Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2010 в 21:12, Не определен
Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Традиционный технократический взгляд на мир ставит акцент на развитие техники и технологии и представляет технику как основу социального прогресса. Если техника - движущая сила развития всего общества, то вполне закономерным представляется, что люди, связанные с техникой, обладающие научно-техническими знаниями и компетенцией, определяющие научно-технический прогресс и развитие производства, могут и должны взять политическую власть в свои руки.
Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Традиционный технократический взгляд на мир ставит акцент на развитие техники и технологии и представляет технику как основу социального прогресса. Если техника - движущая сила развития всего общества, то вполне закономерным представляется, что люди, связанные с техникой, обладающие научно-техническими знаниями и компетенцией, определяющие научно-технический прогресс и развитие производства, могут и должны взять политическую власть в свои руки.
Еще несколько лет назад понятие технократизма соотносилось с ограниченностью западной социологии, но в последнее время обнаружили целесообразность применения его ко многим сторонам нашей жизни, к характеристике особенностей материального и духовного производства.
Наш способ взаимодействия с природой, базирующийся преимущественно на механических принципах, заложенных в технике, диктует человеку определенный способ поведения и мышления. Этот способ закрепляется в мышлении и распространяется на другие сферы человеческой жизни, и постепенно возводится в основной способ мышления и деятельности. В этих условиях человек не может выйти за рамки ограниченности, частичности, узости мышления, развернуть универсальное богатство своего потенциала. Технократическое понимание человека как элемента системы, как "винтика", не обладающего собственной ценностью, может быть преодолено лишь с изменением социально-политической, ситуации, с изменением взгляда на сущность и роль техники в современном мире. Данное понимание нашло выражение в отделении человека от условий его существования, адекватных человеческой природе. Мы имеем на данный момент предельную социализацию человека. Соотносим его сущность с формами общества, но не природы в целом. И тому есть основание. Человек разошелся с природой в ритме своей повседневной деятельности. Он регламентирован преимущественно обществом. Он стал жить в несвойственном ему пространстве, и это стало им восприниматься как должное. Его отношения с природой стали регулироваться обществом, культурой. Это приводит к неадекватности его сущности и связей с миром, противоречит стремлению к целостности.
Глобальный характер технократического подхода, технократического способа мышления и деятельности, наконец, превращение его в некий образ жизни человека требуют глубокого и внимательного рассмотрения этого явления. Становится очевидным, что не освоение лишь внешних форм культуры, но глубокий сущностный подход с точки зрения культуры может стать противоположностью технократического подхода. И сама история культуры, при ближайшем рассмотрении свидетельствует об этом противостоянии. Попробуем проанализировать технократизм как глобальное общественное явление, а также противостоящие ему тенденции.
Технократизм появился на волне успешного научно-технического развития уже в 19 в., но в полной мере проявил себя в философии, социологии, культуре в целом в 20 ст., когда стала развиваться научно-техническая революция и технократическая идеология овладела большими социальными группами, связанными с НТР. Наиболее ярко технократизм воплотился в различных утопических технократических идеях и теориях индустриального, технотронного, постиндустриального общества.
Предпосылками технократизации общественного сознания и деятельности являются как авторитарная политическая система с преобладанием интересов государства над интересами личности, так и, отчасти, особенности "машинного мышления нашей технической цивилизации. Важнейшим звеном формирования технократа стала система образования. Это произошло и в принципах школьного обучения (дисциплинарная разорванность целостной картины мира, отрыв знаний от практики жизни общества) и воспитания (догматически толкуемый коллективизм, отсутствие реального раскрепощения и творчества и т.д.). Преодоление технократизма здесь в уничтожении существующего дисциплинарного деления, переход к обучению по циклам наук и проблем; создание единых творческих групп учащихся с постоянными педагогами, реальная демократизация школы.
Технократизм в традиционном значении рассматривался трояко: как теоретическая концепция власти определенного типа; как реальные политические режимы, воплощающие эту концепцию; как определенная общественная прослойка технических специалистов. Концепция технократии включает теоретические представления о технике, ее роли в социальном развитии, рассматривает техническую цивилизацию как существующую независимо от человека и общества. Техника представляется как надсоциальная, надчеловеческая данность, имеющая свою внутреннюю логику и свои законы развития. Техника автономна, так как способна к саморазвитию, безграничному совершенствованию собственных параметров.
Развитие техники прогрессивно, и каждое последующее состояние однозначно вытекает из предыдущего. Технический прогресс опережает социальный, культурный. И в целом техника господствует над человеческим обществом, диктуя свою волю.
Роль изобретателя, ученого, техника понимается так, что он не изобретает (находит новое), а как бы материализует то, что заложено потенциально в бытии техники, в развитии технического Разума. Техника, таким образом, материализует волю этого Разума. Такая концепция узаконивает завоевательно-потребительское отношение к природе, ведущее к экологическому кризису.
Технологический детерминизм1 свойственен почти всем западным социологическим концепциям. Центральной его идеей является идея власти технических специалистов. Эта идея была развита еще в работах Сен-Симона, где роль управления обществом отводилась промышленникам. Входе развития общества менялись представления о том, какие специалисты в большей степени соответствуют задачам управления. По Веблену, например, разумно устроенное общество мог бы создать класс инженеров и технологов; в этом обществе должен был бы существовать генеральный штаб и осуществляться единый контроль над производственными процессами.
