Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 19:47, контрольная работа
Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше понять поведение личности во взаимоотношении с окружающими т.е. социальную сторону его поведения. Это вызывает наш особый интерес, как социологов и несомненно приносит пользу в практической деятельности офицера - воспитателя воинского коллектива. Другой подход, помогающий лучше понять людей - это трансакционный анализ, развитый Э.Берном. В этой работе рассматривается понимание и применение трансакционного анализа в повседневной жизни обычного человека.
Введение……………….
1.Психологическая теория З.Фрейда.
1.Структура личности...................................................... 3 – 4
2.Защитные механизмы личности..................................... 7 – 8
2.Аналитическая психология К.Г.Юнга.
1.Архетип коллективного бессознательного.................... 9 -10
2.Психологические типы личности................................... 11 – 12
3.Трансакционный анализ Э.Берна.
1.Структурный анализ..................................................... 13 - 15
2.Психологическая характеристика игр, в которые играют люди…………………………16 -17
Заключение.............................................................................................. 18 – 19
Список используемой литературы.............................. 20
Юнг определяет прогрессию как ежедневный успех процесса психологической адаптации. Соответственно адаптация осуществляется в два этапа:
1)Получение установки;
2)Завершение
адаптации средствами
В процессе регрессии несовместимые и отвергнутые пережитки повседневной жизни, всякого родапредосудительные животные проявления выходят на поверхность. Регрессия - вовсе не обязательный ретроградный шаг в жизни субъекта, а скорее необходимая фаза его дальнейшего развития.
Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческойпсихики. Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психическо-сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детальное описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики. Юнг называл эти изначальные образы архетипами коллективного бессознательного.
дополнительное
измерение по сравнению с другими
школами психологии и психотерапии,
связывая ее учение со всей историей эволюции
человеческой психики во всех ее культурных
проявлениях. Аналитическую психологию
следует отличать от физиологической
экспериментальной психологии, стремящихся
свести целостные психические явления
к их составным элементам, равно как и
от поведенческой психологии, интерес
которой сосредоточен на поведении субъекта
как совокупности реакций организма на
стимулы внешней Среды. Задача аналитической
психологии - раскрыть психический мир
человека как естественное целое явление.
2.2. Психологические типы личности.
Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот “решающий фактор” сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; “мир висит на тонкой нити и эта нить - психика человека”. Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией “психологических типов”. Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт. Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом - что называется “в своей тарелке”, - когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.
Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах. Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, “зацикленным на себе”. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером.
Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей. То есть чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной. Но противоположная в силу ее недифферинцированности, более слабого проявления, будет осуществляться в неадоптированной - грубой, не зрелой, негативной форме. Так например, выраженный экстраверт может стать жертвой подчиненной сосредоточенности на самом себе, проявляющейся в негативной форме, в виде депрессий. Крайний интроверт иногда переживает эпизоды вынужденной экстравертности, то есть сосредоточенности на других. Но эта сосредоточенность будет выглядеть грубой, неэффективной и неприспособленной к внешней реальности. Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными - внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок. В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представленны двумя парами противоположностей: мышление - чувство, ощущение - интуиция.
3. Трансакционный анализ Э.Берна
3.1. Структурный анализ.
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциями. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотношения с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании состояний “Я”. На языке психологии состояния “Я” можно описать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром своего “Я”, которого суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний разбит на следующие категории:
1) состояния “Я”, сходные с образами родителей;
2) состояния
“Я”, автономно направленные
на объективную оценку
3) состояния
“Я”, все еще действующие с
момента их фиксации в раннем
детстве и представляющие
При использовании трансакционного анализа люди достигают как эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на последнем. Этот процесс понимания, оптимистичен, при котором человек обычно заключает: ”Да, именно так это и происходит!” Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдая изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук. Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, повидимому, управляла всей личностью пациента. Он заметил, что эти различные внутренние “Я“ по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах. Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА. Трансакция - единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией. Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями. Простейшими формами общественной деятельности являются процедуры и ритуалы. Процедура - это серия простых дополнительных взрослых трансакций, направленных на взаимодействие с деятельностью. В рамках этого анализа, ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, заданными внешними социальными факторами. Неформальный ритуал (например, прощание) в разных местностях может отличаться рядом деталей, однако в основе своей он не изменен. Формальные ритуалы (например, католическая литургия) характеризуется гораздо меньшей свободой. Существенной особенностью и процедур, и ритуалов считается, что они стереотипны. Процедура и ритуал различаются в зависимости от того, что предопределяет их ход: процедуры планируются Взрослыми, а ритуалы следуют схемам заданным Родителем.
