Легаты и фидеокимиссы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 12:18, доклад

Описание работы

Римское наследственное право самым тесным образом было взаимосвязано с понятием римской семьи и институтами семейного права. Так как в течение своей жизни они вступали в многочисленные имущественные отношения, наследственное право развивалось как собрание правовых предписаний, регулирующих вопросы о том , что станет с правами и обязанностями какого-либо лица после его смерти.

Файлы: 1 файл

Римское наследственное право самым тесным образом было взаимосвязано с понятием римской семьи и институтами семейного права.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

     4) все остальные боковые родственники наследодателя, причем независимо от степени их родства умершему. Наследство делится между наследниками в равных долях.

     Часто в учебниках ошибочно указывается, что существовала и пятая очередь  наследников - переживший супруг. Однако в «Новеллах», которыми было урегулировано наследование при Юстиниане, ничего о наследовании супругов не упоминается. Поэтому можно лишь допустить, что сохранялось правило преторского эдикта, о котором было сказано выше. Это означало, что муж после жены или жена после мужа могут наследовать только тогда, когда вообще нет родственников, даже самых отдаленных. Но бедная вдова, у которой не было ничего, в том числе приданного, могла получить наравне со всеми наследниками не более одной четвертой части наследства, и, во всяком случае, не более 100 фунтов золотом. Наследуя вместе со своими детьми от брака с умершим, она получала причитающуюся ей долю в узуфрукте. 

     

     Основной  принцип наследования по законодательству Юстиниана. 
 
 

     Наследование  по закону.

     Термин  «наследование по закону» следует  воспринимать не в буквальном , а  в понятийном смысле. Наследование по закону происходило всякий раз, когда  из-за отсутствия завещания оно всецело  определялось порядком, закрепленным в нормах действующего права. Наследование по закону было предопределено исключительно римским пониманием семьи. В интересах законного перехода наследства выделялись два типа родства: агнатическое и когнатическое.

     Агнатическое  родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии, но и пребывавшие под властью наследодателя как их домовладыки в составе большой семьи. Исторически агнатическое родство сформировалось первым и им определялось наследование в ранние периоды римского права преимущественно.

     Когнатическое родство в интересах наследования устанавливалось в силу кровной  семейной связи с наследодателем наследниками (cognati). Считались все непосредственные родственники без различия пола с соблюдением последовательности степеней и порядка рождения.

     Найболее  подробно наследование по закону, деление  наследственной массы по степеням и  линиям будет рассмотрено далее. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Наследование  по завещанию.

     Завещание являлось личным, формальным, торжественным  волеизъявлением наследодателя  о том, кому достанется и как распределиться его имущество в случае смерти. Это был односторонний акт наследодателя. Чтобы этот акт приобрел юридическую силу , он нуждался в определенном оформлении. Цивильное право допускало три способа составления завещаний:

     - провозглашение завещателей своей  предсмертной воли в куриатных  колициях

     - завещание воина, объявлявшееся  в строю перед военным сражением

     - завещание в виде манципации9 посредством меди и весов)

       Древнейшая форма завещания состояла  в том, что наследодатель, явившись в куриатное собрание, специально для этой цели созываемое два раза в год, устно и публично называл то лицо, которое хотел видеть своим наследником. Народное собрание могло одобрить решение наследодателя, но могло и не согласиться с ним. Следовательно, народное собрание не оставалось пассивным свидетелем. Его вмешательство являлось весьма внушительным. Председательствовал в собрании верховный понтифик. К этой форме завещания прибегали, скорее всего, тогда, когда хотели обойти порядок наследования, установленный законом. В частности при наличии подвластных. В дальнейшем  обращение к народному собранию и утверждение на нем воли завещателя стало простой обрядностью.

     Другой  ранней формой завещания, порожденной  военным бытом римского общества было завещание перед строем войска (inprocinctu).  Неудобство перечисленных форм завещания, пусть даже простых, состояло в том, что народное собрание нельзя было созывать всякий раз, когда возникла потребность сделать завещание. Способ же inprocinctu был недоступен для лиц пожилых, уже не служивших в войске. По этой причине стали прибегать к третьей более гибкой , хотя и более сложной форме завещания. Акт назначения наследника стали совершать в семейном  кругу, с применением обряда манципации. По словам Гая, кто не сделал своего завещания ни в колициях, ни перед строем, а между тем чувствовал приближение смерти, тот манципировал свою фамилию, т.е. имущество какому-нибудь своему другу и просил его сделать выдачи разным лицам после своей смерти. Это и было  завещание «посредством меди и весов». Завещатель в присутствии пяти свидетелей (обязательно полноправных римских граждан) и весодержателя передавал свое имущество доверенному лицу, которое произносило формулу: «Я утверждаю, что твое имущество находится по твоему приказанию под моей охраной, и оно пусть будет мною куплено за эту медь в соответствии с твоим правом, завещать имущество в соответствии законно»

