Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 15:37, контрольная работа
Элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д. Но политическая элита – это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное.
Введение
Элита
охватывает наиболее влиятельные круги
и группировки экономически и
политически господствующего класса.
Это люди, которые сосредоточили в своих
руках большие материальные ресурсы, технико-организационные
средства, средства массовой информации.
Это профессиональные служащие, политики
и идеологи и т.д. Но политическая элита
– это не просто арифметическая сумма
правителей и властителей. Это образование
более сложное. Суть не только в том, что
ее члены концентрируют в своих руках
власть путем монополизации права на принятие
решения, на определение целей, но это
прежде всего особая социальная группа,
которая основана на глубоких внутренних
связях входящих в нее политиков, идеологов
и т.д. Их объединяют общие интересы, которые
связаны с обладанием рычагами реальной
власти, стремлением сохранить на них
свою монополию, не допустить к ним другие
группы, стабилизировать и укрепить позиции
элиты как таковой, а следовательно, и
позиции каждого ее члена.
Специфика процесса элитообразования и политического лидерства в СССР и современной России
Одной из важных проблем политической науки является разработка методологии зарождения и дальнейшего развития элитарных групп. В случае идентификации современной российской элиты важен не только выбор идентифицирующей методологии, но и уточнения соотношений таких социальных категорий, как класс, бюрократия, политбюрократия и собственно элита. Такая постановка вопроса обусловлена фактом преемственности нынешней элиты, которая сформировалась в своем большинстве из советской номенклатуры.
При этом нынешняя элита российского общества являет собой своеобразную смесь новономенклатурных образований, возникших в итоге приватизации государственной собственности, и старой партийной и советской номенклатуры ленинско-сталинского времени и постсталинской эпохи. Понятно, что изучение указанной номенклатуры невозможно без содержательного взаимосвязанного анализа понятий «элита», «класс», «бюрократия».
Нужно сказать, что понятия «класс» и «бюрократия» позволяют точнее сформулировать те концепции, в рамках которых исследуется номенклатура, называемая политбюрократией. Другими словами, невозможно рассмотрение феномена номенклатуры, исходя из какого-либо одного понятия, поскольку каждое из них фиксирует лишь отдельные стороны организации, механизма функционирования и трансформации номенклатуры.
Данное
положение, на наш взгляд, имеет принципиальное
значение, ибо позволяет оценивать
тенденции и динамику становления
партноменклатуры. Недооценка этого
подхода привела, например, А.И. Фурсова,
изучавшего разные периоды эволюции советского
общества, к отказу от таких основополагающих
понятий, как «политика», «класс», «бюрократия»,
«партократия». Все системы советского
типа он описывает, используя один и тот
же термин – «кратократия» (власть власти).
1Специфика
процесса элитообразования и политического
лидерства в СССР
Советский «правящий класс» заявил о своей элитарности не сразу после Октября 1917 года. Это определялось тем, что в первые послереволюционные годы этот класс, если использовать этот термин, не был сплоченным социальным слоем, сформированным по определенной системе. Он был социально разнороден, идеологически неоднороден, психологически неоднотипен, противоречив. Однако в процессе стабилизации советского строя в формировании правящего слоя начинают прослеживаться определенные тенденции.
Элитарность в СССР, как это часто бывало и в дореволюционной России, была присуща в первую очередь власти. Принадлежность к элите, правящему классу предопределялась занятием соответствующей должности в высшей иерархии партийного и государственного управления.
Собственно
говоря, для ленинской
На
специфику становления
Однако такой вектор политического развития не мог не требовать вполне определенных шагов в направлении значительного увеличения численности рядов партии, в том числе и партбюрократии, формирование которой продолжалось и все последующие годы.
Кто же они, предшественники современной политической элиты России? По данным VIII съезда РКП(б), в 1924 г. из всех членов партии 60 % были «политнеграмотными». В 1930 г. из 1675000 членов партии таких было более 900 тысяч. В 1934 г., то есть после первой пятилетки, партия насчитывала 1847488 человек, и отнюдь не все они были «политграмотными».
Такое большое количество политически необразованных членов партии, включая и тех из них, кто находился на руководящей партийной работе, особенно нижнего и среднего звеньев, обусловило то, что высший правящий слой строил свою идеологию, ориентируясь на патриархальную культуру. Эта идеология строилась на культе физического труда, требовала абсолютной монополии на власть и усиливала ее, воздействуя на культуру, поскольку по-своему трактовала моральные ценности, право и т.д.
Нужно сказать, что для понимания феномена правящего класса в СССР, указанные факты имеют принципиальное значение, если особенно учесть тот факт, что именно из рядов партийной номенклатуры осуществлялось выдвижение и назначение на государственные должности всех уровней, включая и высший слой государственного руководства. Партия все годы Советской власти была важнейшим источником пополнения правящего класса в нашей стране.
