Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 19:33, контрольная работа
Финансово-кредитная система и денежное обращение в первой половине XIX в. испытывают постоянные трудности из-за дефицита бюджета, увеличения государственного долга, нарастания инфляционных процессов.
В начале XIX в. М. М. Сперанским был разработан проект финансовых реформ, намечавший широкий спектр мероприятий – образование частных банков, введение протекционистского тарифа, переход от подушного обложения к поземельному, замена винного откупа акцизом. Однако проект не был реализован, его идеи использовались в последующих преобразованиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3-4
1.Промышленность……………………………………………………...5-9
2.Начало промышленного переворота в России в первой
половине XIX в………………………………………………………...10-11
3.Транспорт и торговля………………………………………………….12-14
4.Финансы………………………………………………………………...15-16
Заключение…………………………………………………………………17
Литература ………………………………………………………………….18
Г ОУ ВПО
Самарский государственный Экономический Университет
Сызранский
филиал
Контрольная работа по дисциплине
История предпринимательства России
На
тему: «Торгово-промышленная
политика правительства
в первой XIX века».
Сызрань 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
половине XIX в………………………………………………………...10-11
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
Экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед с тяжелыми кандалами крепостного права, но сделать радикальные шаги в этом направлении оказалось очень трудно. Этим обусловлена противоречивость многих мероприятий в период правления Александра I и Николая I.
К началу XIX века Россия занимала огромную территорию от Прибалтики до Дальнего Востока. Население страны к середине века составило около 74 млн. человек. Оно состояло из многочисленных народов, проживавших на бескрайних землях, и это также накладывало отпечаток на состояние экономики.
В это время капиталистические производственные отношения начинают проникать во все сферы экономики, углубляется общественное разделение труда, вырисовывается специализация промышленных и аграрных районов, что приводит к оживлению хозяйственных связей. Хотя рост промышленности и городов требовал увеличения сельскохозяйственного производства и повышения его товарности, сельское хозяйство – главная отрасль экономики России – развивалось по-прежнему крайне медленно.
В 30-40-е годы XIX века в России начинается промышленный переворот – переход от мануфактур к фабрикам, основанным на машинной технике. Этот период занял примерно полстолетия. Промышленный переворот в России начался в эпоху крепостного права, а завершился уже в эпоху капитализма. В первую очередь он произошел в тех отраслях, где преобладал вольнонаемный труд.
Естественно, что промышленный переворот имел свои социально-экономические последствия. Повысилась производительность труда, увеличился выпуск продукции, возникли первые машиностроительные. Однако техническая база, основанная на крепостном труде, была слаба.
Что касается крупного капитала, то он сконцентрировался в основном в торговле и ростовщичестве. Капиталистические отношения охватили и сферу обращения; происходит смена форм внутренней торговли. Так, в городах ярмарки заменяются магазинами и лавками.
Финансово-кредитная система и денежное обращение в первой половине XIX в. испытывают постоянные трудности из-за дефицита бюджета, увеличения государственного долга, нарастания инфляционных процессов.
В начале XIX в. М. М. Сперанским был разработан проект финансовых реформ, намечавший широкий спектр мероприятий – образование частных банков, введение протекционистского тарифа, переход от подушного обложения к поземельному, замена винного откупа акцизом. Однако проект не был реализован, его идеи использовались в последующих преобразованиях.
В первой половине XIX века основная часть промышленной продукции выпускалась не крупными партиями, а мелкими промыслами. Особенно это было характерно для обрабатывающей промышленности, производящей потребительские товары. В 1850-х годах на их долю приходилось до 80% общего объема выпускаемой продукции. В первой половине XIX века в России появились промысловые села. В центрально-промышленных губерниях (Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Тверской и Калужской) возникло значительное количество торгово-промышленных сел. Таковы крупные центры хлопчатобумажной промышленности, как Иваново, Тейково, Кохма Шуйского уезда Владимирской губернии, Вичуга – Кинешемского Костромской, шелкоткацкой – Щелково под Москвой, слесарной – Павлово, Горбатовского уезда Нижегородской губернии, обувной – Кимры, Корчевского Тверской, известные центры владимирского иконописания Холуй, Палех и Мстера.
В названных торгово-промышленных селениях фактически произошло полное отделение промышленности от земледелия. Основным занятием жителей этих селений были разного рода промыслы и торговля; хлебопашество отсутствовало, использовались только усадебная земля, сенокосы и выгоны, а пахотная обычно сдавалась в аренду. Так, совершенно не занимались земледелием жители с. Иваново – самого значительного центра хлопчатобумажной промышленности, прозванного «русским Манчестером». В известных центрах слесарных промыслов Павлове и Ворсме в 1851 г. земледелием занимались – в первом из 1087 дворов лишь 10 и 65 из 430 во втором.
