Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2010 в 10:28, Не определен
Контрольная работа
Время является не только мерой длительности жизни, оно представляет собой также меру осуществленности, реализованности бытия. Независимо от рода его деятельности значимость, состоятельность человека как личности заключается в том, смог ли он стать хозяином своего времени. Конечно, в кризисной ситуации события представляются человеку не в обычной последовательности, а беспорядочно, время не поддается управлению со стороны человека, когда он переживает состояние кризиса, и не каждому удается совладать с требованиями ситуации.
Все мы живем в социальном (историческом) времени, как раз оно определяет круг наших возможностей, и выйти за его границы мы не можем. И тем не менее даже в заданных социальных пределах достижения людей сильно варьируют в зависимости от личностных качеств, принадлежности к определенной социальной среде и т. п.
Поскольку представление о времени конструируется социально, аттитюды по отношению ко времени, в частности степень ориентации людей на прошлое, настоящее и будущее, отражает их жизненные установки и ценности. Наступление одних событий человек планирует в отдаленном будущем, а появление других он ожидает в ближайшем, какие-то появляются спонтанно для него. Он также может черпать силы или вновь страдать, вспоминая очень давнюю историю. Протяженность времени, где размещаются жизненные события, называется временной перспективой. Чем насыщеннее временная перспектива событиями, планами и надеждами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. И наоборот, чем меньше планов на будущее и реальных событий на временном горизонте, тем беднее и бессодержательнее его жизнь. Еще К. Левин отмечал, что временная перспектива удлиняется с возрастом: «Маленький ребенок живет настоящим; его временная перспектива включает только непосредственное настоящее и прошлое». Краткосрочность временного горизонта, по его мнению, характеризует «примитивность поведения».
Временная перспектива, в которую отдельный индивид помещает жизненные цели и средства, серьезно влияет на повседневное поведение. Чем больше жизненных планов, тем больше опыт взаимодействия; чем насыщеннее временная перспектива событиями, тем больше вариативность поведения, тем порой легче человеку справляться с кризисными состояниями. Отсутствие жизненных планов, как правило, связано с отсутствием позитивного образа будущего, от чего и может проистекать сопротивление к переменам, которое «провоцирует» человека попадать в кризисное состояние. Практически любое неожиданное событие воспринимается как угроза, так как его не планировали, не ждали, а новое и неизвестное в любом случае несколько пугает. Интересно, что противодействие планируемому развитию может проистекать и из обязательств человека по отношению к прошлому. Вопреки бытующим представлениям о том, что ориентация на будущее представляет собой более или менее универсальную модель развития, существуют образцы поведения, ориентированные только на настоящее или прошлое.
Например,
опыт показывает, что люди, находящиеся
в кризисном состоянии, практически
не ориентированы на будущее. Они не могут
ставить целей, планировать, в основном
все их помыслы устремлены в прошлое, а
настоящее пугает. Люди в этом состоянии
становятся все более безучастными ко
всему, и их инициатива все более и более
сменяется апатией. Эта апатия небезопасна,
так как она делает людей неспособными
принимать помощь[6, с. 20].
1.4. Кризис
в отсутствии события.
Многие кризисы не похожи на ранее описанные, так как являются результатом постепенно накапливающегося стресса, и их финал может быть вызван чем-то, казалось бы, довольно обыденным. Запускающим фактором становится «последняя капля» — незначительное событие, являющееся последним в ряду многих других трудностей и неприятностей, а не какое-то особое событие, т. е. особенностью этих кризисов является то, что у них нет видимых причин и их нельзя прямо приписать какому-нибудь одному, вызывающему сильный стресс источнику.
Пример: иногда безработные, состоящие на учете в центре занятости, с трудом подчиняются тому распорядку, который там существует. Инспектор обязан помогать людям в поиске работы, он предлагает различные варианты, но некоторые клиенты не воспринимают эту помощь. Состояние их таково, что им порой трудно выходить по утрам из дома и отправляться на поиск работы, они перестают ухаживать за собой, агрессивно относятся к разного рода требованиям со стороны. Это выглядит так, как будто они боятся, что кто-то увидит хаос, в котором они пребывают, и поможет с ним справиться. Такое поведение типично для людей, находящихся в ситуативно вызванной депрессии. В таких случаях кризис может содержать скрытую (неосознаваемую, вызывающую тревогу и поэтому отрицаемую) потребность в общении с психотерапевтом по поводу личностных трудностей.