Вместе  с этими словами доверенное лицо, ударив кусочком меди по чашке весов, передавало ее в качестве мнимой цены завещателю. Только такая торжественная  форма создавала завещанию непререкаемость, бесспорность. Доверенное лицо- назовем  его душеприказчиком- было обязано выполнить волю завещателя. Завещатель обращался к свидетелям с той же просьбой.  В период империи появляется новая форма публичного завещания: занесение распоряжения завещателя в протокол суда или муниципального магистрата, передача в императорскую канцелярию письменного завещания на хранение. Наследник должен быть назначен лично завещателем, а не кем-нибудь другим, причем ясно и точно - это должно быть определенное лицо. Юридическое лицо не могло быть указано в качестве наследника.

  В дальнейшем устное завещание было заменено обязательной письменной формой с приложением печатей завещателя и свидетелей (начиная с эпохи принципата, их должно быть не менее семи). Начиная с V века н.э. завещание должно быть обязательно подписано завещателем и всеми свидетелями. До этого завещание удостоверялось не подписью , а печатью завещателя и свидетелей. Завещание могло быть составлено при участии государственного органа  путем занесения распоряжения завещателя в протокол суда и муниципального магистрата.

 Некоторые  формы имели свою специфику,  а именно завещания слепых  совершались с участием нотариуса.  Особыми льготами пользовалось  солдатское завещание, для него  не было предписано никакой обязательной формы: « От обязанности соблюдать, при составлении завещаний вышеназванной формы освобождены императорскими указами воины, по причине чрезвычайной их неопытности, поэтому их завещание считается действительным в любом случае (книга 2 ст.109 Институции Гая). Кроме того, в VI веке до н.э. в целях фискального контроля императором Августом была введена 5% пошлина с наследства, и предписывалось под угрозой штрафа в течение пятидневного срока после смерти завещателя предъявить завещание в магистратуру, где проходила торжественная процедура вскрытия завещания.

   Право на завещание или завещательная способность (testament factio) было важным элементом общей гражданской правоспособности римлянина. Подразумевалось, что не все лица могут делать завещательные распоряжения, т.е. обладать активной завещательной способностью, и не все лица могут принимать наследство по завещанию, т.е. имеют пассивную завещательную способность. Первоначально активная завещательная способность была привилегией мужчин, которые обладали полной гражданской способностью в области имущественных отношений. С принятием ст.113 книги 2 Институции Гая право составлять завещание получили женщины: «…..женщины находились в лучших условиях, чем мужчины, и именно мужчины моложе 14 лет составлять завещание не могли, даже при участии опекуна, женщины же могли, ибо она достигнув 12 лет , приобретает право составления завещания с согласия опекуна». Лишались активной завещательной способности умалишенные, несовершеннолетние, расточители, а также все лица, состоящие под властью домовладыки, отступники от христианства, а также лица, осужденные за некоторые преступления. Кроме того, в период цивильного права завещательная свобода была недоступна перегринам (иностранным гражданам, не обладавшим правами римского гражданина).

Лицо, в  пользу которого составлено завещание, должно обладать пассивной завещательной способностью, которая состояла в праве лица принять наследство. Вообще не имели пассивной правоспособности еретики и лица, осужденные за тяжкие уголовные  преступления, ограничены были рабы и женщины. Женщин по закону Вокония, было запрещено назначать наследницами граждан. Некоторые лица, хотя и обладали пассивной завещательной способностью, но не могли получать наследство полностью или в части, если не отпадало обстоятельство, которое по закону признавалось препятствием для получения наследства. «Так холостые не могут принимать наследство и отказы, равным образом бездетные не могут приобретать более половины наследства и отказов…..». При этом бездетность являлась условной. Мужчина не считался бездетным, если у него был один ребенок. Женщину признавали бездетной, если у нее было трое детей. Пассивной завещательной способностью не обладали лица, которые в момент смерти завещателя еще не были зачаты, а также дети  государственных преступников. Круг наследников был расширен после признания права наследования за юридическими лицами.

