Сталинизм: происхождение и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Сталинизм - мелкобуржуазный коммунизм индустриального времени, идеология номенклатуры тоталитарного государства, возникшего после войн и революций во враждебном окружении в слаборазвитом капиталистическом обществе с подавляющим преобладанием мелких собственников, инструмент для духовной мобилизации общества на модернизацию и самозащиту.

Содержание работы

Введение 3
Сталинизм: происхождение и сущность 4
Заключение………………………………………………………………….16
Список литературы.........................................17

Файлы: 1 файл

Сталинизм происхождение и сущность.docx

— 44.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Сталинизм: происхождение  и сущность 4

Заключение………………………………………………………………….16

Список литературы 17

 

Введение

     Сталинизм - мелкобуржуазный коммунизм индустриального времени, идеология номенклатуры тоталитарного государства, возникшего после войн и революций во враждебном окружении в слаборазвитом капиталистическом обществе с подавляющим преобладанием мелких собственников, инструмент для духовной мобилизации общества на модернизацию и самозащиту. Лидеры ВКП(б) не понимали противоречия целей и средств своей политики, допускали, что государственная эксплуатация трудящихся, которую мифологизированное сознание сталиниста не воспринимало как эксплуатацию, должна была привести к построению качественно нового социалистического общества. Особенность сталинизма - спекуляция на идеях классиков марксизма. В сущности, это «политическая теология» (К.Маркс), приспособленная для оправдания насилия по отношению к обществу в чрезвычайных обстоятельствах, не имевшая ничего общего с диалектическим методом познания и революционной практикой марксизма. Материальной основой для воспроизводства сталинизма были «раскрестьянивание» и пролетаризация мелких буржуа - крестьян, ремесленников в период индустриализации: сталинизм наиболее ярко выражен в период аграрно-индустриальной стадии развития. После реформ 1930-х годов его воспроизводству способствовал необычный для того времени социально-экономический уклад: капиталом стала огосударствленная экономика. И.В. Сталин и его группа осуществляли классовую диктатуру еще незрелой номенклатуры, рекрутируемой из народа. СССР не вырвался из рамок капиталистической формации, но его социально-политический строй субъективно воспринимался исторически ограниченными трудящимися и буржуазией всего мира как «социализм».

     Цель  данной работы - рассмотреть происхождение  и сущность сталинизма.

 

     

4

      Сталинизм: происхождение и сущность

     Идейными  предтечами сталинизма были мелкобуржуазный  социализм, критически-утопический социализм и коммунизм, «казарменный коммунизм», распространенные в XIX и XX веке в Западной Европе и России, не раз раскритикованные марксистами. Идеологов течений роднит критика капитализма, в которой верно подмечены его противоречия, но предлагаются фантастические средства для трансформации. Они преувеличивали роль политических учреждений в жизни общества, стремились уничтожить эксплуатацию путем реформ в сфере обращения и распределения, предлагали уравнивание состояний как панацею для установления социальной справедливости в условиях закономерной социальной дифференциации. Их экономический и политический «романтизм» приводил к волюнтаризму. Российские народники, например, «выбрасывали за борт всякий исторический реализм, сопоставляя всегда действительность капитализма с вымыслом докапиталистических порядков»1. Подобную манеру рассуждений В.И. Ленин сравнивал с «узко интеллигентным самомнением или, пожалуй, бюрократическим мышлением»2. Для данного стиля характерно социальное прожектерство; недоверие к самостоятельным тенденциям отдельных общественных классов, творящих историю сообразно их интересам, отношение к ним как к материалу истории: игнорирование вопроса об условиях, которые могут развивать сознательную деятельность творцов истории - народных масс, количество которых будет возрастать по мере ускорения исторического процесса; стремление задержать или игнорировать противоречия реальной действительности в угоду утопиям вместо сознательного разрешения их. Догматизм идеологов приводил к отрицанию гуманистических ценностей предшественников, к эклектизм.

     Во  время и после Октябрьского политического  переворота, совершенного социалистическими силами в рамках буржуазно-демократической

 
 
1 Светигор С. Живой Сталин. - М.: Крымский мост. 2003. - С. 501.

2 Цит. по: Островский А.В. Кто стоял за спиной Сталина? - М.; Центрполиграф, 2004, - С. 136.

 

5

революции, значительная часть мелкой буржуазии пошла за рабочим классом и РСДРП(б) - РКП(б). Вектор иллюзий мелких буржуа изменил направление: действительность капитализма «труженики-собственники» стали сопоставлять с вымыслом о лучшем будущем. В коммунистических грезах сконцентрировались нереализованные потребности десятков миллионов людей в отсталой стране, которые они мечтали удовлетворить при помощи государства. Свою роль сыграли Декрет о земле 1917 года, патриотическая борьба против интервенции; при всех перегибах политики «военного коммунизма» она оказалась в тех условиях более рациональной и эффективной, чем экономическая линия белогвардейских правительств. Трудящиеся разочаровались в либерализме, с которым связывали эксплуатацию и классовую политику Временного правительства.

