Способы стабилизации политических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 17:54, Не определен

Описание работы

Проблема структурного обеспечения устойчивости политической системы

Файлы: 1 файл

Способы стабилизации политических систем.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

При некорректном подходе к формированию и организации  работы консультативных структур возникает опасность их самовырождения. Подобные ситуации возникают либо при стремлении представителей власти сделать их полностью управляемыми, либо при чисто формальном подходе к ним как к декоративному элементу административной структуры органа государственной власти. В результате достаточно быстро выявляется неспособность подобным образом организованных консультативных структур выполнять поставленную перед ними задачу, и их существование теряет смысл как для представителей государственной власти, так и для представителей профессиональной общественности.

Публичная политика как фактор 
социально-политической стабильности

Контур инфокоммуникационной стабилизации и его механизмы  призваны обеспечивать систематические  публичные взаимодействия между  обществом и властью, составляющие и формирующие сферу публичной политики. При этом следует особо подчеркнуть, что публичная политика не является сферой борьбы за завоевание политической власти и применения властно-принудительных полномочий государственной власти: в данном случае термин «политика» используется в смысле английского термина «policy» – линия поведения, курс, установка, стратегия (см.: [5, т. 2, с. 727).

Публичная политика – это процесс постоянного  публичного диалога между обществом  и властью для выявления и дискуссионного обсуждения наиболее важных для общества на данном историко-временном интервале социальных, экономических и политических проблем и определения возможных и допустимых методов решения этих проблем совместными усилиями власти и общества.

Для того чтобы процесс публичной политики был продуктивным, диалог между властью и обществом должен осуществляться на основе взаимной терпимости и стремления к взаимопониманию при обсуждении даже самых остро дискуссионных проблем и принципа равноправия сторон. Ни одна из сторон не должна стремиться к абсолютному доминированию, полному подчинению своей воле другой стороны и не должна оказывать несоразмерное с реальными обстоятельствами давление на партнера.

Гражданское общество должно критически, но объективно и корректно анализировать и оценивать решения и действия государственной власти и реагировать на них адекватными мерами.

Государственная власть не должна методами властного  принуждения навязывать обществу только ту повестку дня, которую она сама считает необходимой и значимой в рамках проводимой ею политики, и только те методы и способы решения социальных, экономических и политических задач, которые она сама предлагает и реализует. Недопустимо, чтобы государственная власть использовала свой административный ресурс для оказания давления на общество и информационного манипулирования общественным сознанием и общественным мнением.

Для обеспечения  социально-политической стабильности и устойчивости политической системы  законодательные, нормативные и  иные управленческие решения органов государственной власти должны по возможности учитывать и [c. 77] агрегировать частные и корпоративные интересы, быть допустимыми для общества как ограничивающие определенные личные и групповые интересы и понятными в смысле их общезначимого приоритета по отношению к частным интересам. Естественно, решения и действия государственной власти не должны нарушать и ущемлять права и свободы граждан. Именно для обеспечения таких условий стабильного и устойчивого функционирования демократической государственной власти и политической системы в целом необходим постоянный диалог между обществом и властью, необходима реальная публичная политика.

Публичная политика в совокупности с деятельностью  политической оппозиции призвана противодействовать и объективной угрозе политической системе, исходящей от государственной бюрократии.

В политической системе демократического типа государственные  чиновники должны выполнять исключительно  функцию управленческого аппарата и руководствоваться в своей  профессиональной деятельности принципом политического нейтралитета, в соответствии с которым сотрудники государственного аппарата не должны претендовать на роль политических акторов, проявлять в своей служебной деятельности политические пристрастия и амбиции. Это, естественно, не относится к категории высших государственных чиновников, которые занимают именно политические руководящие должности в системе органов государственной власти и которые периодически сменяются по результатам конкуренции политических партий на всеобщих альтернативных выборах. Такие высшие политические руководители государственных институтов и структур как раз и призваны реализовывать в государственном управлении партийные программы и установки победивших на выборах политических партий.

Однако, обладая преимуществами профессиональных знаний и опыта перед избираемыми на определенный срок политиками, государственные чиновники, даже и не занимающие политические руководящие должности, всегда стремятся повысить свою роль в выработке, принятии и реализации государственных решений, свой политический вес и значимость.

При отсутствии публичного контроля и активного  противодействия такой тенденции  со стороны общества создается реальная угроза перерождения государственной  бюрократии в политическую, подмены  целей и интересов общественного развития в политическом и государственном управлении корпоративными интересами государственной бюрократии, расширения ее возможностей по перераспределению национальных ресурсов в свою пользу, усиления под видом государственного фактически бюрократического давления на общество, широкого распространения в сфере государственного управления известных негативных свойств и тенденций в деятельности такой корпорации как бюрократия.