 

Принятие  наследства и его последствия.

   Право собственности на наследуемое имущество наследники приобретали не в момент открытия наследства, а после его принятия.

    За время между открытием наследства и его принятием имущество, входящее в наследственную массу, называлось «лежачим наследством», т.к. наследственное имущество никому не принадлежало. В древнейшем римском праве такое имущество считалось бесхозяйным, поэтому любое лицо, захватив его и владев им год, становилось собственником.  

    Позже в классическом праве для устранения посягательств,  лежачее наследство до принятия наследниками числилось за умершим, личность которого продолжалась в наследственном имуществе. Под открытием наследства понимается наступление фактов, ввиду которых принадлежавшее собственнику имущество становиться наследственным и может быть принято лицами, для которых оно в этом качестве предназначено. Нормы римского права связывали открытие наследства со смертью наследодателя. Однако переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство. Принятие наследства является односторонним действием наследников.

     Способы  принятия наследства:

- прямое волеизъявление наследников

- фактическое  поведение лица, которым оно подтверждает  принятие наследства

      В случае отказа от наследства  или не желание его принимать  и не желание связывать себя  вытекающими из наследства  обязательствами,  от наследников первой очереди требовалось особое заявление об отказе.

      С точки зрения требовательности  в принятии наследства наследники  подразделялись на две условные  категории.

  Свои  домашние (sui heredes), или наследники по закону, считались вступившими в права наследства ipso jure, помимо их воли( поэтому их называли обязательными наследниками); сюда же, к числу необходимых наследников относился и сословно неполноправный субъект, принадлежавший к числу подвластных. Для них требовалось особое заявление об отказе от наследства, если они не желали его принять или не желали связывать себя вытекающими из наследства обязательствами.

  Все прочие наследники именовались внешними или посторонними наследниками ( heredes extranei), т.к. они находились вне подвластности наследодателя и не образовывали совместно с ним единой семьи. Поэтому они именовались добровольными наследниками. Все прочие имели «право на размышление» и должны были выразить, напротив, свое желание о принятии наследства специальным актом или подразумевающими его действиями (торжественное объявление о принятии, действительное вступление в управление, использование, совершение сделок с наследственным имуществом и т.п.). При этом отсутствие этих действий или заявлений говорило о переходе права на принятие наследства к следующему наследнику.

    Срок для принятия наследства  в римском праве не был установлен. Однако его принятие было регламентированной  процедурой. 
 
 

 

Иски  о наследстве. 

   Надобность  в судебной защите у наследника могла  возникнуть или вследствие того, что кто-то не признавал тех прав, которые входили в состав наследства( например: определенное лицо отказывалось выдать наследнику Тиция вещь не потому что не признает его наследником Тиция , а потому, что отрицает право Тиция на саму вещь) , или же вследствие того, что кто-то своим поведением нарушал или не признавал права данного лица как наследника( например: оспаривал действительность завещания, из которого данное лицо выводит свое право наследования). В первом случае в распоряжении наследника имелись те же самые иски, какие были в распоряжении наследодателя(напрмер, если третье лицо задерживало у себя вещь из состава наследства, наследник мог предъявить виндикационный иск, который был бы в таком случае предъявлен наследодателем, если бы он был жив) Если право наследника нарушалось не тем, что признавались какие- либо права, входящие в состав наследства, а тем, что не признавалось данное лицо имеющим право на наследование , то наследнику предоставлялся цивильный иск об истребовании наследства(heredi tatis petition), по своим условиям и последствиям аналогичный виндикационному иску. Добросовестный владелец наследства должен был по такому иску выдать истцу свое обогащение за счет наследства (на момент предъявления иска) за удержанием понесенных им издержек на наследственное имущество(безразлично , были ли издержки необходимыми , полезными или производились только для удовольствия данного лица). Недобросовестный владелец должен был выдать истцу всё полученное из наследства со всеми плодами и приращениями, нес ответственность за виновную (а с момента предъявления иска и за случайную) гибель или порчу полученных ценностей и мог удержать лишь сумму понесенных им издержек, необходимых и полезных, но и только лишь постольку, поскольку полезные издержки увеличивали ценность тех вещей, из которых они были произведены.

Информация о работе Легаты и фидеокимиссы