Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 15:10, реферат
В своих работах Ж.-Ж.Руссо выдвигает понятие естественного человека – целостного, доброго, биологически здорового, морально честного и справедливого. Естественное состояние, а не историческая реальность, стало рабочей гипотезой, которую Руссо добывает из глубины своих мыслей, желая понять, какая часть этого человеческого богатства была подавлена или угасла в процессе исторического развития общества.
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
«Истории, философии и политологии»
Доклад
на тему:
«Идеальное
государственное устройство в представлении
Ж. Ж. Руссо»
Выполнила
студентка
гр. ГК – 22
Усынина
Н.В.
Гомель 2011
I.
Ж.-Ж.Руссо о свободе и
В
своих работах Ж.-Ж.Руссо
В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей: «… неравенство едва заметно в естественном состоянии и его влияние там почти ничтожно, … возникает оно и растет в связи с последовательным развитием человеческого ума».
С появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между богатыми и бедными. «Я замечаю двоякое неравенство в человеческом роде: одно, которое я назову естественным или физическим, так как оно установлено природой, состоит в различии возраста здоровья, телесных сил и умственных или душевных качеств. Другое же может быть нравственным или политическим, так как оно зависит от своего рода договора и установлено или, по крайней мере, стало правомочным с согласия людей. Оно состоит в различных привилегиях, которыми одни пользуются в ущерб других, вот, например, что одни более богаты, уважаемы и могущественны, чем другие, или даже заставляют их повиноваться себе…».
Говоря
о свободе и равенстве, Руссо
в первую очередь имеет в виду
свободу от феодального порабощения
и уравнение граждан перед
законом. Но в отличие от многих других
представителей антифеодального движения
он как бы угадывает, что свобода
и равенство могут стать
Неравенство,
почти ничтожное в естественном
состоянии, усиливается и растет
в зависимости от развития наших
способностей и успехов человеческого
ума и становится, наконец, прочным
и правомерным благодаря
Вслед за уничтожением равенства последовали, по словам Руссо, «ужаснейшие смуты». Выход из такого положения, инспирированный доводами богатых и вместе с тем обусловленный жизненными интересами всех, состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, и ради выгоды нескольких честолюбивцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету».
Пришедшее на смену «естественному состоянию» гражданское общество явилось полным отрицанием предшествовавшего этапа исторического развития. В новом обществе исчезло первоначальное равенство людей, появились бедные и богатые, подвластные и господа. В гражданском обществе меньшинство получило возможность жить за счет тяжкого и унизительного труда покоренного народа. Неравенство частной собственности, дополненной политическим неравенством, привели, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.
Как совершился этот резкий переход в истории человечества? Руссо не дал и не мог дать научного ответа на этот вопрос. Знаменательно, однако, что главную причину исторического скачка он ищет все же в экономической сфере, в факте возникновения частной собственности.
Предметом
ожесточенных нападок Руссо стала
господствующая феодальная форма собственности.
Ограниченный условиями и понятиями
времени, он не мог возвыситься до
требования полной ликвидации всякой
частной собственности — этого
обязательного условия
II. Теория общественного договора Ж.-Ж.Руссо
«Человек
рожден быть свободным, а между тем
везде он в оковах», – такими словами
открывает трактат Руссо «Об
общественном договоре». Освободить человека
и вернуть ему свободу –
вот цель французского философа. Новая
модель общества основана на голосе сознания
общественного человека. «Переход от
естественного состояния к
В противовес феодальному обществу Руссо развивает свою концепцию «создания политического организма как подлинного договора между народом и правителем». При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека в гражданина, он видит в такой «ассоциации, которая защищает и ограждает всею общей силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде».
Каждый,
передавая в общее достояние
и ставя под единое высшее руководство
общей воли, превращается в личность,
и все свои силы превращает в нераздельную
часть целого. Последствия общественного
договора, по Руссо, таковы: «Немедленно
вместо отдельных лиц, вступающих в
договорные отношения, этот акт ассоциации
создает условное коллективное Целое,
состоящее из стольких членов, сколько
голосов насчитывает общее
Условия
перехода к государству Руссо
трактует следующим образом: то, что
отчуждается у каждого
Благодаря общественному договору все оказываются «равными в результате соглашения и по праву». Не отрицая самой частной собственности, Руссо вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном состоянии, считает Руссо, «ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один - быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать; это предполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых - умерение в скаредности и алчности».
В основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Руссо при этом подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая - интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц.
Отстаивая господство в государстве и его законах общей воли, Руссо резко критикует всевозможные частичные ассоциации, группы и объединения, которые вступают в неизбежную конкуренцию с сувереном. Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Это искажает процесс формирования подлинной общей воли граждан, поскольку оказывается, что голосующих не столько, сколько людей, а лишь столько, сколько организаций.
Проводимое Руссо различие воли всех и общей воли по-своему отражает то обстоятельство, что в гражданском состоянии имеется различие между индивидом как частным лицом (со своими гражданскими интересами) и тем же самым индивидом в качестве гражданина - члена «публичной персоны», носителя общих интересов.
Данное
различие, которое в дальнейшем легло
в основу концепции прав человека
и гражданина, сыграло значительную
роль в конституционно-правовом закреплении
результатов французской
Каковы
же следствия этого общественного
переустройства? «Чем больше отмирают
и становятся недействительными
естественные силы, чем значительнее
и долговечнее силы приобретенные,
тем более совершенно и прочно
социальное устройство. Таким образом,
когда каждый гражданин является
ничем и ничего не может без
участия всех остальных. И когда
приобретенная сила во всем равна
или превосходит сумму
Руссо
рассматривает радикальную
Информация о работе Идеальное государственное устройство в представлении Ж. Ж. Руссо