Крупные торгово-промысловые села, как правило, становились центрами того или иного вида промысла, формируя вокруг себя промысловые округа. Центром крупнейшего текстильного района, охватившего сотни селений Шуйского уезда и соседнего Суздальского Владимирской губернии, было С. Иваново. В середине 50-х гг. XIX века в Шуйском уезде насчитывалось до 60 тыс. ткачей, из которых 15 тыс. работали непосредственно на фабриках и 45 тыс. в селах и деревнях этого уезда в качестве надомников ивановских мануфактуристов.
Центром обширного кожевенно-обувного района село Кимры. Село славилось изготовлением разнообразной обуви для военных заказов, на широкий спрос населения, в том числе и на удовлетворение, изысканных вкусов привилегированных сословий. Крестьяне селений в радиусе 30-35 верст от Кимр хотя и занимались земледелием, но оно превратилось у них во второстепенное занятие.
Торгово-промышленные селения принадлежали крупнейшим магнатам России – Шереметевым, Юсуповым, Паниным, Голицыным, Воронцовым, Татищевым, Щербатовым. Монопольное положение этих владельцев, привилегии и влияние обеспечивали крестьянам защиту от вмешательства в жизнь их крестьян со стороны чиновничье-бюрократической местной власти, от чего сильно страдала государственная деревня.
Исходя из стремления повысить доходность имений, помещик принимал разнообразные меры к поощрению промысловой деятельности своих крепостных крестьян.
Так, в подмосковном имении Голицыных Щелкове, основным занятием крестьян которого было шелкоткачество, владельцам фабрик запрещалось нанимать на работу людей «со стороны», пока «свои» (т. е. крепостные крестьяне села) «не будут устроены». Владелец села Иванова Шереметев требовал от ивановских фабрикантов, чтобы они принимали на работу только ткачей (крепостных крестьян) этого села; за наем «посторонних» подвергали этих фабрикантов (многие из которых также были его крепостными) штрафу. При этом он обязал фабрикантов давать этим ткачам повышенную плату.
Владельцы
крупных промысловых сел
В Иванове, Павлове, Сулости, Мстере и др. селах помещики устраивали «ссудные», «заемные» и «вспомогательные» кассы для предоставления кредита в первую очередь «промышленным крестьянам». Все эти меры преследовали цель повысить доходность помещичьего имения за счет повышающего оброка.
В
торгово-промысловых селах
Торгово-промышленные
села, выступая в роли центров закупки
сырья и сбыта продукции
Большую
роль в становлении отечественной
промышленности сыграла так называемая
рассеянная мануфактура, при которой
предприниматель-скупщик
В центральных и северо-западных губерниях, где малоплодородные земли, крестьяне не могли содержать семью и платить подати. К середине века отсюда на заработки в крупные города уходило до 30-40% взрослого мужского населения. Этот процесс послужил важным фактором при формировании рынка труда, а также роста городского населения.
Количество промышленных предприятий к 1860 году возросло до 1 тыс., но большую их часть составляли мелкие производства, где работали по 10-15 человек.
Но еще много было предприятий, базировавшихся на крепостном труде: старые горнодобывающие рудники и заводы, а также вотчинные мануфактуры, основанные помещиками. Многие из них находились в кризисном состоянии и уступали в конкуренции предприятиям, основанным на наемном труде, вследствие низкой производительности, плохого качества выпускаемой продукции и ее дороговизны. Работа на вотчинных мануфактурах являлась для крестьян одной из самых тяжелых форм барщины, что толкало их к сопротивлению.
Развитие российской промышленности происходило неравномерно. Так, наиболее быстрыми темпами развивалось хлопчатобумажное производство. В 1850-е годы Россия занимала пятое место в мире в шерстяной промышленности, а производство полотняных и шелковых тканей находилось в состоянии застоя. Если в 1804 году в стране насчитывалось 285 полотняных мануфактур, то к 1845 году их количество сократилось до 156. Состояние депрессии охватило и металлургию. За первую половину XIX века производство чугуна выросло лишь в два раза – с 9 до 18 млн. пудов.
Российская металлургия выживала только благодаря жесткой системе таможенных тарифов на ввоз черных и цветных металлов.
1830-1840-е
годы характеризовались
Одним
из показателей промышленного
Однако крепостное право сдерживало развитие промышленности. Производительность крепостного труда была значительно ниже производительности наемного. По подсчетам статистиков того времени, наемный рабочий в разных отраслях промышленности давал в 2, 3 и 4 раза больше продукции, чем крепостной. Это должно было стимулировать внедрение машин, потому что машина не только повышает производительность труда, но и подчиняет рабочего своему темпу. Но машины оказались несовместимыми с крепостным трудом. Он делал невыгодным применение машин. Ставя машину, заменяющую сколько-то рабочих, заводчик не мог их уволить, потому что они были его собственностью. Поэтому машина не сокращала, а только увеличивала производственные затраты.
Информация о работе Торгово-промышленная политика правительства в первой XIX века