"Русская правда" П.И. Пестеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:05, реферат

Описание работы

Одним из идеологов декабризма, как известно, был Павел Иванович Пестель, лидер Южного общества, автор «Русской Правды», одного из программных документов декабристского движения. С именем П.И. Пестеля связана вся история декабристских организаций. В научно-исследовательской литературе, посвященной движению декабристов, на наш взгляд, более полно и ярко представлены деятельность П.И. Пестеля в тайных обществах, программа, утвержденная Тульчинской управой и Южным обществом, которую можно определить как устный вариант программы декабриста, чем комплекс «Русской Правды», его основные пласты, проблематика, что является письменным вариантом программы лидера Юга.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.39 Кб (Скачать файл)

"Русская правда" П.И. Пестеля

 

Статья посвящена одному из идеологов декабризма П.И. Пестелю, лидеру Южного общества.

Одним из идеологов декабризма, как известно, был Павел Иванович Пестель, лидер Южного общества, автор «Русской Правды», одного из программных документов декабристского движения. С именем П.И. Пестеля связана вся история декабристских организаций. В научно-исследовательской литературе, посвященной движению декабристов, на наш взгляд, более полно и ярко представлены деятельность П.И. Пестеля в тайных обществах, программа, утвержденная Тульчинской управой и Южным обществом, которую можно определить как устный вариант программы декабриста, чем комплекс «Русской Правды», его основные пласты, проблематика, что является письменным вариантом программы лидера Юга. С именем П.И. Пестеля связывают радикальную программу действий: цареубийство, истребление всей императорской семьи, диктатуру Временного Верховного правительства, республику. Однако в тексте «Русской Правды» он останавливается именно на решении вопроса о власти. Центральными моментами дошедших до нас первых пяти глав «Русской Правды» являются территориально-административный, социальный и аграрный вопросы. Следовательно, остается открытым вопрос: готов ли был П.И. Пестель представить свою радикальную программу в тексте конституции? Иными словами, сколь соответствовали друг другу устный и письменный варианты программы декабриста?

Актуальность данной статьи обусловлена в первую очередь интересом к отечественной истории, к отечественной общественной мысли. Научно-практическое значение проблемы декабристского движения видится нам в изучении опыта борьбы идеологов декабризма и их идей. В итоге эта проблематика трансформируется в одну из дискуссионных проблем – роль личности в истории.

К сожалению, современные исследователи, в том числе и украинские, не проявляют должного интереса к данной теме. Мы вынуждены констатировать факт отсутствия современных значимых публикаций по проблеме декабризма. Наша статья – это попытка изменить ситуацию, вернуть в сферу активного обсуждения проблематику декабристского движения, в частности Южного общества.

Целью статьи является анализ «Русской Правды» П.И. Пестеля, выделение ее основной проблематики, сравнительный анализ пластов комплекса «Русской Правды».

Полное название конституционного проекта П.И. Пестеля звучит следующим образом: «Русская Правда или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского служащая Заветом для Усовершенствования Государственного Устройства России и Содержащая Верный Наказ как для Народа так и для Временного Верховного Правления». «Русская Правда» должна была состоять из десяти глав, иметь введение и заключение. Сфера ее действия ограничивалась определенным сроком, в течение которого Временное правительство должно было ввести первые преобразования и составить новое Государственное Уложение, то есть полный свод законов, соответствующих уже новому порядку.

В процессе работы над «Русской Правдой» П.И. Пестель выступает прежде всего как законодатель, поэтому будет интересно узнать его мнение о сущности и предназначении закона. Разрабатывать это понятие декабрист начинает еще в «Записке о Государственном Правлении» и в «Государственном Приказе Правосудия». С точки зрения П.И. Пестеля, законы – это «Правила выражающие устройство и Образование ваще и определяющия порядок и круг их действия». Исходя из данной формулировки, существует два вида законов. Одни определяют «устройство» и «образование» общества и государства. Иными словами, это конституция, или Государственный Устав. Другие определяют «порядок» и «круг действия». В свою очередь, они подразделяются на законы-руководства для правительства – Государственный Наказ, и законы-руководства для граждан и частных лиц – Государственный Судебник.

Эти положения «Записки о Государственном Правлении» переходят в более поздние тексты. Так, идею наказа для правительства П.И. Пестель воплощает в своей «Русской Правде», а через некоторое время после начала работы над «Запиской» он составляет проекты Судебников, которые должны были регулировать три сферы отношений:

1) между гражданами и  правительством: определялись их  взаимные права и обязанности;

2) между гражданами: рассматривались  вопросы собственности, занятий  граждан, брака, нравственности;

3) между правительством, гражданами, с одной стороны, и  иностранцами – с другой: определялись  статус, правовое положение последних, принципы их взаимоотношений  с российскими гражданами.

