Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 16:48, контрольная работа
Центром объединения русских земель стала Москва. Ее возвышение началось с XIV в. – времени правления Ивана Калиты и, несмотря на сложность и длительность этого процесса, к середине XV в., по выражению В.О. Ключевского, «в северной Руси привыкли смотреть на Московского князя, как на образцового хозяина, а на Московское княжество – как на самый благоустроенный удел».
Во-первых, наблюдается рост числа городов, которые из городов-крепостей постепенно трансформируются в торгово-промышленные центры. Если в начале XVI в. их насчитывалось около 140, то к концу столетия – уже свыше 230. Городами становились крепости, промысловые села и слободы, монастырские посады, сельские торгово-ремесленные рядки. Процесс градообразования сопровождался ростом численности торгово-ремесленного населения.
Во-вторых, в рассматриваемый период намечаются и со временем становятся все более устойчивыми рыночные связи между регионами Русского государства. Этому способствует зарождающаяся специализация ремесленников отдельных городов и областей на производстве той или иной продукции.
В-третьих, страна постепенно покрывается сетью больших или малых рыночных центров сельской и городской торговли – рядков, торжков, ярмарок.
Тем
не менее, Россия продолжала оставаться
страной с низкой плотностью населения.
К 1550г. она насчитывала чуть более
шести миллионов человек, большинство
из которых проживало в Москве
и центре страны. Самыми редконаселенными
были северные области страны, где
проживало, в среднем, не более двух
человек на квадратный километр. В
подавляющем большинстве
Централизация России происходила в основном с использованием политических средств, а часто и с применением насилия. Реформы середины XVI в., направленные на укрепление власти царя, одновременно вели к закреплению крестьян, уничтожению среднего, наиболее способного к предпринимательству, слоя населения. Были ликвидированы свободные слободы – их приписали к посадскому населению. Произошло слияние купечества с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять в отношении государства главные повинности – отбывать казенную службу и платить подати. Все это не могло не сказываться на предпринимательской деятельности наиболее активных слоев населения.
Новым явлением в организации торговли в XVI в. явилось появление в городах гостиных дворов, в которых торговали в основном иностранные и иногородние купцы. Это явилось показателем более интенсивного, чем прежде, развития хозяйственных связей между различными регионами Русского государства.
Гостиные дворы в рассматриваемый период можно было обнаружить практически в каждом русском городе. Они принадлежали казне и представляли собой комплексы построек, где купцы из других русских городов, а также иностранцы могли за определенную плату становиться на ночлег, обязаны были складировать свой товар и совершать сделки. Гостиные дворы, как правило, состояли из деревянной или каменной станы вокруг обширного внутреннего двора, где располагались различные амбары и склады, которые прилегали к внутренним сторонам стены. Так, например, на территории Архангельского гостиного двора располагалось от 80 до 100 построек, в которых купцы хранили свой товар. На гостином дворе располагалась также таможенная изба, где торговцы уплачивали пошлину. Здесь же за определенную плату можно было получить ночлег и питание в специально отведенных для этого избах.
В 1535 г. центром московской торговли стал Китай-город. Вдоль Красной площади перед Кремлем протянулись ряды, в каждом из которых торговали каким-нибудь одним товаром. Оптовая торговля велась в гостиных дворах, куда обязаны были свозить свои товары иногородние и иноземные купцы. К этому времени в Москве существовали уже Устюжский, Английский, Армянский и Литовский гостиные дворы. Посещавшие Москву иностранные путешественники отмечали значительные масштабы торговли в Москве, не уступавшей ведущим торговым центрам Европы.
Постоянный торг (или ярмарка) был в Белоозере – перевалочном торговом пункте между Новгородом и Северо-Востоком России. Сюда съезжались купцы из Твери, Новгорода и других городов, а также из окрестных монастырей, имевших в то время значительные обороты.
В первой половине XVI в. продолжал удерживать свои позиции г. Дмитров. Находившийся к северо-востоку от Москвы, этот город открывал важный путь к Волге и являлся средоточием соляной, рыбной и хлебной торговли. Здесь проживало много богатых купцов, привозивших Каспийским морем и Волгой восточные товары.
Из городов Волжского бассейна крупнейшими торговыми центрами в первой половине XVI в. были Ярославль, Нижний Новгород и Балахна. В Ярославле широко торговали салом, хлебом, воском и кожами. Позиции Нижнего Новгорода в регионе резко усилились после того, как Василий III, стремясь подорвать торговое значение Казани, велел организовать ярмарку в Нижнем и под страхом тяжелого наказания запретил московским купцам ездить на казанскую ярмарку, которая ежегодно привлекала купцов из России, Средней Азии, Ирана и Закавказья.