     Представители и выходцы из мелкой буржуазии  приобретают черты, резко контрастирующие с социально-психологическим обликом буржуазии. Усиливается их враждебность к власти крупного капитала, олицетворяющим его государствам. Облик российских и зарубежных революционно настроенных мелких буржуа запечатлен в поэзии и политических трудах. Литературные критики отметили пристрастие писателей 20-х годов к образу нового человека. Для него были характерны стихийность, цельность, страстность, непосредственность, прямолинейность, инстинктивная тяга к справедливости, жадность к жизни, наивность, невежество, любознательность, непочтительное отношение к дореволюционным ценностям, коллективизм, ненависть к барам, неприязнь к интеллигенции. На этой основе в период гражданской войны сформировался тип руководителя из числа рабочих и крестьян, который обладал «психологией прямого действия»: уверенностью в безграничных возможностях «революционных мер» при решении любых проблем.

      Маркс наблюдал подобных людей в середине XIX века в революционной Европе. Их «грубый и неосмысленный» коммунизм, писал он, «есть только форма проявления гнусности частной собственности, желающей

 

      

утвердить себя в качестве положительной общности»1. Неразвитость идеологов грубого коммунизма выражается в непонимании «человеческой природы потребности», отрицании значимости личности человека, возвеличивании физического труда в противовес миру «культуры и цивилизации», следовании идеалу всеобщего опрощения. Уверовав в «уничтожение человеческого самоотчуждения» на основе «общности труда и равенства заработной платы, выплачиваемой ...общиной как всеобщим капиталистом»2, грубые коммунисты объективно оставались в рамках частнособственнических отношений.

     Недалеко  от «масс» ушли и вожди, которые пришли на смену Ленину. Хорошо знавший Сталина Л.Д. Троцкий заметил о его качествах: «Главное из них: несоответствие честолюбивой волн и ресурсов ума и таланта»3. Наблюдение Троцкого было подтверждено деятельностью Сталина: волюнтаристским перекраиванием планов первой пятилетки, некомпетентным вмешательством в формирование военной стратегии. Отрицательные черты самого Троцкого зафиксировал Ленин в «Письме к съезду».

     НЭП - социалистическая, в интересах  большинства населения политика партии в условиях разрушенной страны, населенной людьми с мелкобуржуазной психологией, - была положительно встречена крестьянством и принесла свои плоды. Характер политики определяли несколько тысяч революционеров со стажем и поредевший в боях гражданской войны слон социалистически развитых рабочих, а также Ленин во главе РКП(б). Об его исключительной роли писали современники и историки. Ленин чувствовал слабость субъективного фактора революции после войны, но рассчитывал, что в исторически короткие сроки политика «культурничества» подготовит материальные и духовные предпосылки для перехода к новому строю. Это была историческая альтернатива России. Однако отсталость страны, мелкобуржуазность ее населения, управленческое бескультурье, давление ка-

 
1 Цит. по: Балаян Л. Сталин и Хрущев, - М.: Эксмо. Алгоритм. 2009. - С. 369.

2Там же.

3Троцкий Л.Д. Сталин.В 2т- М: ТЕРРА, 1996. -Т. 2. - С. 498.

 

7

питалистических государств создавали предпосылки для изменения характера политики, повод для культа личности. Общественная психология первой трети XX века в России опредметилась в виде Мавзолея В.И. Ленина.

     После смерти Лепила и закономерного раскола  в ВКП(б) субъективный фактор Октябрьской революции изменил содержание; приобрел мелкобуржуазно-коммунистический характер, стал отличаться «детской болезнью левизны» в политике. Для отсталой страны это имело огромное значение. Эпоха Октябрьской революции и ленинизма закончилась. В сетованиях крестьян периода раскулачивания: «Лучше Ленин, чем ленинизм. Лучшие коммунисты убиты и умерли. Остались сволочи»1, была определенная доля истины. С поправкой, что под «ленинизмом» в 1929 году смоленский крестьянин имел в виду политику группы Сталина, а под «сволочами» - навербованных из маргинализированных слоев населения чиновников. Адаптация идеологической составляющей надстройки общества в духе номенклатуры для удовлетворения потребностей возникающего в СССР индустриального общества и политического режима завершится вместе с публикацией «Краткого курса ВКП(б)» в 1938 году. Репрессии 30-х годов приглушили революционное сознание народа. Руководство страны выбрало вариант безальтернативных выборов: уничтожило намек даже на буржуазную демократию, заменив ее мифом о «социалистической демократии». Обрыв социалистической политики, видимый М.Н. Рютину уже в июне 1932 года, до XX съезда КПСС не был осмыслен: СССР продолжал служить надеждой для трудящихся, раздражая этим буржуазные слои западных стран.