Общими требованиями для создания любого закона, согласно П.И. Пестелю, должны быть:

– ясность, внятность: каждый закон «в вид предисловия» должен иметь пояснение, в котором излагалась бы причина его создания;

– существенность;

– справедливость: закон должен соответствовать «Коренным Свойствам природы Человеческой»;

– равенство граждан перед законом.

Каждый закон в отдельности или совокупность всех законов, которую П.И. Пестель определяет как Свод Законов, или Государственное Уложение, должны быть направлены на общее благо общества и государства.

Автор «Русской Правды» выступает как сторонник единого централизованного государства. Федеративное устройство, с его точки зрения, имеет ряд существенных недостатков. Федерация уже по своей сути предполагает возможность гражданской войны. Каждая структурная часть федерации представляет собой «маленькое отдельное Государство», которое не стремится к существованию и процветанию единого целого. П.И. Пестель полагает, что в этом случае любовь к Отечеству заменяется любовью к своей области. Исходя из этого, декабрист утверждает, что могущество, величие и сила государства состоят в его единстве. Территориально-административное единство подкрепляют «одни и те же Законы, один и тот же образ Управления».

Для процветания государства и его граждан должны быть обеспечены безопасность и благосостояние. Именно эти два фактора определяют благоденствие государства, общества в целом и каждого из его членов. Заметим, что безопасность П.И. Пестель ставит на первое место, так как «не может быть благосостояния есть ли не существует Безопасности…». В свою очередь, эти факторы зависят от прочности границ государства.

Во второй редакции «Русской Правды» и в тексте «Конституция – Государственный Завет» П.И. Пестель решает территориальный вопрос и проблему границ, исходя из двух принципов – народности и благоудобства (согласно тексту «Конституция – Государственный Завет», это принципы народности и благоприличия). Декабрист отмечает, что «…право Народности существует истинно для тех только Народов которые, пользуясь онымъ, имеют возможность оное сохранить, и что право Благоудобства принимается в соображение для утверждения Безопасности…» [1, с. 121]. Иными словами, основой первого принципа является способность быть политически самостоятельным. На практике это положение реализуется следующим образом: для всех народов и народностей, проживающих на территории Российского государства, действует право благоудобства, исходя из которого, П.И. Пестель предлагает присоединить к России Молдавию, часть кавказских, киргизских и монгольских земель. Исключение составляет лишь Польша, для которой предусматривается принцип народности. Однако для получения независимости она должна выполнить ряд условий, главным из которых выступает идентичность российской и польской верховной власти, системы выборов и назначений чиновников, а также уничтожение системы сословий.

Во всех работах, входящих в комплекс «Русской Правды», мы встречаем разработку вопроса о территориально-административном устройстве России. В «Записке о Государственном Правлении» П.И. Пестель предлагает следующую структуру: уезд – округ – губерния – область. Эти положения он частично переносит в первый франкоязычный вариант конституции и в первую редакцию «Русской Правды».

Уже в тексте «Записки…» П.И. Пестель выступает за равное положение города и села, за единый порядок их управления. Это переносится в первую редакцию «Русской Правды», где слово «волость» означает «всякое Городское, Сельское и вообще Земское общество», все определения города и деревни заменяются одним названием – «селение».

Термин «волость» впервые появляется в «Записке о Государственном Правлении». Однако в трактате на французском языке основной территориально-административной единицей является кантон (округ). Несколько кантонов составляют дистрикт (уезд), несколько дистриктов – губернию, пять губерний – провинцию (область), десять провинций – империю. П.И. Пестель отмечает, что этому территориальному делению соответствует административное, «верхом» которого является государь, «низом» – народ. Декабрист пишет: «Совокупность лиц, населяющих кантон, я буду называть коммуной (общиной)». Каждый человек является членом коммуны, по отношению к государю он – подданный, по отношению к другим – гражданин. Каждая община имеет два списка своих членов – гражданский и фискальный, то есть список тех граждан, у которых в данном кантоне есть имущество.

В «Русской Правде» кантон заменяется волостью. Очевидно, что трактат на французском языке служил черновиком для первой редакции «Русской Правды» в вопросе территориально-административного устройства. В пользу этого свидетельствует текстовой анализ. Волость является основной территориальной, административной и политической единицей. П.И. Пестель констатирует: «Сему иотвђтствуетъ образованіе Правленія и установленіе Степеней Чиноначальства. Вверху надъ оными находится Верьховная Власть, а внизу под оными весь Народъ» [1, с. 180]. Каждый россиянин приписывается к определенной волости и является «Гражданиномъ Россійскаго Государства и въ особенности Гражданиномъ такой то Волости» [1, с. 180]. Каждая волость имеет два списка – гражданский и скарбовой: «Первый означаетъ членовъ Волости по Лицу, второй по Имуществу» [1, с. 180].

