Человеческое измерение политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2010 в 16:31, Не определен

Описание работы

1. Происхождение политики.
2. Мораль и политика: общее и специфическое.
3. Цели, методы и средства в политике.
4. Политика как наука и искусство.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Политология1.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

    Несмотря  на негативное влияние на политику безнравственных действий, в некоторых  ситуациях полный отказ от них  может иметь еще худшие последствия. Противоречия между целями и средствами политики существуют реально и не всегда могут разрешаться за счет отказа от целей из-за опасения применения сомнительных в нравственном отношении средств.

    Разрешение  таких противоречий может быть найдено в процессе нравственного соизмерения целей и средств политики. Известно, что нравственные ценности имеют иерархическую структуру. Одни из них - более значимы, чем другие. Так, например, пожертвовать жизнью ради спасения других людей - несравненно более нравственный поступок, чем пожертвовать для бедных небольшую часть своего дохода. Точно так же и безнравственные дела существенно различаются на шкале моральных ценностей: одно дело - убийство человека и совсем другое - безобидное лукавство.

    Применительно к политике это означает, что в ней бывают ситуации, когда человек должен действовать по принципу меньшего зла, подобно врачу, утаивающему от больного губительную или вредную для него правду. Еще Платон в проекте своего совершенного государства оправдывал применение лжи в "лечебных" для народа целях. "Правителям, - писал он, - потребуется у нас нередко прибегать ко лжи и обману - ради пользы тех, кто им подвластен. <...> Подобные вещи полезны в виде лечебного средства"

    "Лечебность" безнравственных средств в политике в целом сомнительна. Единожды солгав в благих намерениях, человек намного легче делает это вторично. С каждым разом у него усиливается соблазн безнравственных действий. Длительное же применение безнравственных средств в политике разлагающе действует как на самих лидеров, так и на их сторонников, подрывает доверие и у оппонентов, и у союзников и в конечном счете не только ведет к нравственной деградации людей, использующих такие средства, но и ставит под сомнение эффективность проводимой ими политики.

    Не  все мыслители прошлого были столь  решительны, как, например, Платон или  Макиавелли, в оправдании применения в политике лжи во спасение. Так, выдающийся философ-гуманист Иммануил Кант, в целом отрицательно относясь ко всякому обману, советовал политикам избегать ситуаций, в которых ложь более нравственна, чем правда.

    Современная наука не может определить, какие  средства являются нравственными и  эффективными применительно ко всем случаям практики, но она в состоянии  установить гуманистические пределы в использовании средств для достижения определенных политических целей. Так, например, наукой убедительно доказано, а историей практически подтверждено, что в современных демократических государствах использование политического террора или вооруженных восстаний для достижения групповых интересов или даже самых прекрасных и благородных целей не только безнравственно, но и преступно перед обществом. Точно так же в современных условиях нравственно недопустимо использование ядерного или других видов оружия массового уничтожения для решения спорных международных вопросов.

    Все это свидетельствует о том, что  для реализации политических целей  приемлемы далеко не любые средства. От тех целей, достигнуть которые  можно лишь с помощью явно антигуманных действий, следует отказаться. Наиболее несовместимы с нравственностью насильственные средства.

 

    4. Политика как наука и искусство

    Органическое  сочетание объективного и субъективного  в политических отношениях, их зависимость  от качеств личностного, культурного, психологического порядка отражено в этой известной формуле. Какой смысл в нее вкладывается?

    Отношение к политике как к науке предполагает обязательный чет ее зависимости  от целого комплекса объективных  обстоятельств и закономерностей, это предполагает отказ от ее рассмотрения как сферы произвола личности или группы.

    Важнейшим условием, способствующим отражению  действующих вне и внутри политики объективных обстоятельств, служит изучение исторического опыта, внимательное отношение к его урокам, стремление к наиболее полному отражению, чету в политической деятельности всего многообразия факторов, которые на нее влияют. Присутствие объективного момента

    политике, ее зависимость от предыдущих событий  создают возможность предвидения  или даже моделирования политических процессов, хотя, конечно, это можно сделать лишь с определенной степенью вероятности.

