Политический экстремизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Экстремизм — приверженность к крайним взглядам и, в особенности. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия.

Файлы: 1 файл

Политический экстремизм.docx

— 30.06 Кб (Скачать файл)

Политический  экстремизм

Экстремизм — приверженность к крайним взглядам и, в особенности. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».

В разных странах и в  разные времена было дано много разных юридических и научных определений  понятию «экстремизм». Единого определения  на сегодняшний день не существует. Доктор Питер Т. Коулманьи доктор Андреа Бартоли в своей работе «Addressing Extremism» дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия:

Экстремизм — это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта — демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а также определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» — это всегда субъективный вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:

  • Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная «борьба за свободу»), а другие экстремистские действия — как несправедливые и аморальные (антисоциальный «терроризм»). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а также от его отношений с деятелем.
  • Кроме того, у одного и того же человека моральная оценка одного и того же экстремистского действия (например, использования тактики партизанской войныНельсоном Манделой против правительства ЮАР) может меняться в зависимости от условий — руководства, мнения мирового сообщества, кризисов, «сведения исторических счётов» и так далее. Таким образом, современный и исторический контекст, в котором совершается экстремистское действие, формирует наши взгляды на него
  • Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Уэйко, осуществлённое ФБР в США).
  • Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могут различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).
  • Несмотря на то, что экстремисты и их группы (такие, как Хамас или Исламский Джихад) часто рассматриваются как связанное воедино и согласованное зло, важно понимать, что и внутри них могут быть конфликты и амбивалентное поведение членов групп. Так, например, отдельные члены Хамаза могут сильно отличаться по своей готовности вступить в переговоры с властями Палестины и, в конечном счёте, с определёнными фракциями в Израиле.
  • Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта — не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятая в 2003 г., содержит следующее определение: «экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма.

«Шанхайская конвенция о  борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия "экстремизм":

экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.


Данную Шанхайскую конвенцию  подписали: Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан иРеспублика Узбекистан.

В России юридическое определение  того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63[Текст может быть устаревшимУголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Поведение экстремистов, в отличие от умеренных  радикалов, также выступающих за решительные политические мероприятия, не вписывается в рамки закона, нарушает конституцию данной страны, равно как и другие государственные  и международные правовые нормы. В качестве субъектов политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и партии, так и целые государства или союзы государств. Примером политического экстремизма на международной арене может служить внешняя политика тоталитарных режимов, выражающаяся в экспорте разного рода мессианских идей: “пролетарской революции” (СССР), “нового порядка” (нацистская Германия), “исламской революции” (фундамен-талистский Иран). Элементы политического экстремизма могут обнаруживаться и в политике демократических государств, если они играют роль мирового (или регионального) полицейского.

Политический  экстремизм в качестве элемента внутренней политики государств также обнаруживается прежде всего в тоталитарных режимах: типичный пример — ГУЛАГ в советской России, система концлагерей в нацистской Германии и полпотовскои Камбодже. Однако и демократически устроенные государства могут допускать элементы экстремизма в отношении религиозных, этнических и иных политических меньшинств (пример — положение русских меньшинств в странах Балтии), а также во время войн и вооруженных конфликтов (пример — война США во Вьетнаме).

Помимо  государственного и межгосударственного  экстремизма, в XX в. получил широкое  развитие экстремизм, исходящий не сверху, от государства, а снизу, от воюющих с ним политических партий, групп и движений.

По своему идеологическому содержанию этот вид  экстремизма условно можно разделить  на левый и правый экстремизм. Классическими  формами левого экстремизма является российский терроризм во второй половине XIX — начале XX в. (народники, эсэры, анархисты), а также левый экстремизм на Западе, получивший особое развитие в 70—80-х гг. XX столетия. Среди наиболее известных его форм называют “красные бригады” и “прима линеа” в Италии, РАФ в Германии, “аксион директ” во Франции и др. При всей эклектичности левоэкстремистской идеологии в целом она делает акцент на идею непримиримой классовой борьбы. Так, западногерманская РАФ (Фракция красной армии) считала своим идеалом победоносные красные армии России, Китая и Кубы.

Правый  экстремизм в отличие от левого эксплуатирует  не столько просветительскую идеологию  классовой борьбы, сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди  форм правового экстремизма называют правый популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундааментализм, а также фашизм.

Начиная с 60-70-х гг. XX в. своеобразным противовесом левого экстремизма на Западе стал правый экстремизм в лице неофашистских групп. В качестве примера можно назвать “Федерацию национального европейского действия” (ФАНЕ) во Франции, “Национал-демократическую партию Германии” (НДПГ) в ФРГ “Испанское общество друзей Европы” (СЭДАДЭ) в Испании и др. Примерно с середины 80-х гг. соотношение между правым и левым экстремизмом изменяется в пользу ультраправых.

Помимо идеологического различения форм экстремизма, существуют его классификации  по объектам и средствам экстремистской деятельности. Объектом политического  экстремизма могут быть существующий государственный строй или некоторые  его элементы, отдельные лица или  политические партии, а также важнейшие  системы жизнеобеспечения общества. По своим методам политический экстремизм весьма близок к терроризму, хотя и  не составляет с ним полного тождества. Не все экстремисты с необходимостью становятся террористами; терроризм  — это лишь наиболее крайняя (по методам) форма выражения экстремизма. В отличие от терроризма, насилие  в экстремизме может носить несистематический, конкретно немотивированный (и в  этом смысле иррациональный) характер. Политический экстремизм имеет также  латентные, т.е. скрытые, формы существования  в виде идейно-психологического потенциала недовольства, который может разрешаться  в акты насилия с размытой политической мотивацией. 

 


Информация о работе Политический экстремизм