Эксперементальное изучение психики животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

В отечественной психологии учение о развитии психики в филогенезе разработал А.Н. Леонтьев. Он считал неправомерной ни одну из приведенных точек зрения на решение проблемы возникновения психики. Его гипотеза заключалась в том, что психика возникает лишь на высших ступенях органической живой материи. Живая материя даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой природы характером взаимодействия с ней.
Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов.

Файлы: 1 файл

seminar.docx

— 21.97 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение психики  как сложного динамического идеального образа, являющегося отражением окружающей среды, предполагает анализ развития ее форм в филогенезе. Филогенетический ряд форм психического отражения  представляет собой огромные вариации поведения: от простого и короткого  стереотипного акта до весьма сложных  вариативных цепочек последовательных действий.

В отечественной психологии учение о развитии психики в филогенезе разработал А.Н. Леонтьев. Он считал неправомерной  ни одну из приведенных точек зрения на решение проблемы возникновения  психики. Его гипотеза заключалась  в том, что психика возникает  лишь на высших ступенях органической живой материи. Живая материя  даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой  природы характером взаимодействия с ней.

Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов.

Процесс развития психики

В этом процессе так же, как  и в вопросе о происхождении  психики, нет прямых свидетельств, поэтому  мы вынуждены строить гипотезы, опираясь на общие соображения и доступный  фактический материал.

Дело в том, что ни одно ныне живущее животное, даже самой  примитивной организации, не может  рассматриваться как прародитель  более высокоорганизованных животных. Современная инфузория – такой  же продукт длительной эволюции, как  и современное высшее млекопитающее. Поэтому, «выстраивая» современных  животных в некоторую последовательность на основе признаков усложнения психики  и поведения, нельзя получить реального  филогенетического ряда. Несмотря на это, главные тенденции развития психики этим методом могут быть выявлены.

В качестве таких основных тенденций отмечаются следующие:

– усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

– совершенствование способности к индивидуальному научению;

– усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций).

А. Н. Леонтьев выделяет в  эволюционном развитии психики три  стадии: (1) стадию элементарной сенсорной психики, (2) стадию перцептивной психики, (3) стадию интеллекта.

Рассмотрим первую стадию. 
1.Стадия элементарной сенсорной психики.

Животные на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. Большой интерес представляют существа, которые находятся на низшем уровне этой стадии, т. е. обладают лишь зачатками психики. К таким животным относятся многие простейшие.

Поведение простейших иллюстрирует ряд общих положений: 
Во-первых, простейшие реагируют на абиотические воздействия среды, и притом на отдельные ее свойства (признаки психики вообще и ее элементарной сенсорной формы в частности).

Во-вторых, отчетливо выступает  приспособительная функция психики, она выражается в ориентировании поведения (положительные и отрицательные  таксисы), а также, хотя и в самых  элементарных формах, в изменении  поведения в результате индивидуального  опыта.

В-третьих,  у некоторых простейших можно наблюдать преемственную связь между раздражимостью и чувствительностью. Так, эвглена зеленая, будучи хищным животным, в отсутствие животной пищи ведет себя как растение – питается с помощью хлорофилла. Таким образом, свет для нее выступает и как биотический раздражитель.

Специальные исследования показали,что  высшие представители простейших превосходят по сложности своего поведения некоторых примитивных многоклеточных животных, подтверждая положение об отсутствии соответствия между уровнями биологического и психического развития. Чтобы представить себе, насколько сложным может оказаться поведение на стадии элементарной сенсорной психики, перечислим наиболее удивительные способности представителей уже высшего уровня этой стадии: 

  1. Морские кольчатые черви-полихеты строят домики-трубки из частиц, которые они собирают на дне. Если в такой домик заползает чужак, хозяин вступает с ним в бой. 
  2. При образовании брачных пар самцы полихет становятся агрессивными по отношению к другим самцам (но не самкам) 
  3. У виноградной улитки наблюдаются «брачные игры», которые могут длиться несколько часов до фактического спаривания.

 

  1. Многощетинковые черви и даже полипы научаются  после нескольких проб дифференцировать по побочным физическим признакам кусочки  настоящей пищи и «подделки» в  виде комков бумаги, смоченных соком  жертвы.

 

2. Стадия перцептивной  психики.

Представители этой стадии отражают внешнюю действительность в форме  не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. На данной стадии находятся наиболее знакомые нам животные, прежде всего позвоночные, начиная с рыб и кончая млекопитающими, в том числе приматами; к ней же принадлежат практически все членистоногие, в том числе насекомые, а также головоногие моллюски. На этой стадии мы встречаемся с труднообозримым разнообразием форм и проявлений психики, а также градаций ее сложности. 
Если на самом раннем этапе психика проявлялась в реакциях приближения – ухода, то теперь такие «реакции» превращаются часто в развернутую многозвенную цепь действий. Благодаря этим действиям конечные акты питания, самосохранения, размножения как бы отодвигаются во времени и в пространстве и одновременно эффективно обеспечиваются.   
Более сложное строение деятельности у представителей перцептивной психики А. Н. Леонтьев выражает через идею выделения операций( это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится) основная форма отражения – предметное восприятие, т.е. животные способны отражать предметы в виде целостных психических образов.  
Основная форма поведения – навыки. 
Навыки – приобретенная программа поведения или личный опыт животного.