В 1960-1970 технократизм был положен в основу индустриалистских теорий, которые определяли реальное воплощение его принципов в практике западного общества. Американский экономист и социолог Дж. Гэлбрейт попытался теоретически и практически доказать, что современное ему американское общество и есть реализованный технократический идеал: главенствующую роль в этом обществе играет техническая рациональность, которой все больше подчиняется экономика, управляемая усилиями техноструктуры.
Сегодня термин «технократизм» получает все большее распространение в нашем обществе, является результатом определенной эволюции данного понятия. Направление этой эволюции - от преимущественно внешних, количественных, структурных значений, с которыми оно и вошло в западную философию и социологию, к значениям всеобъемлющих универсальных характеристик, для которых меняется форма их связи с техникой, приобретая все более опосредованный, метафорический, глубинный характер.
Наш
век — это эпоха научно-
Сциентизм(от лат. scientia — знание, наука) – это мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучные познания. Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности.
В конце 19 века сциентизм утверждается в буржуазной культуре, причём одновременно возникает и противоположная мировоззренческая позиция — антисциентизм. Последний подчёркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Противоборство сциентизма и антисциентизма принимает особенно острый характер в условиях научно-технической революции и в целом отражает сложный характер воздействия науки на общественную жизнь. Именно противоречивый характер социальной роли науки и создаёт питательную почву для сциентизма и антисциентизма. При этом сциентизм выдвигает науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует научное знание, возлагая на него ответственность за различные социальные противоречия.
Марксистская
философия отвергает обе эти
формы абсолютизации социальной
роли науки. Подчёркивая исключительную
роль науки в общественной жизни,
марксизм-ленинизм рассматривает её
в связи с др. формами общественного
сознания и показывает сложный, многосторонний
характер этой связи. С этой точки зрения,
наука выступает как необходимый продукт
развития человеческой культуры и вместе
с тем — как один из главных источников
и стимуляторов истинного прогресса самой
культуры, материальной и духовной. Отсюда
глубокая взаимосвязь науки с мировоззрением,
огромное влияние, которое оказывают общественные
науки на весь ход общественного развития,
на борьбу идей в современном мире. В марксистско-ленинской
философии оценка социальной роли науки
даётся в реальном контексте конкретных
социальных систем, обусловливающих существенно
разную, нередко противоположную роль
научного знания в жизни общества.
Техницизм - мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры. Техницизм провозглашает науку и технику основными двигателями социального прогресса и связывает с их развитием разрешение всех социальных проблем и противоречий. Сущность техницизма проявляется в отождествлении научно-технического и социального прогресса, в наделении техники и науки способностью к саморазвитию, в некритической вере в позитивную социальную роль техники и силу разума, которые, по сути дела, якобы с неизбежностью обеспечат скорое увеличение материальных благ для людей и сделают человеческую жизнь более обеспеченной и счастливой.
Техницизм возник на рубеже 19-20 вв. в науке и массовом сознании как отражение возрастающей роли научно-технического прогресса и признание того, что технические достижения имеют колоссальные последствия для человека, совершенствуют его образ жизни, формируют строй мышления. С каждой новой ступенью в развитии техники якобы наступает и новая стадия в развитии общества. Вся история цивилизации делится на три основных периода: традиционное, технологическое, или индустриальное, и постиндустриальное общество, различающиеся степенью развития техники. Общество трактуется здесь как производное от технической системы, а культура понимается как научно-техническая культура, покоящаяся на рационализме. Таким образом, развитие науки и техники автоматически ведет к более гармоничному обществу.
Для техницизма характерен социальный оптимизм, вера в неминуемое совершенствование мира, в техническую рациональность. Техницизм основывается на методологии технологического детерминизма. Наиболее ярким воплощением техницизма в теоретической социологии являются концепции технократизма.
Тенденции технократизма были оформлены в соответствующих технократических концепциях, которые абсолютизируют значение науки и техники в жизни общества, утверждая что они преобразуют его непосредственно и прямо минуя социальные факторы.
В 1949 г. вышла в свет книга Ж.Фурастье "Великая надежда XX века", ставшая знаменем буржуазно-реформистского технократизма. По мнению Фурастье, интенсивное техническое и научное развитие открывают перед человечеством возможность эволюции в сторону создания так называемого "научного общества", избавленного от бремени политических, социальных, религиозных и прочих антагонизмов. Наука и техника в этом грядущем обществе станут основой жизнедеятельности не только социального организма как целого, но в равной мере и отдельных индивидов, входящих в состав этого целого. Фурастье был один из первых, кто привлек внимание мировой общественности к современным проблемам, называемыми глобальными, в том числе и к проблеме человека и его будущего в связи с процессами развития науки и техники.
Взгляды Ж.Фурастье являются своеобразным истоком многих других технократических воззрений. В этом легло можно убедиться, обратившись к образцам технократического мышления, представленным, в частности, в труда американского социолога Д.Белла, который говорит о грядущем "новом обществе", построенном структурно и функционально в прямой зависимости от науки и техники. Д.Белл, полагает, что в этом, как он его назвал, постиндустриальном обществе определяющими оказываются в конечном счете разные виды используемого в экономике научного знания и поэтому главной проблемой становится организация науки. В соответствии с этим "постиндустриальное общество" по Беллу, характеризуется новой социальной структурой, базирующейся не на отношениях собственности, а на знании и квалификации.