Таким образом, на основе указанного механизма в СССР происходило становление нового правящего слоя, названного «новым классом» (М. Джилас), или «номенклатурой» (М. Восленский), представленного верхними структурами партийного и государственного аппарата, чинами силовых органов, хозяйственными руководителями (включая председателей колхозов и директоров совхозов), правящего слоя, опиравшегося на иерархию партийных и административных групп на разных уровнях – районном, областном, краевом, республиканском, союзном.
Номенклатура может быть охарактеризована как форма организации политической элиты и, даже шире, как форма организации государственной власти в СССР. Коммунистическая партия, выступая в качестве института, организующего функционирование Советского государства, формировала корпорацию управленцев, опираясь при этом на номенклатурный принцип отбора, который в данном контексте есть захват «командных высот» и осуществление контроля над государством через систему номенклатуры должностей, не ограничивающуюся контролем над госаппаратом, а стремящуюся охватить все сферы общественной жизни. Номенклатурный принцип позволяет группе, захватившей контроль над государством, трансформировать и общество в целом, дабы не только подчинить его своей идеологии, но и сформировать иные – или же наполнить новым содержанием прежние – каналы социальной мобильности для обеспечения в конечной счете собственной безопасности и стабильности своей власти.
Используя номенклатуру в борьбе за власть, Сталин сделал из нее основу своего господства, однако же не хотел гарантировать ей полную безопасность. В отдельные годы репрессивный аппарат страны, который нередко называли карательным, действовал не в последнюю очередь против самой номенклатуры. Это не только препятствовало складыванию ее как самостоятельной группы, но и провоцировало приверженность ее представителей той модели поведения, когда только подчинение и личная преданность вождю открывали путь наверх.
Тем не менее, уже к концу 30-х гг. прошлого столетия партией были заложены основы кадровой политики. Так, в отчетном докладе на XVIII съезде ВКП(б) 10 марта 1939 г. задачи партии в деле кадровой политики были определены следующим образом:
Потребность в кадрах партийного аппарата, обладавших широкими познаниями не только в производственной, но и в партийно-политической сфере встала как острая проблема послевоенного партийного и государственного управления.
Только после смерти вождя, когда исчез механизм чисток, начинает формироваться собственно номенклатурная система власти. Лидеры страны стали постоянно подчеркивать необходимость проведения в жизнь принципа коллективного руководства, выражая тем самым необходимость осуществления власти в интересах номенклатуры. В этих условиях усиливается внутренняя дифференциация в самой номенклатуре, элита подразделяется на несколько более мелких подгрупп.
После смерти Сталина политическая система характеризуется тем, что она утрачивает массовый политический террор как механизм формирования и обновления элиты; какой-либо механизм обновления элиты в ней отсутствует; элита получает большой доступ к принятию основных политических решений; представители элиты стремятся легитимизировать существование элиты и делают это путем довольно робких рассуждений о коллективном руководстве, партийном руководстве; легитимность политической власти основывается на мифах коммунистической идеологии и весьма сомнительной харизматичности личности Н.С. Хрущева; начинается расслоение внутри самой элиты.
С конца 50-х гг. произошли существенные изменения в самом принципе подбора и расстановки кадров. На смену функциональному принципу пришел так называемый отраслевой принцип. С середины 60-х гг. преимущественным правом на выдвижение в аппарат управления стали обладать специалисты-производственники с опытом организационно-партийной работы на предприятиях. Такой подход нивелировал различия между партийной и хозяйственной номенклатурой.
Еще в конце периода правления Н.С. Хрущева представители правящей элиты, не опасаясь более за свою жизнь, вступают в контакт с теневой экономикой и начинают коррумпироваться. Во времена правления Л.И. Брежнева процесс разложения элиты принимает всеобщий характер. Одновременно представители реформаторов устраняются от какого-либо влияния на процесс принятия важнейших решений. Конституция, принятая при Брежневе, пытается легитимизировать элиту через знаменитую 6-ю статью о руководящей роли КПСС.
Пришедший на смену Л.И. Брежневу Ю.В. Андропов пытается ограничить власть периферийных элит и вновь интегрировать их с центральной элитой. Одной из мер, направленной на ограничение власти периферийных элит, была борьба с коррупцией центральной элиты.
Однако уход из жизни Ю.В. Андропова прервал деятельность в данном направлении. Его преемник, К.У. Черненко, прекратил преследования представителей элиты, обвиненных в коррупции, и начал быстро деятельность с целью легитимизации правящей элиты. Для этого он предпринял кампанию, направленную на так называемое усиление роли Советов, рассчитывая в будущем легитимизировать элиту путем совмещения советских и партийных должностей соответствующих уровней.
Наиболее
радикальные попытки