Публичная политика, как и политика в целом, обладает онтологическим свойством пространственной, или топологической, неоднородности. В соответствии с этим свойством публичная политика локализуется в границах различных административно-территориальных образований, составляющих страну, и в каждом таком локалитете в разные временные периоды она может проявляться с различной интенсивностью. В каждом территориальном локалитете могут складываться свои практики публичной политики, конкретные институциональные структуры и способы ее организации. Реальное взаимодействие территориальных локалитетов в рамках общенациональной повестки дня развития общества и государства и составляет единую сферу публичной политики в стране. [c. 78]

Организационно-технологическую  основу публичной политики составляют локальные инфокоммуникационные процессы, сливающиеся в единое целое в  инфокоммуникационном пространстве страны. Если инфокоммуникационное пространство страны претерпевает контентные, в  смысле общезначимого содержания информационных сообщений и коммуникаций, или технологические, в смысле возможностей доступа к источникам информации, ее массового распространения и массовых коммуникаций разрывы, то единая сфера публичной политики распадается на территориальные локалитеты и перестает действовать как один из ключевых факторов политического объединения страны. Поддержание контентного и технологического единства и целостности инфокоммуникационного пространства страны – это совместная задача и обязанность государственной власти и гражданского общества.

Несмотря на то, что в современных условиях постиндустриального развития происходит интенсивное внедрение новейших ИКТ и создаваемых на их основе сетей и систем во все сферы  жизнедеятельности общества и государства, главенствующая роль в процессе публичной политики сохраняется пока за такими традиционными масс-медиа или по российской терминологии средствами массовой информации (СМИ), как телевидение, радио, печатные газеты и журналы. Хотя сетевые СМИ, сетевые информационные агентства и публичные сайты Интернет начинают с все возрастающей интенсивностью создавать им заметную конкуренцию.

Основная задача СМИ состоит в том, чтобы служить  источником в определенной мере объективной  и достоверной информации и массовым информационным посредником (отсюда и происходит их более точное название – масс-медиа) между людьми, институциональными структурами гражданского общества и государственной властью. Естественно, что информация, предоставляемая СМИ ее реципиентам, содержит не только отображение событий и фактов, но и их комментарий и оценку, на основании которых у реципиентов формируется мнение об этих событиях и фактах. Поэтому говорить об абсолютной объективности, свободе и независимости СМИ представляется непродуктивным, так как любое СМИ в своей информационной политике в той или иной степени зависит от позиции своих владельцев, учредителей, главного редактора или редакционного совета. Для людей и общества в целом принципиально важно не столько свобода и независимость каждого конкретного СМИ, сколько наличие множества различных СМИ как альтернативных источников информации и возможности свободно выразить в них весь спектр мнений и оценок. В этом, как представляется, и заключается смыл свободы информации и свободы слова в СМИ. Из общей теории информации известно, что только при использовании множества альтернативных, независимых друг от друга источников информации, каждый из которых обязательно обладает собственными шумами и помехами, может быть получена в достаточной мере достоверная информация.

СМИ могут оказывать  целевые информационные воздействия  и влиять определенным образом на формирование мнения реципиентов. Поэтому  они могут использоваться и как  инструмент информационного манипулирования  общественным сознанием и общественным мнением. В этом и состоит основная опасность для гражданского общества со стороны СМИ. [c. 79]

СМИ, и особенно телевидение, сегодня играют доминирующую роль в осуществлении публичной  политике, являясь основным инструментом для выражения общественного мнения и во многом влияя на его формирование. Однако в демократической политической системе не СМИ и тем более не журналистский корпус представляют собой так называемую «четвертую власть», хотя они и претендуют на эту роль. «Четвертая власть» – это публичная власть мнения гражданского общества, формируемого им самостоятельно и выражаемого через традиционные СМИ и другие средства массового информирования, а также путем проведения массовых акций. Чем значительнее влияние такой «четвертой власти» в политической системе, тем выше степень ее социально-политической стабильности и устойчивости.

Если правящий политический режим не стремится  или не способен вступать в партнерский  и равноправный диалог с обществом, преднамеренно деформирует или  полностью игнорирует сферу публичной политики, то неизбежно нарастают негативные тенденции в его взаимоотношениях с обществом, чреватые кризисом легитимности власти, отчуждением власти от общества и потерей правящим политическим режимом общественного доверия и поддержки.

Информация о работе Способы стабилизации политических систем