Растаманы. Растафарианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 18:42, реферат

Описание работы

Растафарианство — монотеистическая авраамическая религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-х годах, которая привела к образованию музыкального стиля регги в 1960-х. Его сторонники называются растаманами или раста.

Растафарианство не очень организованная религия, большинство раста не требуют участия в каких-либо конфессиях, чтобы таким образом поддерживать друг друга и найти веру и вдохновение в себе, хотя некоторые из них определены в одни из «Особняков Растафари» — три наиболее известных из них это Nyahbinghi, Бобо Ашанти и Двенадцать колен Израилевых

Файлы: 1 файл

раста.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Растама́нами в мире традиционно называют последователей растафарианства.

Растафарианство — монотеистическая авраамическая религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-х годах, которая привела к образованию музыкального стиля регги в 1960-х. Его сторонники называются растаманами или раста.

Растафарианство не очень  организованная религия, большинство раста не требуют участия в каких-либо конфессиях, чтобы таким образом поддерживать друг друга и найти веру и вдохновение в себе, хотя некоторые из них определены в одни из «Особняков Растафари» — три наиболее известных из них это Nyahbinghi, Бобо Ашанти и Двенадцать колен Израилевых.

Название Растафари происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I, до коронации известного как Рас Тафари Маконнен. Растафари считают, что Хайле Селассие I является воплощением Бога Джа.

Основа растафарианства — любовь к ближнему и отказ от западного общества, которое растаманы называют «Вавилон», имея в виду больше метафорический Вавилон, чем историческую область месопотамских городов-государств. Они провозглашают Африку (Сион или Зион) в качестве первоначальной родины. Растафарианство включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи, к примеру такие, как социально-политические взгляды и учения ямайского публициста и организатора Маркуса Гарви, он также часто рассматривается, как пророк. В растафарианстве распространено духовное потребление каннабиса (не обязательно).

К 1997 году насчитывалось  около 1 000 000 растафари во всем мире, сегодня растафарианство распространилось в большинстве стран мира в  основном за счет регги, наиболее ярким примером является ямайский певец Боб Марли(1945—1981) и его дети.

Верования.

Растафарианские конфессии  достаточно разрозненны, их учения часто  друг другу не соответствуют. Одной  из известных сторон растафарианства  является христианская ветвь (влияние Эфиопской православной церкви) и пророчества ямайского лидера движения «Назад в Африку» Маркуса Гарви. В одной из речей в Единой негритянской ассоциации по улучшению (United Negro Improvement Association) Маркус Гарви сказал, что нужно ожидать знамения пришествия: коронации «чёрного» царя в Африке. Многие решили, что предсказание свершилось, когда в 1930 году Рас (принц) Тафари, взявший имя Хайле Селассие I, был коронован императором Эфиопии. Последователи растафари на Ямайке верят, что Селассие является потомком библейского царя Соломона и царицы Савской(легенда о происхождении «Соломоновой династии») содержится в книге «Кебра Нагаст»), и почитают его как Бога (Бога-Отца) — царя царей и мессию.

Согласно христианскому  толкованию растафарианской интерпретации Библии, чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Иеговой (Джа) в рабство белым (европейцам и их потомкам, колонизировавшим Африку) в наказание за грехи и должны жить под гнётом Вавилона, современной социально-политической системы, основанной на западных либеральных ценностях, в ожидании пришествия Джа, который освободит их и уведёт в «рай на земле» — Эфиопию.

Отличительным свойством  религии Раста является то, что  они не занимаются обращением в свою веру, так как человек должен открыть  в себе Джа самостоятельно. В ожидании Исхода растаман (последователь растафари) должен культивировать «африканскую» самобытность, стремясь отличаться от «слуг Вавилона» как внешне, так и внутренне. Их этическая система основывается на принципах братской любви, доброжелательности ко всем людям и неприятии западного образа жизни.