Согласно тексту второй редакции «Русской Правды», земельное пространство Российского государства составляют 53 губернии, из которых 50 носят название округов, 3 – уделов. Государство имеет как внешние (для безопасности), так и внутренние (для порядка) границы. Вторая редакция предусматривает следующую структуру: губерния – уезд – волость.

Своеобразно П.И. Пестель в «Русской Правде» решает национальный вопрос. Все жители России разделяются на три разряда: коренной русский народ, присоединенные племена и иностранцы, живущие в России. Конституционный проект предусматривает слияние всех народов, проживающих на территории России, в один народ. Для более отсталых в развитии народов и племен декабрист вводит ряд льгот, обрусение и проповедь православия. Эту проблему он решает довольно жестко. Конечной целью в решении национального вопроса для П.И. Пестеля выступает «видъ Единородства, Единообразія и Единомыслія». Такая политика, на наш взгляд, обусловлена стремлением декабриста создать мощное централизованное государство, которое поддерживалось бы не только верховной властью, но и всем единым русским народом.

Во введении второй редакции «Русской Правды» П.И. Пестель определяет общество как «соединеніе несколькихъ человђкъ для достиженія какой либо цђли» [1, с. 113]. Цель общества одна – «удовлетвореніе общимъ нуждамъ», но выбор средств ее достижения индивидуален, а значит, различен. Исходя из этого, П.И. Пестель отмечает, что для функционирования общества необходимо составить «только одно мнђніе, по которому могли бы средства для сего Дђйствія быть избраны» [1, с. 113]. В свою очередь, для этого «окончательного мнђнія» необходима определенная сила. Декабрист констатирует, что общество всегда состоит из «повелевающих» и «повинующихся»: «Сіе раздђленіе неизбђжно потому что происходитъ отъ природы человђческой…» [1, с. 113]. «Повелевающие» составляют правительство, «повинующиеся» – народ, то есть «главныя или Первоначальныя составныя части каждаго Государства» [1, с. 114].

П.И. Пестель определяет народ как «совокупность всђхъ тђхъ Людей, которые принадлежа къ одному и тому же Государству, составляютъ Гражданское Общество», правительство же как «Совокупность всђхъ лицъ занимающихся отправленіемъ дђлъ общественныхъ» [1, с. 116]. Декабрист отмечает: «Народъ Россійскій не есть принадлежность или Собственность какаго либо лица или Семђйства. На противъ того Правительство есть принадлежность Народа и оно учреждено для Блага Народнаго а не Народъ существуетъ для Блага Правительства» [1, с. 116].

Проблема взаимоотношений между правительством и народом решается через четкое определение их прав и обязанностей. Правительство должно «распоряжать общимъ дђйствіемъ и избирать лутчія средства» для благоденствия общества и государства. Стало быть, оно вправе требовать от народа повиновения. Со своей стороны, народ обязан повиноваться правительству, однако вправе требовать от последнего стремления к благоденствию.

Согласно плану «Русской Правды», четыре ее главы, со второй по пятую включительно, посвящались народу, еще четыре, с шестой по девятую, – правительству. Как известно, П.И. Пестель останавливается на шестой главе. К сожалению, мы не имеем текста, в котором бы детально была представлена проблема власти. Во введении декабрист отмечает, что правительство должно подразделяться на Верховную Власть и Государственное Правление, или Чиноначальство. Такой подход, по-видимому, характерен уже для ранних работ П.И. Пестеля. Так, в «Записке о Государственном Правлении» декабрист вводит систему приказов. Мы предполагаем, что высшую исполнительную власть, согласно тексту «Записки», представляли император и правительство, в которое входили главы приказов. Нам неизвестно, выбирались или назначались главы приказов. Олицетворяя Верховную Власть, это мог делать император, используя рекомендации высших сановников государства. В первом варианте конституции, изложенном Н.М. Муравьевым, П.И. Пестель, исходя из идеи разделения властей, предлагает следующую структуру: законодательная власть – Народное Вече, исполнительная – император, «умерительная» – Сенат. В руках императора сосредотачивалась большая власть, фактически он контролировал все ветви государственной власти, так как участвовал в законодательном процессе и избирал пожизненных членов Сената. В «Конституции – Государственном Завете» органом законодательной власти остается Народное Вече, но исполнительная власть представлена уже Державной Думой, а «блюстительная» власть – Верховным Собором. Текст «Конституции» и введения второй редакции «Русской Правды» свидетельствует о трех уровнях государственной власти:

Информация о работе "Русская правда" П.И. Пестеля