Не осознавая,
что происходит, человек нередко создает
кризисные ситуации, форсируя события
до крайности [6, с.22].
2. Жизненный
цикл и возрастные кризисы
В жизненном цикле человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых - переходные периоды –может происходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Эти моменты называются кризисными точками, или возрастными кризисами человека.
Сущность этих возрастных кризисов подчиняется известному закону перехода количества в качество - постепенно происходящие изменения в психических и личностных образованиях порождают новое качество, причем этот переход может иметь резкий, скачкообразный характер. Например, ребенок, с трудом выговаривающий отдельные слова, речь которого во многом еще напоминает лепет, «вдруг» начинает говорить, подобно тому как он «вдруг» начал ходить, а позже начнет читать. Нередко этот переход в новое качество имеет довольно болезненный характер. Так, выражение «трудности переходного возраста» стало устойчивым штампом обыденной речи, используемым для проблем подросткового периода. Известный психолог К.Левин называл подростка человеком, вышедшим из мира детства и не пришедшим в мир взрослых. В этом образе отчетливо видна и «переходность» подростка, и сущность его психологических проблемы: он уже не хочет быть ребенком, но еще не может быть взрослым в глазах окружающих, да и своих собственных. Именно это главное противоречие подросткового периода развития и приводит к типичным переживаемым в это время трудностям, прежде всего проблемам в отношениях со взрослыми, к неадекватным поступкам вплоть до девиантного поведения, направленного на подтверждение своей взрослости.
Подростковый период как «трудный» возраст четко выделяется не только в научных исследованиях, но и в обыденном сознании, поскольку через его проблемы и сопутствующие психологические переживания проходит большинство людей. Таким образом, помимо индивидуальных особенностей человека или событий его индивидуальной жизни психологический кризис может быть спровоцирован или вызван критическими точками возрастных стадий его жизненного цикла, и, следовательно, существуют такие моменты перехода от одной стадии к другой, когда возникновение кризиса более вероятно, хотя, конечно, не обязательно.
Различные
возрастные периоды отличаются помимо
особенностей психического и личностного
развития тем, что именно является центральной
проблемой этого периода и какие, следовательно,
типичные трудности, критические ситуации
или кризисы могут переживаться и этом
возрасте человеком [3, с.357].
2.1.
Периодизация возрастных кризисов по
Э. Эриксону
Наиболее детальная и признанная в психологии периодизация возрастных кризисов принадлежит американскому ученому Эрику Эриксону, который выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий.
Каждая из этих стадий развития сопровождается кризисом, который Эриксон рассматривает как поворотный момент в жизни, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Это означает, что на каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса является залогом дальнейшего развития здоровой личности и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий. Так, для самой первой, младенческой, стадии жизни человека –от рождения до года, чрезвычайно важно, чтобы у ребенка сформировалось чувство доверия к этому миру, окружающим людям, чувство первичной уверенности в себе, основанной на этом доверии. Как правило, доверие образуется у ребенка под влиянием заботы матери о нем и его потребностях, на основе чего у него возникает чувство, что «все хорошо». Напротив, отсутствие должного материнского ухода или вообще отвергание матерью ребенка могут принести к возникновению у ребенка чувства первичного, базального недоверия, на основе которого возникают установки страха, подозрительности, тревоги за свое благополучие, которые впоследствии могут проявляться в отношениях с окружающими людьми и в отношении к миру в целом. Если противоречие «доверие-недоверие» успешно разрешается в пользу формирования доверия, то в результате маленький человек приобретает очень важное для здорового развития его личности качество, которое Эриксон называет «надежда», фактически означающее первоначальную убежденность человека в значимости и надежности его мира. Успешное решение этого кризиса не обязательно происходит на первом году жизни ребенка. В таком случае эта проблема будет проявляться на последующих стадиях развития, где и может найти адекватное разрешение; важно, однако, чтобы уже на первом году жизни были заложены основы ее успешного решения в последующим.
Те же процессы, но уже на основе других кризисов, разворачиваются и на последующих возрастных стадиях.