3.Стадия инстинктов. 
Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты, точнее, инстинктивные действия, т. е. генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Как и морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Видотипичность инстинктивных действий позволяет даже использовать их в качестве классификационных признаков при определении таксонов животных наряду с морфологическими признакам.

Например, для голубей  характерен особый способ питья. Все  птицы, как известно, пьют, запрокидывая голову, и только голуби втягивают  воду клювом с опущенной головой.

Как и морфологическая  организация, инстинкты животных, по словам В. А. Вагнера, формировались «под диктовку среды и под контролем естественного отбора».  Это привело к удивительной приспособленности инстинктивного поведения во всех сферах жизни животного – в способах добывания пищи, защите от нападения, строительстве жилищ, заботе о потомстве и т. п.

Пример из классического  труда Ж.А. Фабра. 
Оса-сфекс до откладки яиц обеспечивает будущую личику кормом – «законсервированным» кузнечиком. Сфекс нападает на кузнечика, парализует его, нанося точно рассчитанные уколы в три нервных узла, управляющих движениями его конечностей. Затем она втаскивает кузнечика в заранее приготовленную камеру и аккуратно откладывает яичко на его груди (кузнечик при этом лежит на спине). В этой серии инстинктивных актов все очень целесообразно. Во-первых, парализация жертвы: мертвый кузнечик разложился бы раньше, чем выведется личинка, оставленный же в активном состоянии кузнечик сам легко убил бы личинку. Во-вторых, удивительная точность каждого укола сфекса в нервные ганглии насекомого. Наконец, аккуратность размещения яичка именно на груди кузнечика: это единственно безопасное место, с которого личинка не может упасть или быть сброшенной, ибо все еще живой кузнечик шевелит брюшком, челюстями и усиками. Оказавшись же на земле, слабая, беспомощная личинка неминуемо погибла бы.

Еще один пример Ж.А.Фабра. 
Гусеницы соснового шелкопряда обычно в поисках пищи движутся длинными колоннами друг за другом, руководствуясь шелковистой нитью, которую оставляет первая из них – «вожак». По этой же нити они возвращаются «домой». В отличие от остальных «вожак» движется медленно, совершая поисковые, ощупывающие движения в разных направлениях. Если нить почему-либо прерывается, «вожаком» становится любая гусеница, оказавшаяся впереди. Фабр дает возможность вползти длинной колонне гусениц на верхний край кадки из-под цветов. Первая гусеница, достигнув этого края, начинает ползти по нему, описывая окружность; остальные движутся за ней. Когда первая проходит полный круг и натыкается на очередную гусеницу, выползающую на борт, Фабр сметает всех остальных гусениц с боковой стенки кадки и щеточкой тщательно стирает нить, оставленную на ней гусеницами. Теперь «вожак», обнаружив нить, смело следует за последней гусеницей. Колонна гусениц замыкается в круг и начинает бесконечно кружить по краю кадки. Они не могут найти пищу, которая лежит рядом, не могут вернуться «домой». По существу, гусеницы обречены на голодную смерть. Фабр наблюдал их кружение в течение 7 суток!

Каковы современные представления  о механизмах инстинктов?

Согласно этологической  теории, инстинкт обусловлен действием  как внешних, так и внутренних факторов.К внешним факторам относятся специальные раздражители, которые получили название «ключевых стимулов».К настоящему времени изучено большое количество ключевых стимулов у многих видов животных. Как оказалась, в этой роли могут выступать сигналы любой модальности: цвета, запахи, звуки, зрительные формы, движения и т. п. В естественных условиях обычно действуют несколько признаков, объединяясь в «пусковую ситуацию».

Примеры: 
1) В брачный период ярко окрашенное брюшко самца колюшки – ключевой стимул. Демонстрируя его, он отпугивает от гнезда соперников-самцов и, напротив, привлекает самку.

2) У птенцов серебристой  чайки ключевой стимул – красное  пятно на желтом клюве родителей:  вид его «включает» реакцию  выпрашивания: птенец клюет в это пятно, и родитель отрыгивает ему пищу в рот.

3) Для новорожденных цыплят  мелкие объемные предметы или  пятна округлой формы – ключевые  стимулы, которые вызывают реакцию  клевания.

4) Темный объект любой  формы, совершающий «танцующие»  движения, заставляет самца бабочки-бархатницы  в брачный период преследовать  его.

5) Реакция следования возникает  у гусят в первый день жизни  на любой движущийся предмет:  им может быть чучело птицы,  воздушный шар, человек, лодка.

 

 

 


Информация о работе Эксперементальное изучение психики животных