Политическая власть и политическое манипулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Понимание политической власти еще в большей степени упрощалось в советское время, будучи сводимым, к “классовому господству-подчинению”. Политическая власть виделась исключительно сквозь призму понятий диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. Такой подход частично верно отражал реальные отношения в обществе XIX—XX вв. с устойчивыми классовыми размежеваниями. Однако абсолютизировать зависимость власти от классовых отношений и “господства-подчинения” во властных отношениях, полагаю, было бы не правильно.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...стр.3


Власть как общественное явление……………………………….стр.4-10


Государство как инструмент власти……………………………стр.10-13


Структура политической власти………………………………..стр.13-17


Заключение……………………………………………...…………..стр.18


Библиографический список……………………………………..…стр.19

Файлы: 1 файл

куросовая (политология).doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

    Судебная  власть. Она включает учреждения, которые  представляют самостоятельную структуру  государственной организации. Состояние  судебной власти, отношение к ней  в обществе, направления ее развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную, статус человека, обеспечение и защиту его прав и свобод. Суд призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

    Судебная  власть воздействует на законодательную  и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов.

    Ещё один аспект структуры властного  общения затрагивает отношения “управление (руководство) — давление (участие)”, связанные с самим институциональным механизмом “властвования”, способами государственного управления, а также с механизмом “обратной связи”, т. е. поддержкой и давлением “снизу” групп гражданского общества. Эти противоположные стороны властного общения представляют собой взаимонаправленные силовые вектора. В этом аспекте весьма наглядно проявляется способность потенциала власти и влияния раскрываться в конкретном политическом контексте не только в виде управленческих и административных решений, но и в виде силового и морального давления управляемых.

    Одно  дело стяжать власть, другое - ею распоряжаться. Последнее предполагает искусство  встраиваться во всегда высокий темп жизненных изменений и формировать инструменты их контроля, осуществляя прямую и косвенную регуляцию взаимодействий людей и поддерживая оптимальный ритм общественного существования. Полезно придерживаться неких исконно существенных принципов власти. В. В. Ильин в своей работе “Власть”, даёт такие принципы на которых, по его мнению, опирается твёрдая власть. Итак, среди основных принципов власти выделяются следующие:

    Принцип сохранения. Отношение к власти как преимущественной, едва ли не единственно подлинной ценности. Аналогично традиционным законам сохранения данный принцип выражает требование стабильности, воспроизводимости, пролонгируемости власти, ее независимости, устойчивости к всякого рода перестройкам, возмущениям, изменениям. Главное здесь — удержание и умножение власти всевозможными способами.

    Принцип действенности. Властитель не анализирует обстоятельства, он справляется с ними. Политике нужно дело, а не разговоры о нём.

    Принцип легитимности. Обеспечивающая выполнение первого принципа (принцип сохранения) беспредельная тактика не должна оборачиваться тактикой беспредела. Лучшее средство удерживать власть опора на закон, законотворчество. Закон всегда сильнее власти.

    Принцип скрытности. Лишь плохая власть не знает иного пути кроме прямого. Власть должна умело пользоваться широким арсеналом неявных, латентных средств и инструментов (тайная дипломатия, секретная переписка, закрытые встречи, конгрессы, форумы, слушания и тому подобное), нацеленных даже не столько на охрану государственных, политических или партийных тайн, хотя и это немаловажно, сколько на соблюдение правила: самое опасное для власти — говорить правду раньше времени.

    Принцип реальности. Внутренняя несвобода властителя, проявляющаяся в его зависимости от обстоятельств, исключает априорную мотивацию властедействий. Последние всегда и везде — результирующие, возникающие как баланс сил заданного политического пространства.

    Принцип коллегиальности. Сила власти в партнерстве, кооперативности: предпочтительнее быть первым среди равных, нежели первым без равных.

    Принцип толерантности. Высокая терпимость, благожелательность властителя — признак широты взглядов, отличие ума дальновидного, противящегося опрометчивым агрессивным действиям.

    Принцип приставки “со”: соучастие и сопричастие, сомыслие и содействие. Цивильная власть как доминирование, проистекающее не из права силы, а из силы права, базируется не на угодничестве, а на легальном, добровольном сотрудничестве.

    Принцип конъюнктурности. Логика власти ситуативна, что затрудняет соблюдение в ней правил, принципов. Необходимость сделок, компромиссов, блоков, объединений, размежеваний делает власть занятием в полной мере своекорыстным.

    Принцип самокритичности. Власть чахнет от высокомерия, от частых и незаслуженных побед, самонадеянности.