В Россию везли золото, серебро, серебряную посуду, олово, ювелирные изделия, жемчуг, разное сукно, сахар, муку, лекарственные препараты, пряности и т.д., а вывозились пенька, канаты, смола, деготь, воск, пушнина, кожа, лен, мед и т.п. Огромным спросом пользовались также треска, семга, сало и кожа морских животных. Одной из центральных ярмарок была Архангельская.
Все больший интерес и значение для Русского государства и его купечества приобретало западноевропейское направление торговли. До середины XVI в. контакты с западными торговыми центрами осуществлялись русскими купцами через балтийские порты не принадлежавшие Москве, что не способствовало активному деловому партнерству, а после поражения России в Ливонской войне (1558-1583 гг.) и ослабления значения Новгорода, это направление торговли фактически стало недоступным.
В XVI в. в составе купечества и характере его торговой деятельности происходят существенные качественные сдвиги.
Во-первых,
в Москве складывается относительно
мощный (сравнительно с другими городами)
слой торговых людей, располагающих
значительными капиталами, что явилось
результатом принудительного
Во-вторых,
идет встречный процесс, вызванный
политическими соображениями
В-третьих, ряды русского купечества начинают пополняться новым элементом – торговыми крестьянами (преимущественно в северных районах страны), которые постепенно выделяются из состава сельского населения.
В-четвертых, из среды городских и сельских торговых людей выделяется и становится заметной новая фигура скупщика, первоначально сельскохозяйственных товаров, для их последующей перепродажи. Это, прежде всего «прасолы» – оптовые скупщики рыбы, мяса, живого скота.
В-пятых,
возникают новые более сложные
формы торгового
В-шестых, к XVI в. относится появление элементов реальной конкуренции русских торговых людей на рынках, что вытекает из факта появления на рынках групп однородных товаров, произведенных в различных регионах страны (например, изделия из железа производились не только в Туле, но и в Устюжне Железнопольской, Твери и Серпухове), что неизбежно вело к столкновению интересов между продавцами.
Во второй половине XVI в. купечество вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов было объединено в сословие посадских людей, в котором купцы составляли богатое меньшинство. Из этого же сословия немногочисленная группа купцов использовалась правительством для выполнения торгово-финансовых поручений. В последней трети XVI в. эти купцы были объединены в три общерусские привилегированные корпорации – гостей, торговых людей гостиной (в конце XVI в. по сведениям В.О. Ключевского – 350 человек) и суконной сотен (250 человек). С конца XVI в. чин гостя стал представляться особой жалованной грамотой.
Таким образом, на рубеже XVI-XVII вв. купечество превратилось в сословную группу, сочетавшую занятие торговлей с выполнением функции налоговых сборщиков на условиях откупа. Связь с государственным аппаратом способствовала обогащению одних и экономическому упадку и разорению других, ибо откупщики несли материальную ответственность за сбор установленной суммы налогов. Имущественная дифференциация в группах гостей, членов гостиной и суконной сотен была тем сильнее, чем выше было сословное положение и состоятельность группы в целом.
Династия Строгановых.
Свое происхождение
род Строгановых ведет с
На самом деле эта легенда не имеет под
собой оснований. В действительности родоначальник
Строгановых Спиридон, современник Дмитрия
Донского, был новгородцем.
Внук Спиридона, Лука Кузьмич, пользовался
правом сбора оброка со значительной части
Двинской земли. Некоторые источники связывают
его с выкупом из татарского плена великого
князя московского Василия Темного (приблизительно
в 1445 году), однако неизвестно, был ли он
единственным участником этого выкупа.
Достоверными фактами, относящимися к
этому периоду, является то, что Строгановы
были владельцами оброчных статей в Новгородских
землях, а сын Луки Кузьмича, Федор Строганов,
со своими сыновьями начал осваивать новые
угодья и перебрался в
Стараниями
Иоанникия Федоровича и его сыновей владения
Строгановых были значительно расширены.
Именно при них семья Строгановых получила
в свое владение земли в Перми, Прикамье
и Зауралье. Кроме собственных промыслов
и коммерции Иоанникий Федорович выполнял
поручения Ивана IV, связанные с наблюдением
за торговыми операциями инородцев, которым
запрещено было торговать в розницу, и
сбором хлебного оброка в Сольвычегодских
землях.
