Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 10:09, реферат
Стремление избавиться от ребенка, как правило, не осознается. Учитель считает, что он ругает ребенка, ставит двойки, делает замечания, противопоставляет одноклассникам, чтобы тот стал лучше. А на самом деле он провоцирует ребенка на поступки, которые дадут повод говорить о переводе в спецшколу.
Поэтому, прежде всего, стоит подумать о собственной мотивации. Если ребенок как соринка в глазу и кажется – «вот сейчас я от него избавлюсь, и все будет хорошо», следует честно себе в этом признаться и, наверное, уходить из школы. Ведь педагогом не может быть человек, который думает: «С хорошими детьми я могу работать, а с плохими – не могу». Это такая же недопустимая вещь, как если бы врач заявил: «Какая гадкая травма! Уберите этого больного – я не буду его лечить».
Школьные
конфликты
Среди наших учеников всегда находится один-другой «трудный ребенок». Двоечник. Прогульщица. Хулиган. Грубиянка. В большинстве случаев мы просто терпим их присутствие и облегченно вздыхаем, когда они покидают школу. Практика не из лучших.
Но речь о
подготовке учителя к работе с
детьми девиантного поведения заходит
все чаще. И в первую очередь
встает вопрос о пересмотре позиций
самого педагога.
Помочь трудному
ребенку
Несколько практических рекомендаций, которые могут пригодиться каждому учителю
Взаимодействие с трудными детьми учителю хорошо бы начать с простой рефлексии: ответить на вопрос «чего я хочу?». Хочу помочь этому ребенку или избавиться от него?
Стремление избавиться
от ребенка, как правило, не осознается.
Учитель считает, что он ругает ребенка,
ставит двойки, делает замечания, противопоставляет
одноклассникам, чтобы тот стал лучше.
А на самом деле он провоцирует ребенка
на поступки, которые дадут повод говорить
о переводе в спецшколу.
Поэтому, прежде всего, стоит подумать о собственной мотивации. Если ребенок как соринка в глазу и кажется – «вот сейчас я от него избавлюсь, и все будет хорошо», следует честно себе в этом признаться и, наверное, уходить из школы. Ведь педагогом не может быть человек, который думает: «С хорошими детьми я могу работать, а с плохими – не могу». Это такая же недопустимая вещь, как если бы врач заявил: «Какая гадкая травма! Уберите этого больного – я не буду его лечить».
А вот если учитель
хочет работать с ребенком, но не
знает как, ему можно помочь.
Поймите причину
Прежде всего
стоит попытаться найти изначальную
причину неправильного
Часто причиной проблем бывает семья: алкоголизм, постоянные ссоры родителей, их чудовищная психологическая неграмотность… Но и во внешне благополучных семьях ребенок может испытывать жуткий дискомфорт. Это бывает, например, когда отец, окончивший школу с золотой медалью и институт с красным дипломом и вообще успешный во всех делах, унижает ребенка, требуя от него отличной учебы и примерного поведения.
И очень часто
причина кроется, увы, в педагогической
запущенности. Ребенку не повезло. Первый
учитель оказался нетерпеливым, плохо
воспитанным, непрофессиональным или
просто неопытным. Предположим, ребенку
очень хочется учиться хорошо,
он старается, но у него не получается.
Часто бывает и так, что с точки зрения
ребенка получается хорошо, а с точки зрения
учителя – плохо. Учитель ставит двойки,
и происходит самое страшное: ребенок
начинает думать, что он плохой. Естественно,
он начинает бояться школы и не любить
учителей.
Мой старший сын в первом классе писал диктант и к каждой буковке пририсовал красивый, с его точки зрения, хвостик. Учительница очень возмутилась и поставила ему единицу. Он до сих пор помнит эту обиду.
Один из самых главных принципов работы с трудными детьми: никогда не действовать по первому импульсу. У нас на каждую ситуацию в запасе один «патрон»: выстрелишь в цель – добьешься успеха, промажешь – ошибку уже не поправить.