    Принцип принуждения. Чем произвольней власть, тем она не предсказуемой, агрессивней. Сочувственно относясь к сформулированному Макиавелли принципу преступления как основе политики. Бакунин говорил о дополняющем его принципе “искусственной и главным образом механической силы, опирающейся на тщательно разработанную, научную эксплуатацию богатств и жизненных ресурсов нации организованной так, чтобы держать ее в абсолютном повиновении”.

    Принцип культурности. Власть — не дар делать все ничтожным. Причина упадка власти состоит в отставании культуры правителей от народной культуры. Так как общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, крайне важен показатель культуроемкости властедержателей.

    Принцип меры. Фактор персонального обеспечения: властитель не схимник, не аскет, ничто человеческое ему не чуждо, однако он – лицо умеренное, избегает излишеств, пресыщений, владеет собой, противодействует губительной зависимости от собственных эффектов и страстей. Властитель, следовательно, имеет меру во всём, кроме служения обществу.

    Принцип позитивности. Сила власти состоит в способности возделывать – сохранять, передавать, умножать.

    Принцип подстановки. Мощь власти — не в публичности, а прочности связей, умении выжидать, уходить от ответа, владеть секретами, больно и расчетливо жалить. В целях самосохранения властитель окружает себя защитным поясом из всевозможных приближенных и доверенных лиц, уполномоченных на прелиминарии; они амортизируют его отношения с социумом.

    Принцип твёрдости. Власть почитаема за логичность, последовательность, несгибаемость, связность действий, за готовность по необходимости идти на последние и крайние выводы. 

    Заключение. 

    В своей работе я попытался раскрыть феномен политической власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та снова, которая определяет политику. Власть существует везде, где есть совместная деятельность, это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

    Нельзя  не согласиться с мнением А. Здравомыслова, что власть является центром, своего рода, силового поля, напряженность в котором распространяется неравномерно. Можно сказать, что сама власть представляет собой определенную совокупность средств организации социального пространства через соответствующие точки напряженности, через линии искривления пространства. Там, где сопротивление власти минимально, наименьшим является и напряженность самого поля. Там, где появляются или существуют точки нелояльности, несогласия, неподчинения и протеста, возникает напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода. Если напряженность накапливается в центрах, жизненно значимых для всей системы доминирования и подчинения, а не в периферийных областях, то возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений.

    Еще раз следует подчеркнуть, что  любое совместное действие обязательно  предполагает определенное соотношение  между властью, авторитетом, с одной  стороны, и согласием с нею, ее легитимным признанием, с другой. С  этой точки зрения “вездесущность”  власти не является исключительным достоянием тоталитарного общества.

    Отчетливо осознавая, что люди страдают либо от чрезмерного давления власти, либо от безвластия, ни одно из направлений в современной науке не поддерживает ни авторитарно-тоталитарных теорий, выраженных, например, в формуле “одна нация — одно государство”, ни утопических концепций устранения властных отношений, создания общества без государства. Речь идет в них лишь об изменениях форм властвования, господства и подчинения, участия во власти и способах реализации гражданских прав.

    Итак, на этом я хочу закончить свою курсовую работу и, обобщая всё, что было сказано выше, сделать вывод: политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, придаёт им статус политических и является источником и основой политики, т. е. власть – первооснова политики. 

    Библиографический список 

    Авакян. С. А. Практика Российской государственности.// Вестник МГУ, Сер. 18 1997 №1

    Амелин  В. Н. Власть как общественное явление.// Социально-Политические науки. 1991. №2.

    Аристотель. Сочинения в четырех томах. //Т.4, М., 1984.

    Байтин. М. И. Государство и политическая Власть. //Саратов, 1972.

    Белов. Г. А. Институциональная система  политической власти.// Кентавр №4 1996.

    Вебер. М. Политика как призвание и профессия.// Вебер. М. Избр., произв., под ред., Ю. Н. Давыдова М., 1990.

    Дмитриев. Ю. А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества.// Государство и право 1994 №7

    Здравомыслов. А. Г Социология конфликта.// М., Аспект пресс 1996.

    Ильин В. В.. Власть.// Вестник МГУ, Сер12., Социально-Политические Исследования.,1992.№3

    Краснов. Б. И. Теория власти и властных отношений. //Социально-Политический журнал. 1994 №3-6.

    Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. //М., 1995.

    Пушкарева Г. В. Власть как социальный институт.// Социально-политический журнал. 1995 №2.

Информация о работе Политическая власть и политическое манипулирование