На
стадии раннего детства –от, года
до трех лет, возникает кризис,
связанный с потребностью ребенка в самостоятельности,
в развитии у
него чувства собственной автономии; в
возрасте от 3 до 6 лет «возраст
игры», главное противоречие касается
развития у ребенка
инициативности, активности. Следующий,
«школьный» возраст длится
от 8 до 12 лет и предполагает появление
у ребенка чувства трудолюбия
в противовес некомпетентности, чувству
собственной несостоятельности
или неполноценности; наконец, следующая,
очень важная, как уже отмечалось, в развитии
стадия - это подростковый возраст, или
юность,
возраст самоопределения, формирования
тождественности «Я», чувства
личной идентичности, своего целостного
и ценного «Я». Успешное прохождение кризисов
этих стадий способствует появлению у
человека
таких важных качеств, как сила воли, целеустремленность,
компетентность, верность, быть верным
самому себе, своим обязательствам, привязанностям,
представлениям.
Следующие три стадии жизни человека Эриксон называет зрелостью. На стадии ранней зрелости, длящейся примерно от 20 до 25 лет, основной проблемой человека является поиск своего места в межличностных отношениях между полюсами интимности - изоляции. При этом под интимностью в психологии понимают способность к близости с другими людьми, включающую в том числе способность к эмоциональному сопереживанию другим, собственную открытость и способность вверять себя кому-либо. А это фактически означает появление у человека такого важнейшего качества здоровой личности, как любовь, предполагающую установление отношений взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
На стадии средней зрелости, продолжающейся, почти 40 лет (от 26 до 64 лет), содержание кризиса связано с формированием продуктивного, творческого отношения к жизни в противовес инертности, застою. Это время самореализации личности, ее самоактуализации, взлета ее социальных и творческих возможностей. Для здоровой личности характерен выход за пределы собственных нужд, ощущение своей ответственности за этот мир, своей способности и обязанности заботиться о других. Чувство заботы, по Эриксону, психологически противоположно апатии, безразличию, поглощенности собой, характерным для необретших чувства собственной продуктивности.
Последняя
стадия, которую Эриксон уважительно
называет «поздняя зрелость», начинающаяся
с 65 лет и завершающая жизнь человека,
обращает его к прожитой жизни, ее анализу,
оценке, которые, как и прошлый опыт, интересуют
его больше будущих планов. Позитивным
итогом этого анализа оказывается чувство
мудрости, включающее как ощущение полноценно
и разумно прожитой жизни, так и спокойное
отношение к смерти, в противоположном
случае прожитая жизнь воспринимается
как череда ошибок или нереализованных
возможностей, сожаление о том, что нельзя
начать сначала, и отсутствие времени
для этого усиливают страх смерти в явном
или скрытом виде (например, боязнь возможных
будущих несчастий) [3, с.363].
Заключение
Таким образом с точки зрения психологии каждый кризис содержит и позитивные, и негативные компоненты. Успешное его разрешение -это прогресс в развитии личности, возможный личностный рост. Нерешение конфликта или его неудовлетворительное решение - это опасность для личности, дальнейшему развитию которой или ее полноценному функционированию может быть тем самым нанесен урон.
Известно, что в китайском языке иероглиф "кризис" состоит из двух иероглифов, один из которых означает риск, опасность, а другой - возможность. Это удивительно точно отражает описанную двойственную природу кризиса, в котором, безусловно, присутствует риск его деструктивного проживания личностью, снижающего ее возможности развития, самореализации, удовольствия жить полной жизнью. С другой стороны, любой кризис, конфликт, противоречие - это возможность позитивных изменений, переосмысления своей жизни, а может быть, и начала нового пути.
Таким образом, кризис нарушая привычный ход жизни, дезорганизует или даже делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни.
Общей характеристикой всех критических
жизненных ситуаций является необходимость
их конструктивного разрешения.
Кризис может оказать негативное
влияние на человека, разрушая или деформируя
его личность и жизнь. И наоборот, его успешное
преодоление может стать источником личностного
роста, развития большей личностной зрелости
и в конечном счете фактором повышения
удовлетворенности жизнью.
Литература
1. Андриенко Е.В. Социальная психология .-М. : ACADEMIA, 2001. -264 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. -384 с.
3. Психология учебник для вузов под ред. А.А. Крылов. –М.: Проспект, 2001.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева.- М. : Прогресс, 1990.- 366 с.
5.Франкл В.Э.
Основы логотерапии.