикладные задачи послужили  непосредственным толчком к возникновению  психолингвистики и к выделению  ее в самостоятельную научную  область.

     I. Психолингвистика как наука

 

     Психолингвистику  не следует рассматривать как  отчасти лингвистику и отчасти  – психологию. Это комплексная  наука, которая относится к дисциплинам  лингвистическим, поскольку изучает  язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический  феномен. А раз язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.

     1). Объект  психолингвистики

       Объект психолингвистики в различных ее школах и направлениях определяется по-разному. Но   практически во всех определениях представлены такие характеристики, как процессуальность, субъект, объект и адресат речи, цель, мотив или потребность, содержание речевого общения, языковые средства.

     Остановимся на определении объекта психолингвистики, приведенном А.А. Леонтьевым:

     «Объектом психолингвистики... всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций » [Леонтьев, 1999, 16].

     Этот  объект психолингвистики совпадает с объектом лингвистики и других родственных «речеведческих» наук.

     2). Предмет  психолингвистики.

     Понимание предмета психолингвистики претерпело эволюцию: от трактовки его только как отношения говорящего и слушающего к структуре сообщения, до соотнесения его с трехчленной  теорией речевой деятельности (языковая способность – речевая деятельность – язык).

     С течением времени в науке изменялись как понимание речевой деятельности, так и трактовка самого языка, что породило массу разнообразных  определений предмета психолингвистики.

     «Примирить» различные точки зрения способно, на наш взгляд, наиболее современное определение,  данное А.А. Леонтьевым:

     «Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой» [Леонтьев, 1999, 19].

     3). Методы психолингвистики.

       Свои  методы психолингвистика прежде всего унаследовала из психологии. В первую очередь это экспериментальные методы. Кроме того, в психолингвистике часто используется метод наблюдения и самонаблюдения. Из общего языкознания в психолингвистику «пришел» метод лингвистического эксперимента.

     Эксперимент, традиционно считающийся самым объективным исследовательским методом, в психолингвистике имеет свою специфику. В психолингвистике доля прямых экспериментальных методик (когда регистрируемые изменения непосредственно отображают исследуемый феномен),  невелика. Зато распространены так называемые косвенные методики, где выводы делаются опосредованно, что снижает эффективность эксперимента.

     Из  «прямых» методик наиболее часто  применяется методика «семантического  шкалирования», при которой испытуемый должен разместить определенный объект на градуированной шкале, руководствуясь собственными представлениями.

     Кроме того, в психолингвистики широко применяются  разнообразные ассоциативные методики.

     При использовании как прямых, так  и косвенных методик возникает  проблема интерпретации результата. Наиболее достоверные результаты дает применение сочетания или «батареи» методик, направленных на изучение одного и того же явления. Так, например, Л.В. Сахарный рекомендует «...использовать разные экспериментальные методики и затем сопоставлять полученные данные» [Сахарный, 1989, 89].

     Лингвистический эксперимент, применяемый и в психолингвистике, разработал Л.В. Щерба. Для разграниченения лингвистического и психолингвистического экспериментов необходимо определить, какая именно модель проверяется. Если это модель языкового стандарта, то эксперимент лингвистический. Если же экспериментальным способом проверяется  достоверность модели языковой способности или речевой деятельности, то это психолингвистический эксперимент.

     От  вышеописанных отличается формирующий эксперимент, при котором изучается не функционирование определенной языковой способности, а ее формирование.

     Примечательно, что наблюдается некоторый разрыв между психолингвистическими теориями, нацеленными на описание того, как мы говорим и понимаем речь, и по необходимости упрощенными попытками экспериментальной проверки этих теорий, т.к.  живой язык всегда оказывается неизмеримо сложнее и не укладывается в какие-либо строгие универсальные рамки.

     4). Сущность психолингвистики.

     Таким образом, психолингвистика – это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Она изучает процессы  речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Психолингвистика по предмету исследования близка к лингвистике, а по методам исследования ближе к психологии.

     Психолингвистика как область лингвистики изучает язык прежде всего как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Поэтому психолингвистика не занимается изучением «мертвых» языков – таких, как старославянский или греческий, где нам доступны лишь тексты, но не психические миры их создателей.