    Своеобразие политики как вида деятельности и  социальных отношений ведет к  признанию ее и видом искусства, смысл которого заключается в  умении видеть ее специфику, зависимость как от объективных, так и от субъективных обстоятельств, факторов, которые ни в какую логику не укладываются и требуют постоянной готовности от людей, ею занятых, к встрече с новыми ситуациями, требующими творческого отношения к своей деятельности. Здесь нельзя абсолютизировать значение прошлого опыта, сложившихся схем политического поведения, привычных способов решения проблем. Эта особенность политики открывает возможность включения в нее и интуиции, и всей гаммы человеческих эмоций, и широкого спектра норм морали и стереотипов культуры, поэтому «в политике необходимо действовать сразу и хорошо, здесь нет возможности проверить гипотезу, оставить вопрос, чтобы вернуться к нему позже, и т. д. Если проблема установлена, цель поставлена — надо действовать» .

    Любые политические события несут на себе отпечаток своеобразия участвующих  в них людей, культурной, эмоциональной  среды, в которой они сформировались, зависят от традиций мышления и действия.

    Но  если условия и направления политики столь многообразны, то не менее многообразными должны быть средства, которые здесь используются. Выбор их и момент их применения служат важнейшим проявлением искусства политики, требующего высокой степени рациональности в принятии политических решений и их реализации. «Сердце государственного человека должно быть у него в голове»,— считал Наполеон.

    В политике мы, по сути, имеем дело с  особым состоянием элементов реальности — с их постоянным изменением, текучестью, ведь важнейшие ее компоненты: решения, процессы, действия, отношения, события — таковы, что они никогда не остаются равными самим себе даже в течение коротких промежутков времени. Изменяющиеся обстоятельства требуют новых усилий, новых решений и новых средств их проведения в жизнь. Отсюда следуют по крайней мере два важных вывода. Во-первых, детерминация политики есть процесс: уже в ходе развертывания политического действия или отношения появляются новые обстоятельства и факторы, которые влияют на результат, причем зачастую решающим образом. Учет этих порождаемых самим действием новых обстоятельств и моментов и делает политику искусством — видом деятельности, ориентированным на творчество, на действие в поле взаимодействия многообразных, в том числе случайных, обстоятельств. Поэтому, по мнению, например, О. Бисмарка, «в политике нельзя составлять план на длительное время вперед и слепо действовать в его рамках». Во-вторых, отношение к фактам политики не как к застывшим, раз навсегда данным состояниям, (константам), а именно как к процессам, находящимся в становлении, делает выбор наиболее удачного момента и места включения человека в этот процесс большим, дающимся с опытом искусством. Один из советов Н. Макиавелли заключается в том, что «все мудрые князья должны иметь в виду не только настоящие затруднения, но и будущие и со всей энергией принимать меры против этих последних. Ведь если предвидеть их заранее, то нетрудно будет бороться с ними; если же дождаться их приближения, то лечение будет уже несвоевременно, ибо болезнь стала неизлечимой» . Воздействовать, контролировать политические явления на ранних этапах их становления легче, нежели на стадии зрелости.

    Искусство политики заключается, таким образом, в трудной работе по обеспечению  сочетания весьма многообразных  и противоречивых свойств этого  феномена, в способности не впадать в крайности, абсолютизацию того или иного из ее аспектов. С такой абсолютизацией мы постоянно встречаемся, когда в политике видят процессы, подчиняющиеся только естественным или техническим закономерностям, действующим без заметного участия человеческой воли и энергии, или, наоборот, когда влияния никаких иных факторов, кроме качеств субъекта политики, не признается, а всякое рациональное влияние на политические процессы исключается.

 

    Список  используемой литературы:

  1. Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
  2. Козырев Г.И. Политология: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2006.
  3. Панарин А.С. Политология: Учебник. М.: ООО « ТК Велби», 2003.
  4. Политология. Учебник для вузов / под ред. М.А.Василика. М.: Гардарики, 2003.
  5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА,2001.

Информация о работе Человеческое измерение политики