В этой связи
совет молодым учителям: «Если ты
не знаешь, что делать, не делай ничего.
Оставь эту ситуацию, пока ты ее не обдумаешь».
Найдите оправдательный мотив
Очень важно ввести ребенка в социум класса. Здесь надо быть готовым к тому, что рано или поздно у одноклассников возникнет резко негативное отношение к какому-то поступку ребенка: «А вы знаете, он…». В такой ситуации учитель должен найти оправдательный мотив.
В моем классе был очень артистичный и очень сложный мальчик Алеша. Однажды его одноклассники возмущенно мне сообщили: вы знаете, Лешка сегодня ходил по коридору в фашистской фуражке и кричал «хайль, Гитлер!». Чтобы избежать конфронтации, я сказала: «Ребята, Леша у нас актер. Он еще не может играть положительные роли и пока осваивает отрицательные. Он в образе. Разве это кому-то мешает?» Ребята посмеялись, а Леша намотал на ус, что положительные роли труднее.
Сейчас Алексей
учится во ВГИКе, снимается в кинофильмах.
Научитесь прощать
Трудный ребенок
постоянно пребывает в
Обезоруживайте спокойствием
Вообще у каждого учителя есть свои способы избегать ненужных конфликтов. Когда ученик явно настроен на ссору, я пытаюсь добиться того, чтобы он сам для себя объяснил цель своих слов или поступков. Недавно ученица на мою просьбу пересесть за другую парту грубо и агрессивно отрезала: «Еще чего?!» Я спросила: «Ты, наверное, хотела попросить разрешения досидеть этот урок на прежнем месте?» Она подумала и говорит: «Да-а». Я попросила ее высказать свою просьбу цивилизованно, и конфликт был исчерпан.
По сути, это
способ научить ребенка правильному
общению с миром. И постепенно, хотя и не
скоро, ребенок научится выражать свои
мысли спокойно и без агрессии.
Договаривайтесь с родителями
К сожалению, у
педагогов часто возникает
Это поразительно, но, по статистике, многие родители убеждены: чем больше мы будем его ругать, чем сильнее наказывать, тем лучше будет ребенок.
Папам и мамам
бывает нелегко объяснить, что ребенка
надо любить, уважать и терпеть. Но надо
стараться, искать доходчивые аргументы.
С одним папой мне удалось найти общий
язык, перейдя на шутливый тон: «Вас приучили
к тому, что вы понимаете только когда
вас бьют. Вот в следующий раз я вас буду
бить и объяснять, что ребенка бить не
надо».
Не усложняйте ситуацию
Есть простые психологические приемы.
Когда ученик стоит,
с ним не стоит общаться сидя.
Можно разговаривать стоя, но лучше
предложить ученику сесть. В противном
случае получается, что на сознательном
уровне восприятия учитель пользуется
своей начальственной привилегией. А на
подсознательном уровне ученик психологически
занимает доминирующую позицию – сверху
вниз. Слова, звучащие снизу, не воспринимаются
как что-то весомое.
Для доверительной беседы лучше, чтобы лицо ребенка было на уровне лица взрослого. Если же нужно «наехать» на ребенка (такое тоже бывает), надо постараться сесть так, чтобы его лицо было чуть ниже. Очень полезно записывать уроки и внеурочное общение с детьми на диктофон, особенно если в классе возникла проблема или предстоит жесткий разговор с учеником. Свои первые записи я сделала в классе, где учился гиперактивный, страшно вертлявый мальчик. Прослушивание привело меня в ужас: оказалось, что каждые две минуты я делаю ему замечание: «Федя, замолчи! Федя, сядь спокойно!»…
Нина ИВАЩЕНКО
Литература по теме…
Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб, «Сударыня», 1998.
Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
Петрунек В.П., Таран Л.Я. Младший школьник: Заметки врачей-психоневрологов. – М., 1981.