     В последние годы распространение получила точка зрения, согласно которой исследователи считают продуктивным рассматривать психолингвистику не как науку со своим предметом и методами, а как особый ракурс, в котором изучаются язык, речь, коммуникация и познавательные процессы. Этот ракурс вызвал к жизни множество исследовательских программ, разнородных по целям, теоретическим предпосылкам и методам. Эти программы носят прежде всего прикладной характер. 

     II. Из истории возникновения и развития психолингвистики.

 

     Собственно  термин «психолингвистика» вошел в  научный обиход с 1954 года, после того, как в США была опубликована одноименная  коллективная работа под редакцией  Ч.Э. Осгуда и Т.А. Себеока.   Но идеи, близкие к проблемам психолингвистики, возникли и развивались значительно раньше. Можно считать, что психолингвистический ракурс изучения языка и речи фактически существовал задолго до того, как группа американских ученых ввела в обиход термин «психолингвистика».

       Предтечей психолингвистики А.А. Леонтьев называет немецкого философа и лингвиста Вильгельма фон Гумбольдта, так как именно ему принадлежит «идея речевой деятельности и понимание языка как связующего звена между социумом («общественностью») и человеком» [Леонтьев, 1999, 26].

     Так, еще в XIX в. В. фон Гумбольдт приписывал языку важнейшую роль в «мировидении», т.е. в структурировании субъектом поступающей из внешней среды информации. Аналогичный подход обнаруживается в работах русского филолога XIX в. А.А.Потебни, в том числе – в его учении о «внутренней форме» слова. Само это понятие обретает содержание только при условии его психологической интерпретации.

     Отечественная традиция психолингвистического подхода  к феномену языка восходит к И.А. Бодуэну-де-Куртенэ (1845–1929), русскому и польскому лингвисту, основателю Казанской школы языкознания. Именно Бодуэн говорил о языке как о «психо-социальной сущности», а лингвистику предлагал числить среди наук «психолого-социологических». Ученики Бодуэна – В.А.Богородицкий и Л.В.Щерба регулярно использовали экспериментальные методы для изучения речевой деятельности. Разумеется, Щерба не говорил о психолингвистике, ведь этот термин в отечественном языкознании закрепился лишь после появления в 1967 году монографии А.А.Леонтьева с таким названием. Однако именно в известной статье Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» уже содержатся центральные для современной психолингвистики идеи: акцент на изучении реальных процессов говорения и слушания; понимание живой разговорной речи как особой системы и, наконец, особое место, отводимое Щербой лингвистическому эксперименту.

     В Советской России развитие собственно психолингвистики началось с середины  60-х годов ХХ века, прежде всего  в Институте языкознания АН СССР (Москва), работа велась также в институтах других городов страны.

     Каждые  2-3 года  проводились всесоюзные симпозиумы по психолингвистике. Советская  психолингвистика опиралась на материалистическую психологию школы  Л.С Выготского (прежде всего на понятие деятельности) и на лингвистическое наследие  Л.В. Щербы и его школы, в особенности на его трактовку активной грамматики.

     Рассматривая  психолингвистику  как одну из дочерних областей разработанной  А.Н. Леонтьевым психологической теории деятельности, московская психолингвистическая школа  долгое время называла психолингвистику “теорией речевой деятельности”, употребляя параллельно и термин  “психолингвистика”.

     С конца 1970-х годов проблемное поле психолингвистики развивалось под  влиянием состояния дел как внутри лингвистики, так и в науках, со временем ставших для лингвистики – а тем самым и для психолингвистики – смежными. Это прежде всего комплекс наук о знаниях как таковых и о характере и динамике познавательных (когнитивных) процессов.

     Для большинства американских и англоязычных психолингвистов (по образованию, как правило, психологов) в качестве эталонной науки о языке обычно выступает наиболее влиятельная в США лингвистическая теория – генеративная грамматика Н.Хомского в разных ее вариантах. Соответственно, психолингвистика в американской традиции сосредоточена на попытках проверить, в какой мере психологические гипотезы, основанные на идеях Хомского, соответствуют наблюдаемому речевому поведению. С этих позиций одни авторы рассматривают речь ребенка, другие – роль языка в социальных взаимодействиях, третьи – взаимосвязь языка и познавательных процессов.

Информация о работе Психолингвистика как наука