Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2010 в 01:30, Не определен
Реферат
Во внутренней политике России, конечно, будет всегда несколько больше авторитаризма, чем во Франции или в Германии. По крайней мере, при взгляде извне. Тут и фактор российского пространства, и соответствующие исторические традиции… Но на этой основе определенная часть нашего политического класса впадает, я бы сказал, в политологическое безумие…
Этатизм и патернализм
суть неизбывные тенденции развития
нашего общества. Россия не гомогенна,
ею нельзя управлять по одной модели, и
один из дефектов нынешней конституции
как раз в том и состоит, что она одинакова
для всех регионов страны. Чем разнообразнее
объекты управления, тем больше авторитаризма
требуется, если эти объекты не разобщены,
а входят в единую систему. При этом Россия
неизбежно - в силу своих истории и пространства
- является союзообразующим государством,
и при трансформации биполярного мира
в многополярную систему должна сохранить
эту свою роль, возглавив некую новую международную
союзную иерархию. Иначе она вынуждена
будет либо распасться, либо примкнуть
к какому-то другому полюсу и ему подчиниться.
За ее плечами - пять веков суверенности.
И потому, подобно авторитарной внешней
политике США, в российской внешней политике
неизбежно должны проявиться авторитарные
черты.
России необходимо
отказаться от практики, а главное -
идеологии догоняющего
Общий разговор о демократии возможен, но при непременном условии - нахождении наиболее общей и, по возможности, ценностно нейтральной рамки. А это означает, как минимум, два серьезных ограничения:
Во-первых, надо отказаться от телеологии, т.е. выстраивания некоей иерархии смыслов, увенчанной концепцией "истинной демократии". Такой подход максимально заряжен ценностными предпочтениями, в результате чего на вершине пирамиды (или, говоря по-иному, "в конце истории") оказываются совершенно разные "демократии": то либеральная, то советская, а то и в духе ливийской "джамахирии". И, поскольку наш разговор все равно засоряется ценностными предпочтениями, я, в порядке личной инициативы, начну с критики либеральной телеологии.
Во-вторых: в результате нашего разговора должно произойти отграничение понятия демократии от других, ибо не все, кто говорит о себе, как о демократах, и о своей стране - как о демократии, заведомо объективны; такие самоопределения всегда ценностно заряжены.
Если демократия
- это народовластие, то народ - это
общественно активное население, а не
только элиты. Это люди, которые не являются
профессионалами в принятии общественно
значимых решений. Но они могут принимать
коллективные решения по вопросам, которые
их затрагивают, прежде всего посредством
механизмов самоуправления. В современной
России это практически невозможно: как
только самоуправление становится чем-то
реальным, сверху приходят и давят его
под разными предлогами. Но из мирового
опыта мы знаем много примеров эффективного
самоуправления. Необходимо выработать
процедурные механизмы согласования локальных
решений в более широком масштабе. (2)
(2) - Полис №5 2008 год стр. 55-63
Заключение
При всем
разнообразии высказанных
Демократия есть развивающееся явление и, следовательно, развивающееся понятие. Оно включает в себя как существенные моменты (народоправство, участие общества в решении социальных и политических проблем, в управлении общественными делами), так и преходящие - связанные с формами и механизмами этого участия (прямая демократия, парламентское представительство, самоуправление, советы и т.д.). И если первый аспект является определяющим для демократии, то второй - может меняться в соответствии с уровнем развития общества, его традициями, типом политической культуры, теми или иными конкретными геополитическими и историческими вызовами. Важнейшим аспектом демократии является также свободный характер политического участия. Поэтому всякая попытка демократической модернизации общества будет успешной и устойчивой лишь в той мере, в какой именно общество станет ее основным субъектом.
Западная модель демократии - один из успешных вариантов развития политической системы, но было бы неправомерно отождествлять ее с демократией как таковой. Не только потому, что в любых конкретных политических моделях, даже самых демократичных, всегда присутствуют авторитарные и традиционные элементы, но и потому, что сама форма народоправства всегда определяется спецификой социума.
Сегодня, в условиях переходного периода, особенно велика опасность резкого "вскрытия истории". Общество, не привыкшее к ответственной гражданской свободе, не развившее традиций сознательного самоограничения, рискует превратить народоправство в хаос и очень быстро утратить и свободу, и равенство. С другой стороны, ограничение общественного участия в политике под предлогом опасностей для демократии, исходящих от незрелого общества, может послужить удобной ширмой для политики возвращения к авторитаризму. Очевидно, что России необходимо найти формулу оптимального противодействия обеим этим угрозам. При этом гражданская активизация общества становится важнейшим фактором выживания социальной системы, обеспечения ее гибкости и устойчивости.
Список
литературы
Информация о работе Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта