Проблемы массового поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Массовое поведение (англ. collective behavior) – это термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений. Чтобы приблизительно очертить предметное поле, охватываемое этим понятием, выделим следующие признаки: вовлеченность большого количества людей, одновременность, иррациональность (ослабление сознательного контроля), а также слабую структурированность, т. е. размытость позиционно-ролевой структуры характерной для нормативных форм группового поведения.(назаретян)

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..31 Массовое сознание и массы ……………………….……………………………..5

1.1 Массовое сознание и его качества ………………………….………...…....5

1.2 Толпа …………………………………………………………………..….….6

1.3 Публика……………………………………………………………………....8

1.4 Социальные движения……………………………………………………….9

2 Индивид и массовое поведение ……………………………………………...…11

3 Массовая паника: факторы и механизмы……………………………………….15

3.1 Индивидуальная и массовая паника………………………………….……15

3.2 Факторы возникновения массовой паники………..…….………………..16

3.3 Механизмы развития паники………………………………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....21

Файлы: 1 файл

Проблемы массового поведения.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

    Основной  характеристикой публики является психология политического заражения. Публика выполняет функцию распространения  стереотипов восприятия и стандартов политического поведения среди членов общества. Выполняет свои функции с опорой на мотивационные состояния: симпатии и антипатии к искусственно спроектированным политическим образам и моделям поведения в произведениях театрального, изобразительного, литературного искусства [9]. 

    1.4 Социальные движения

    Социальные  движения — особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета) [1].

    Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно демонстрирует несколько общих черт. Прежде всего оно базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вторых, всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости. В-четвертых, движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр. (Штомпка, 1996).

    Исходным  пунктом всякого социального  движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет «выплеснуто» в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда всегда — относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три вопроса существования социальных движений: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.

 

    2 Индивид и массовое поведение

    Масса меняет индивидуальное поведение. При  этом существенно, что масса, вовлекающая  в себя значительное число людей, не только стирает групповые различия между ними. Она в значительной мере трансформирует всю индивидуальную психику, подчиняя себе индивидуальное сознание. Еще Г. Лебон отмечал, что в массе стираются индивидуальные различия отдельных людей и, тем самым, исчезает их своеобразие. Однако масса не только “отнимает” что-то у индивидуальной психики — она еще и придает входящим в нее людям новые качества [6].

    Во-первых, “в массе, в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать”. Тем более что особой необходимости обуздывать себя нет — принадлежность к массе гарантирует анонимность отдельного индивида. Масса никогда не несет ответственности сама, а принадлежность к массе избавляет от индивидуальной ответственности. Психологическим результатом этого является возрастающее ощущение власти у включенного в массу индивида, связанное еще и с ощущением своей безнаказанности.

    Во-вторых, индивидуальная психика меняется в силу особой заразительности массы. Эффект психического заражения “есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода. “В массе “заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это — вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в качестве составной части массы”. Масса заражает индивида. Индивид же, заражаясь массовыми мыслями, чувствами и переживаниями, начинает подражать тому, что делает масса. Изучая несколько иные феномены массовой психологии (например, моду) Г. Тард говорил, фактически, об обратной стороне той же самой медали: о законах подражания, свойственных поведению человека в массе, Масса заражает индивида, а индивид, заражаясь, подражает массе.

    В-третьих, важнейшей причиной, обуславливающей появление у объединенных в массу индивидов особых общих качеств, противоположных качествам отдельного, “изолированного” индивида, является “внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием”, — считал Г. Лебон.

    “Следовательно, главные отличительные признаки находящегося в массе индивида таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном  и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом”.

    Влияние массы на индивида противоречиво. В  массе человек способен на все. Известно, что масса людей может совершить  такие преступления, на которое каждый из составляющих ее индивидов по отдельности никогда не способен. Помимо уже названных изменений индивидуального сознания под влиянием массы, существует еще один феномен — так называемой ретроградной амнезии, частичной потери памяти на прошедшие события. Обычно человек просто не может в деталях вспомнить, что он делал в той или иной массе. Он вполне искренне забывает детали произошедшего. Его воспоминания обычно носят отрывочный, фрагментарный характер. Амнезия сопровождается упадком сил после сильного эмоционального стресса, что соответствует состоянию “физиологического аффекта”.

    Как уже отмечалось, индивид обычно исходит  из понимания личной пользы. В массе  побуждение выгоды обычно отсутствует. З. Фрейд даже считал, что в отдельных  случаях можно говорить о повышении нравственного уровня отдельного человека под воздействием массы. Это зависит от того политико-психологического “стержня” (события, мнения, чувства), вокруг которого сложился тот или иной вариант массовой психологии и, соответственно, возникла некоторая масса людей.