      Номенклатура  использовала сталинизм для отчуждения трудящихся от собственности и власти, для эксплуатации. Идеалы равенства, справедливости, коллективизма, провозглашение построения «социализма», понятия «скромность» и «патриотизм» в их интерпретации чиновниками способствовали «затягиванию поясов», некритическому восприятию государ-

 
1Цуладзе А. Политическая мифология,   М; Эксмо, 2003. – С.496 

8

ственной идеологам, формированию упрощенных потребностей, сосредоточению бюджетных средств для решения макроэкономических, оборонных задач.

     «Нотариально  заверенные марксисты», изучавшие новейшую историю СССР, заявляли о приверженности теории формаций, но не следовали ей на практике: не исследовали сущность производственных отношений -системообразующего элемента, отправной точки для анализа всей общественной системы. Они не могли констатировать изъятие прибавочной стоимости государством, владевшим подавляющей частью средств производства, тесно переплетенное с докапиталистическими отношениями - рабством в форме ГУЛАГа и вторичным закрепощением крестьянства. На иллюзию о социалистическом характере СССР работали введенные впервые в мире бесплатные медицина и образование. Для малоимущих граждан они стали социальными лифтами и спасением, для трудящихся западных стран потрясением и идеалом. Сегодня с учетом мирового опыта можно охарактеризовать эти институты как доведенные до логического конца буржуазно-демократические преобразования. Социалистический характер они будут иметь только в совокупности с другими факторами, прежде всего преодолением отчуждения трудящихся от собственности и власти, высоким уровнем культуры народа. Тогда же. возможно, будет преодолено их остаточное финансирование. Происходила подмена всестороннего анализа реалий общества социальным морализированием, классовый протест интерпретировался как возмущение по поводу состояния нравов. Недостатки морального сознания рассматривались как психологическая проблема, которую легко преодолеть на пути самосовершенствования и незначительной модернизации надстроечных институтов. С этой целью власть поощряла деятельность аттестованных ею сатириков.

     Политика  группы Сталина приводила к многочисленным жертвам и обострению общественных противоречий. Естественно, в военное и послевоенное время стал фактом рост религиозности населения. Власть задейст-

 

     

9

вовала возможности Русской православной церкви, иллюзорно-компенсаторную, регулятивную и интегрирующую фу икни и религии для удержания граждан в повиновении. И.В. Сталин поспособствовал возрождению РПЦ.

     Советский строй формировал качества человека капиталистического общества: конкуренцию  вместо сотрудничества; индивидуализм  и лжеколлективизм; зависть и стяжательство вместо стремления приумножать государственную собственность; авторитаризм вместо диалога; национализм и антисемитизм вместо интернационализма; гражданскую трусость и конформизм вместо установки на социальное творчество. Режим хищнически эксплуатировал патриотические и социалистические иллюзии граждан, что приводило к цинизму или апатии. Ученые, которые пытались развивать марксистские и иные взгляды, репрессировались государством. Объективно происходило формирование гносеологических предпосылок для усвоения обществоведами и гражданами либеральных форм цивилизационного подхода. В начале 60-х годов бюрократия осознала свой корпоративный интерес. Происходило ее обуржуазиванне; советский бюрократизм - одна из форм буржуазности. Западные идеологи с удивлением обнаружили, что возникшая в эпоху Брежнева элита оказалась весьма похожа на элиту западных стран.

     Соответственно, официозное искусство в не меньшей  степени, чем западное, «перерезало нравственные корни, прорастающие в структуру личности из глубины социально-классовых интересов и идеалов, и имело дело с нравственностью, лишенной ее действительных корней»1. Сталинисты не могли заявить, что советское общество порождает антагонистические противоречия и личность буржуазного типа. «Отдельные недостатки» интерпретировались как результат влияния прошлого и западной пропаганды, действия врагов. Квинтэссенцию сталинского и голливудского понимания причин общественных конфликтов и развития в 1945 году дал

 
1 Цуладзе Л. Политическая мифология. - М.: Эксмо. 2003.-С. 199.

 

10

выдвиженец  Сталина А.А. Фадеев во время дискуссии  с С.Я. Маршаком о книге В.А. Каверина «Два капитана»: «Таких просто злодеев полно везде. Ничего нет в книге Каверина западноевропейского. Есть просто плохие и злые люди, и очень хорошо, что автор противопоставил прямодушие, преданность, долг - это настолько соответствует духу нашего общества и не является чужеродным в нашей Отечественной войне»1. Руководствуясь подобными установками, чиновники формировали, например, новую детскую литературу.

Информация о работе Сталинизм: происхождение и сущность