Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2010 в 16:55, Не определен
альдорфская педагогика опирается на идею Р. Штайнера, суть которой в том, что все силы — души, мысли, чувства, воли — ребенка составляют единое целое. Обучение должно воздействовать не только на интеллект, но на всего человека в целом. Интеллект — лишь одна из душевных составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к одностороннему развитию ребенка, к различным болезням.
Вальдорфская школа и государственный стандарт
Современная
система обучения ориентирована
на государственные
Преподавание эпохами
Известно, что многие предметы преподаются эпохами. Чем старше класс, тем бывает труднее выстроить план эпох — так некоторые предметники являются совместителями, поэтому бывает, что учителя могут преподавать предмет только часами — 1—2 раза в неделю.
Педагогический идеал и действительность
Часто можно услышать упрек в том, что вальдорфская педагогика далека от реальной жизни, что дети, вышедшие за пределы теплой домашней обстановки («школа-дом родной»), не смогут сориентироваться в жестоком и «невальдорфском» мире. Хочется ответить на это словами Р. Штайнера:
«Мы хотим воспитать детей так, чтобы они не теряли связи с жизнью, с современным социальным строем… Перед нами стоит чрезвычайно трудная задача: с одной стороны, осуществить наши педагогические идеалы, с другой — сохранить тесную связь с жизнью, такой, какова она есть».
Р. Штайнер. Организация вальдорфской школы. Оксфорд, август 1922 год.
Доказательством
сказанному служит то, что выпускники
вальдорфской школы успешно учатся
в престижных ВУЗах, социально активны.
Многие из них выбирают педагогические
специальности.
О вальдорфской педагогике в России и странах СНГ
Вальдорфской педагогике в России более 15 лет. Западной вальдорфской школе 85. Сейчас в России насчитывается 26 школ, половина из которых — государственные. География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна: от Москвы и Петербурга до Ижевска, Красноярска, Тюмени, Ухты и т. д.
Непонятное для русского уха слово «вальдорф» пугает неискушенных. Часто можно услышать обвинения этой педагогической системы в ее якобы закрытости, изолированности и чуждости для русского человека. Хочется опровергнуть это заблуждение.
На самом деле, эта зарубежная педагогическая система хорошо привилась на русской почве не случайно. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны многим русским передовым педагогическим системам рубежа веков и последующего времени (Л. Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили и др.).
Вальдорфская педагогика в кругу передовых педагогических идей ХХ века
Биография Р. Штайнера свидетельствует о высочайшей культуре духа этого человека. Р. Штайнер был довольно тесно связан с русской культурой начала века, философ и ученый возлагал большие надежды на Россию.
Вальдорфская школа — «свободная школа». А первое слово о «свободной школе» принадлежало Л. Толстому. По словам писателя-педагога, свободная школа не та, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными. Главная задача школы — возбуждение интереса к учению. И всякая учеба должна быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Основным методом обучения является опыт живого общения двух людей — учителя и ученика. Обучение и воспитание соединяется в предмете.
Особенность вальдорфской педагогической системы — преподавание эпохами. Можно сказать, что в основе этого метода лежит идея погружения, старая как мир. В 1915 году (!) русский педагог П. М. Луговской предлагает внедрить этот метод, потому что существовавшая тогда система учения, построенная на чередовании предметов в школьном расписании (что сохранилась и по сей день), «не дает возможности углубляться и вдуматься ни в один из них, прививает привычку к накоплению механически наслоенных знаний, без усвоения их». Надо добавить, что метод погружения активно применял в своей практике педагог-новатор М. Щетинин и А. Тубельский. Психологическое обоснование метода погружения находим у А. Ухтомского, который говорил, что человеческое поведение подчиняется закону доминанты, когда жизненно значимая деятельность осваивается быстрее и лучше. При традиционном же расписании каждая последующая доминанта (предмет) обесценивает предыдущую.
Краеугольный камень вальдорфского обучения — это феноменологический подход к материалу изучения: сначала живой опыт, наблюдение — потом описание — и в конце осмысление, формулировка. Известный советский педагог и ученый М. Сухомлинский в 50-е г. ХХ в. также утверждал, что нужно «не сообщать истину, а открывать ее». Он придавал исключительное значение, исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, чтение, экспериментирование. «Чувство удивления — могучий источник желания знать». Классическое правило Аристотеля — мышление начинается с удивления.
В
системе Сухомлинского звучат отголоски
и других педагогических воззрений Р.
Штайнера. Так, например, большое внимание
уделяется в младших классах вальдорфской
школы (и в детских садах) рассказыванию
сказок. У Сухомлинского читаем: «Если
вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал
умным, любознательным, сообразительным,
если у вас есть цель утвердить в его душе
чувствительность к тончайшим оттенкам
мысли и чувств других людей, — воспитывайте,
пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой
слова, мысли; а красота родного слова,
его волшебная сила раскрывается, прежде
всего, в сказке. Сказка —
это радость
мышления; создавая сказку, ребенок
утверждает свою способность к творчеству
и тем самым чувство
Р. Штайнер образно характеризовал ребенка как орган чувств. Об этом же пишет Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… Я стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками, проявлял и развивал свою наблюдательность не только вопросами, но и трудом».