    Особенности поведения массы зависят от индивидуальности лидеров, их типов и от их психологических  качеств. Это, безусловно, люди особого  склада.

    В отличие от Г. Тарда, считавшего, что  масса сама находит себе лидеров, выталкивая их из себя, большее распространение получили взгляды Г. Лебона. Он описывает четыре основных типа таких “вожаков”.

    Первый  тип — убежденные проповедники, апостолы неких верований (независимо, религиозных, социальных или сугубо политических). Такой “апостол всегда представляет собой религиозно настроенный ум, одержимый желанием распространить свое верование; но вместе с тем и прежде всего это ум простой, совершенно не поддающийся влиянию доводов разума. Его логика — элементарна. Законы и всякие разъяснения совершенно недоступны его пониманию”.

    Второй  тип лидеров массы фанатики одной идеи. Это “помощники апостолов”, часто движимые яростью (манией) преследования.

    Третий  тип лидеров массы “принадлежит к обширной семье дегенератов. Занимая, благодаря своим наследственным порокам, физическим или умственным, низкие положения, из которых нет выхода, они становятся естественными врагами общества, к которому они не могут приспособиться вследствие своей неизлечимой неспособности и наследственной болезненности. У данного типа мало фанатизма, нет увлечения одной идеей и даже особой стойкости веры. Тут все решает личная заинтересованность.

    Четвертый тип лидеров массы, обычно приходящий на смену предыдущим “вожакам” и овладевающий массой после того, как фанатики ее сформировали и основательно “разогрели” — обычный тиран или диктатор. Он может сочетать в себе некоторые черты предшествующих “проповедников”, но не это главное. Он умеет заставить массу полюбить себя и возбудить боязнь к себе.

    Фундаментальным фактом является то, что всякий раз в истории во главе масс стояли особого типа лидеры, не обычные, а во многом аномальные индивиды. Подчеркнем, что практически все они, за единичными исключениями, были исключительно лидерами массы. Исчезала или реструктурировалась масса — исчезали, уходили в небытие эти лидеры. В свою очередь, если случалось что-то с ними — быстро растворялась или видоизменялась ведомая ими масса. 

 

3. Массовая паника: факторы и механизмы

3.1 Индивидуальная и  массовая паника

    Паника  относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

    Паника  возникает в массе людей как  определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации [1].

    Паническая  толпа - это подвид действующей толпы (наряду с другими подвидами: агрессивной, стяжательной и повстанческой). Из-за чрезвычайной социальной опасности и значимости массовая паника часто выделяется «в особое производство», и её изучению уделено наибольшее внимание [6].

    Панические  состояния очень часто бывают вызваны невротическими страхами, т. е. такими, которые неадекватны объективной  опасности и являются, скорее, признаками внутреннего неблагополучия. Это обстоятельство настолько характерно, что некоторые авторы так и определяют панику: «ужас, вызванный кажущейся опасностью». Подобные определения, наверное, несколько преувеличены - паника может быть вызвана и вполне реальной угрозой, - но мы далее убедимся, что решающим фактором паники, действительно, почти всегда становится психическое состояние субъекта (личности, общества, группы или толпы). С одной стороны, паника может возникнуть безо всякой внешней опасности и в подавляющем большинстве случаев оказывается несоразмерна ей. С другой стороны, никакая внешняя опасность сама по себе недостаточна для возникновения паники.

    В самом общем определении паника - это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля . Следствием оказывается либо ступор либо дезорганизация планомерных действий. Поведение во внутренне конфликтной  ситуации становится антиволевым: эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.

    В некоторых, хотя и очень редких случаях  паническая толпа складывалась из простой  суммы индивидуально перепуганных людей. 

    3.2 Факторы возникновения массовой паники

    Удалось выявить четыре комплекса факторов (иначе их называют также условиями, или предпосылками) превращения  более или менее организованной группы в паническую толпу.

         1. Социальные факторы - общая напряжённость в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т.д. Иногда напряжённость обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.

    2. Физиологические факторы - усталость,  голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.

      Так, типичными ошибками при  организации митингов, манифестаций  и массовых зрелищ становятся  затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фактам продажи и употребления участниками спиртных напитков. В условиях социального напряжения, жары или холода и т.д. это повышает вероятность паники, равно как и прочих нежелательных превращений толпы.

Информация о работе Проблемы массового поведения