Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:32, реферат
Суицидальное поведение является одной из распространенных форм нарушений при психопатиях и при не психотических реактивных состояниях на фоне акцентуаций характера в подростковом возрасте. Среди 300 обследованных А.Е. Личко подростков мужского пола суицидальное поведение отмечено у 34%. Из них демонстративное поведение констатировано у 20% аффективные попытки у 11%, истинные, заранее обдуманные покушения лишь у 3%. А.Е. Личко выделил три типа суицидального поведения: истинное, демонстративное и аффективное.
Иногда
полагают, что обсуждение с клиентами
возможности самоубийства только усиливает
их намерения. Однако, как правило, беседа
о чувствах, подталкивающих к самоубийству,
уменьшает вероятность
Рассматривая
очень серьезно любое намерение
самоубийства, все же нельзя забывать
о возможности манипулятивной угрозы
с целью убедить консультанта
в важности своей проблемы и претендовать
на максимум его времени. Большинство
симулянтов являются истерическими
личностями. Некоторые клиенты говорят
о самоубийстве из желания отомстить
тем, кто якобы их недостаточно любит.
Вообще элемент враждебности присутствует
почти в каждом самоубийстве. Встретившись
с депрессивным клиентом, высказывающим
суицидальные намерения, очень важно
оценить риск их реализации. От правильного
прогноза может зависеть жизнь клиента.
Степень вероятности
Консультант: Как идут дела?
Клиент: (пожимает плечами)
Консультант: Не все хорошо?
Клиент: (трясет головой)
Консультант: Грустно?
Клиент: (кивает головой)
Консультант: Все кажется безнадежным?
Клиент: Да
Консультант: Жизнь иногда кажется бессмысленной?
Клиент: Иногда
Консультант: Часто ли Вы думаете, что хотели бы умереть?
Клиент: Большую часть времени
Консультант: Возникает желание покончить с жизнью?
Клиент: Иногда
Консультант: Обсуждали ли Вы, как это сделать?
Клиент: Еще не зашел так далеко.
Такая постепенность опроса дает возможность точнее узнать, как далеко зашел клиент в своих мыслях о смерти. Основатель логотерапии В. Франкл предлагает оценивать вместо вероятности самоубийства величину жизненного потенциала и спрашивать клиента не о причине нежелания жить, а о смысле жизни для него. Чем больше находится нитей, связывающих клиента с жизнью, тем менее вероятно самоубийство.
Существую
определенные правила консультирования
лиц с суицидальными
Во время первого контакта после неудавшегося самоубийства на первый план выступают уникальность ситуации и самочувствие «самоубийцы-неудачника». Человек, испытавший максимальное напряжение духовных сил, понимает, что не умер, но обстоятельства, приведшие к попытке уйти из жизни, у него остались. Момент «пробуждения» - начало нового этапа жизни этого лица. Поэтому важно, какое «воздействие» будет вписано в «чистый лист» сознания клиента. Время первого контакта не должно ограничиваться, клиенту надо позволить выговориться. От консультанта, встречающегося с таким клиентом, требуется неподдельная искренность, сосредоточение и отдача всех своих духовных сил. Имеется в виду нечто большее, чем обязанность консультанта. После попытки самоубийства клиент максимально обнажен и очень раним, он ясно чувствует внутреннее состояние консультанта. В первой фазе не следует обсуждать основной конфликт. Лишь постепенно можно перейти к причинам и психосоматическому смыслу самоубийства. Само консультирование должно быть направлено на уменьшение тревоги и безнадежности. Фаза выздоровления начинается, когда клиент может возвратиться в свое прежнее окружение. Далее могут возобновиться суицидальные намерения, так как проблема неудачливого суицидента связана именно с ближайшим окружением. Поэтому необходимо работать с семьей суицидента. Вообще попытка самоубийства – существенная причина для изменения в семейной жизни, точнее говоря, такие изменения становятся неизбежными. Только перемена условий жизни по-настоящему лечит.
Руководитель известной клиники в США В. Меннингер предлагает советы специалистам, работающим с потенциальными самоубийцами, и тем, кто страдает из-за самоубийства клиента:
По определению А. Г. Амбрумовой14, суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживания микросоциального конфликта; в ходе проведенного исследования у всех изученных суицидентов были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивность, импульсивность. Эти лица, находясь в кризисной ситуации, психологически декомпенсированы и астенизированы, что связано с переживанием ими сложных конфликтов, для решения которых оказалось недостаточно их жизненного опыта. Указанная категория совершает суициды, характеризуемые как отклонения социально-пассивного типа. Характерологическими особенностями личности суицидента являются: сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, заниженная, лабильная или завышенная самооценка, низкая фрустрационная толерантность. В пресуицидальном периоде у подростков были выявлены различные варианты депрессивных состояний (как эндогенных, так и реактивных) и ситуационных реакций, как правило, на фоне подростковых акцентуаций характера. В этой связи необходимо рассматривать как клинические, так и социальные факторы.
К л и н и ч е с к и е к р и т е р и и: форма психического расстройства и тип его течения.
С о ц и а л ь н ы е ф а к т о р ы: условия воспитания в семье.
Риск социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня дисфункции личности:
Суицидоопасные депрессии
У гипертимного подростка – склонность к риску, пренебрежение опасностью.
У циклотимного – аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе.
У эмоционально-лабильных подростков значимы аффективные реакции интрапунитивного типа. Суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на малоопределённом стремлении “что-то с собой сделать”. Другим фактором может служить желание “забыться”. Чаще всего к саморазрушающему поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц.
Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности - реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией.
Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса.
Подросток с эпилептоидной акцентуацией, на фоне аффекта, может перейти меру осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя. Чаще всего, наносят порезы, ожоги, порой из мазохистских побуждений. Опьянения, нередко, протекают по дисфорическому типу с утратой контроля над собой.
Истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам.
Все интересы подростка с неустойчивой акцентуацией направлены на получение удовольствий.
Конформный подросток может совершить суицид за компанию.
При проведении семейной диагностики выделяются два объекта:
Часто
суицидальное поведение подростка
является крайним средством манипуляции
с целью оказать давление на семейное
окружение и вернуть утраченную
позицию. Наиболее суицидоопасна позиция
человека, оказавшегося в одиночестве
перед коалицией объединившихся
против него родственников. Протестные
реакции свойственны
Единовластие
может служить источником постоянного
психического напряжения, а у подростков,
не склонных к компромиссу и не
желающих подчиняться грубому нажиму
со стороны взрослых, оно может
провоцировать в некоторых
В кризисном состоянии у детей и подростков для оценки риска необходимо учитывать не только суицидогенные факторы, но и антисуицидальные:
Для определения риска повторного суицида необходимо учитывать личностный смысл.
Классификация
по типу личностного смысла суицида
дана выше – на 1-2 страницах лекции.
Данные типы суицида позволяют определить
особенности постсуицидального
периода, а также специфику
Проблема
диагностики суицидального
Информация о работе Основные психологические подходы к исследованию суицида