Первоначально ТА развивался как психотерапевтический метод. ТА предпочтительно применяют в группах (как гештальттерапию). Группа служит окружением, в котором люди могут лучше осознать себя, структуру своей личности, то, как они взаимодействуют с другими, игры в которые они играют и сценарии, которым они следуют. Такое осознание позволяет более ясно понять себя, с тем чтобы человек мог изменить или усилить в себе то, что он хочет. ТА эффективно применяется не только в психотерапии он также представляет метод, вызывающий размышления о возможностях человеческого поведения, который большинство людей может понять и использовать. Этот метод предпочитает использование прямых, простых и даже разговорных слов использованию психологических научных терминов или профессиональному жаргону.
ТА - это
рациональный метод понимания поведения,
основанный на заключении, что каждый
человек может научиться
Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа:
Структурный анализ: - анализ отдельной личности.
Анализ трансакций: - анализ того, как поступают люди и что говорят друг другу. Анализ игр: - анализ открытых трансакций, ведущих к расплате.
Анализ сценария: - анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют. Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: “Кто Я?”, “Почему Я поступаю именно так?”, “Как Я приобрел эти качества?”.
3.2. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди.
Люди играют в психологические игры как бридж, шашки, “монополия”. Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж, в то время как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграть с ними. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологические игры, кроме этого, имеют еще и скрытую цель, и в них играют не для удовольствия. Хотя надо сказать, некоторые игроки в покер тоже не для удовольствия играют. Берн определяет психологическую игру как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное обоснование, или более кратко, как серию трансакций с уловкой. Чтобы последовательность трансакций образовала пару, необходимо наличие трех аспектов:
1)Непрерывная
последовательность
2)Скрытая трансакция, которая является сообщением, источником в основе игры;
3)Ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью.
Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между игроками. Несмотря на это люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу. Игры имеют две основные характеристики:
· скрытые мотивы;
· наличие выигрыша.
Процедуры бывают успешные успешными, ритуал - эффективным, а времяпрепровождение - выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат “задней мысли”). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда - драматичным. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом. Необходимо разграничить игры с ранее не обсуждавшимся типом социального действия, а именно с операцией. Операцией называют простую трансакцию, или набор трансакций, предпринятых с некоторой заранее сформулированной целью. Например, ели человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это операция. Если кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, каким-то образом обращает его против утешителя, то это игра. Следовательно, внешне игра выглядит как набор операций. Если же в результате игры один из участников получает “вознаграждение”, то становится ясно, что в ряде случаев операции следует считать маневрами, а просьбы - неискренними, так как они были лишь ходами в игре. Не следует заблуждаться относительно значения слова “игра”. Игра совсем не обязательно предполагает удовольствие или веселье. Также как сегодня спортсмены всерьез играют в футбол, так и большинство игроков нельзя обвинить в отсутствии серьезного отношения к играм. Наиболее зловещей игрой является, конечно, война. Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают что говорят те же слова с теми же интонациями, меняются только место и время. Повторение игры может восприниматься как ощущение, что это происходило раньше. Люди играют в игры различной степени напряженности, от социально приемлемого, смягченного уровня до убийственного (самоубийственного) уровня. Берн различает:
Информация о работе Понятие личности и подходы к её изучению