Предприимчивость Иоанникия Строганова
заставляла его постоянно расширять рамки
своей деятельности. Он развивал торговлю
с местным населением (в основном меновую),
приобретая драгоценные меха. Торговые
операции Строганова простерлись и за
Урал, сделав более интенсивными связи
с Сибирью. При всей своей коммерческой
сметке и беззастенчивом грабеже уральских
и сибирских жителей Иоанникий Федорович
был очень религиозен, построил на свой
деньги несколько церквей и делал щедрые
пожертвования на монастыри .В старости
он удалился от мира и постригся в монахи,
приняв иноческое имя Иоасаф.
У него было три сына - Семен, Григорий
и Яков. Между Семеном и двумя другими
братьями была какая-то распря, и дело
дошло даже до царского суда, поэтому Семен
Иоанникиевич долгое время находился
в немилости.
Владения
и капиталы семьи Строгановых
расширили и преумножили внуки
Иоанникия Федоровича, двоюродные братья
Максим Яковлевич и Никита Григорьевич.
Они оставили след не только в семейной
хронике Строгановых, но и во всей российской
истории.
Братьям Максиму Яковлевичу и Никите
Григорьевичу, а также их дяде Семену Иоанникиевичу
достались обширные владения. Они произвели
раздел всего имущества и земель на три
части. Интересен этот раздел тем, что
во время него было составлено полное
описание владений Строгановых в так называемой
"Сотной книге". Оказалось, что к моменту
раздела (1579 год) во владении Строгановых
только земли "было более восьми миллионов
десятин. Семен Иоанникиевич, как старший
член семьи, остался на обжитых строгановских
землях в Сольвычегодске, а Максиму и Никите
достались Прикамские, Пермские и Зауральские
территории.
Земли эти находились в непосредственном
окружении инородцев и в значительной
своей части располагались на их территориях.
Военные набеги местных племен при этих
условиях были неизбежны. Кроме того, в
расширении влияния Строгановых видел
серьезную угрозу и сибирский
хан Кучум.
Братьям Строгановым приходилось строить
укрепленные городки и остроги и содержать
большое количество военной силы для защиты
своих людей и промыслов от набегов и разорения.
У них были средства на эту защиту, но им
катастрофически не хватало людей, способных
на ратное дело. Строгановы со свойственной
им сметливостью нашли выход из этого
положения.
В то время лихими набегами на Волге и
Хвалынском (Каспийском) море прославилась
ватага, предводителем которой был Ермак.
Входили в эту ватагу также известные
в то время атаманы Никита Пан, Яков Михайлов
и Иван Кольцо (ставший впоследствии одним
из героев исторического романа А.К.Толстого
"Князь Серебряный"). Строгановы послали
к казакам "ласковую грамоту", в которой
предлагали оставить разбой и поступить
к ним "на службу честную" и стать
"воинами царя Белаго". По сути, они
предлагали казакам заниматься хорошо
известным им ратным делом без контроля
военного начальства и на выгодных условиях.
Имея столь значительную военную силу,
Стогановы не стали останавливаться на
достигнутом. Им необходимо было избавиться
от постоянной угрозы их благополучию
и процветанию. Еще их дед, Иоанникий Федорович,
указывал на грандиозные перспективы
торговли с Сибирью. Завоевание этого
региона имело огромное значение для всего
государства.
В 1581 году Максим Яковлевич и Никита Григорьевич
Строгановы полностью снарядили большой
военный отряд во главе с Ермаком для похода
в Сибирь, включив дополнительно в войско
Ермака Тимофеевича значительное число
своих людей. Снаряжение это обошлось
им в огромную по тому времени сумму - около
двадцати тысяч рублей, что было бы не
под силу даже государственной казне.
Основной целью похода Ермака было уничтожение
власти хана Кучума, что позволило бы беспрепятственно
захватить сибирские земли и обезопасить
торговые пути, и завоевание поселения
Мангазея, окрестности которого изобиловали
пушным зверем.
На самом деле поход Ермака одной лишь
Мангазеей не ограничился. С 1581 по 1584 год
в результате нескольких крупных кровопролитных
сражений и множества более мелких вооруженных
столкновений с местным населением Сибирское
ханство Кучума, простиравшееся по рекам
Type, Тоболу и Иртышу, было разгромлено.
О походе Ермака Тимофеевича в народе
было сложено множество легенд и преданий,
по некоторым из которых Ермак уже после
победы над ханом Кучумом утонул в Иртыше
во время ночного разведывательного рейда.
Информация о работе Возрождение торговли и ремесла на Руси в 14-15 веках