Р. Штайнер разработал также антропологическое учение о трехчленности человеческого существа (тело, душа, дух), он утверждал, что в воспитании и образовании участвует весь человек. О целостном подходе к ребенку уже в наше время постоянно говорил и выдающийся педагог и мыслитель С. Соловейчик: «Обращаясь лишь к памяти и сообразительности, можно учить большую часть детей, но если вы хотите учить всех, вы должны видеть ребенка в целом». Один из главных принципов вальдорфской школы — принцип всеобщего обучения, без отбора и деления детей по способностям.
Еще один принципиальный момент вальдорфской педагогики — идея классного учителя, духовного наставника. Штайнер огромное внимание уделял подготовке учителей, утверждая, что для ребенка 7—14 лет очень важна личность взрослого, который находится рядом. То же самое читаем у Сухомлинского: «Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Без постоянного духовного общения учителя и ребенка. Без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической».
Вальдорфский подход к ребенку — бережный и психологический выверенный — основан на идее педагогической поддержки ребенка. Эти идеи нашли свое воплощение в 90-е гг. ХХ в. В основе педагогики поддержки постоянное отслеживание классным воспитателем и учителями эмоционального состояния ребенка.
В вальдорфской школе отсутствует вечный детский страх перед оценкой. Оценок до перехода в старшие классы детям не ставят. Многие русские педагоги-новаторы либо видоизменяли традиционный подход, либо вовсе отказывались, подобно Штайнеру, от формальной оценки. Так, одна из главных идей школы Амонашвили: «Педагогика должна быть экологически чистой, т. е. не силовой». Один из принципов Амонашвили — отсутствие оценочных баллов. Из класса в класс дети переходят с пакетом творческих работ и характеристикой учителя.
Вальдорфская педагогика придает большое значение человеческим связям и отношениям. Поэтому так важна в школе творческая деятельность учителей, детей и родителей — создание проектов, организация выставок, поездок, походов, постановка спектаклей и т. д. Многие русские учителя-вальдорфцы знакомы с опытом И. Иванова — создателя методики коллективных творческих дел (коммунарская методика), когда с первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству. Основное правило — все творчески, иначе — зачем? Главная идея И. Иванова: жизнь детей должна быть наполнена массой событий, авторами которых становятся они сами. Дети обожают быть вместе — надо дать им эту возможность. Коммунарский круг, который проводится в начале и конце творческого дела, сродни общему кругу в вальдорфской школе.
Наряду
с педагогической системой Штайнера
столь же длительное испытание временем
прошли еще две педагогических системы,
возникшие почти одновременно с
вальдорфом — это система Монтессори
и школа Френе. Основательница метода
Мария Монтессори так же, как и Штайнер
особое внимание уделяла организации
пространства, в котором происходит жизнь
и обучение детей. Важным моментом жизни
детского коллектива в школах и садах
Монтессори также является общий круг,
на котором взрослые и дети обсуждают
различные события. В школах Монтессори
дети ведут проективную деятельность.
Вальдорфский детский сад
Вальдорфцы особенно трепетно относятся к детям, которые должны переступить порог школы — к первоклассникам. Ведь и для них, и для их родителей это важное событие в жизни. К нему ребенок должен подойти душевно и физически готовым. С каждым кандидатом в первый класс внимательно работают педагоги, родителям детей разъясняют принципы работы общеобразовательной вальдорфской школы.
Замечательно, когда дети приходят в школу после вальдорфского детского сада. Эта преемственность в работе воспитателей и учителей сказывается наилучшим образом в школьной жизни маленьких учеников. Собственно, те, кто ходил в вальдорфский детский сад, как правило, хотят пойти в вальдорфскую школу. Помешать может лишь расстояния большого города.
«Сад для детей»
В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в Москве в 1987 году был создан домашний детский сад. А в 1991 году в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые вальдорфские общеобразовательные школы.
В настоящее время в нашей стране действует около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов.
Основные идеи и принципы работы
Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» интеллектуальное развитие в ущерб всему остальному. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности — прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.
Основные принципы работы вальдорфского детского сада: воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия; культивирование многообразных форм игровой деятельности; создание пространства, способствующего развитию свободной игры; занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия); создание атмосферы, благоприятной развитию.
Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы напоминает скорее жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения».
Особенности вальдорфского детского сада бросаются в глаза сразу: разновозрастной состав групп, особая эстетика интерьера и игрушек, творчество воспитателя и детей, пронизывающее все занятия и атмосферу дсада, активная вовлеченность родителей, особого рода внимательная сдержанность и доброжелательность воспитателей. Элементы традиционной народной культуры: песни, игры, сказки, хороводы, ремёсла, а также праздники, которые «проводят» детей через кругооборот года, — органично вливаются в педагогическую деятельность.