Основа доктрины — Holy Piby

Рэгги

Идеи растафари  распространились в 1970-х годах благодаря музыкальному стилю регги, возникшему на Ямайке и особенно популярному в США, Великобритании и Африке. Основой регги является калипсо и национальная ямайская музыка (основанная на ритме барабанов Найабинги). Появившийся в 60-х годах стиль ска стал основой, на которой возникло регги — музыка, построенная на тех же принципах, что и ска, но с более медленным, размеренным темпом, укороченной басовой линией и жёстким ритмом (вместо 2/4, используемых в ска, музыканты стиля регги использует ритм 4/4).

Одна из вариаций стиля — это даб, инструментальная версия с множеством эффектов. Позже, в 80-х, на основе рэгги появились дансхолл — музыка ямайских танцплощадок, рагамаффин и реггейшн — музыка диджеев, более танцевальная и ритмичная. Тексты песен регги, проповедующие христианство, со временем становились всё более и более политизированными, направленными против социальной и экономической несправедливости, превратившись в голос угнетённых и в то же время не унывающих, когда в раннем дансхолле царили пошлость и вульгарность. Среди пионеров-создателей регги выделяются Банни «Вейлер» Ливингстон, Ли «Скрэтч» Перри, Питер Тош и Боб Марли. Из современных исполнителей музыки регги можно выделить известного ивуарийского певца Альфа Блонди.

История раста

В начале 1990-х годов на постсоветском пространстве образовалась особая молодёжная субкультура, представители которой также называют себя растаманами. При этом они зачастую не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Некоторым этого достаточно, чтобы считать себя растаманами, некоторые более приближены к растафарианской концепции — многие слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации комбинацию цветов «красный-жёлтый-зелёный» (например, в одежде), некоторые носят дреды. Однако мало кто искренне отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, соблюдает растафарианский пост «айтал» и т. п. Однако многие истинно верующие русские растаманы считают, что репатриация и панафриканизм просто бессмыслен, по причине того, что русские растаманы никакого отношения к чернокожим и Африке, по сути, не имеют. В странах СНГ панафриканизм был замещен идеей «Сиона внутри себя», которая звучит так: «Сион это не место в физическом, материальном мире. Не в Африке или Израиле или где-либо еще. Сион находится в душе каждого человека. И стремиться к нему нужно не ногами, а поступками, мыслями, добром и любовью».

Как бы то ни было, в  русскоязычной среде слово «растаман» прочно связалось с этой группой (но не полностью тождественно ей). Слово по похожему принципу может использоваться и в других языках для обозначения просто любителей марихуаны без религиозной подоплёки. Так, в испаноязычных странах словом «растас» могут называть дреды.

Субкультура в СНГ

Возникновение «растаманов» в СНГ произошло вместе с формированием других молодёжных субкультур на фоне распада СССР. «Растаманов» можно выделить особо в связи с тем, что в нынешнем СНГ наблюдается заметный рост объемов употребления марихуаны (данный вывод можно сделать лишь субъективно, так как сбор статистики по этому вопросу сильно затруднён). Многие из курящих уже не являются «молодёжью» и не причисляют себя к «растаманам», но их идеологически сближает нелегальный статус наркотика, так как они испытывают одинаковые трудности, связанные с его приобретением.

По-видимому, вопрос самоидентификации употребляющих  коноплю бывших советских граждан  был решен на базе бренда конопли как атрибута растафарианства. Известное в СССР понятие «наркоман» не могло быть принято из-за несоответствия стереотипному образу такового в народе: потребителям конопли не близки темы шприцовСПИДаломок и пр. — следовательно, была потребность в самоназвании.

Одним из пионеров растаманского движения в России является работающая в стиле регги музыкальная группа «Джа Дивижн», появившаяся в 1989 году. Стиль регги, популяризованный растафарианцами и сопутствующий культу марихуаны, был принят русскоязычными «планокурами». Музыкальный фактор в стране, недавно отгороженной железным занавесом от существенной части мировой культуры, играл крайне весомую роль, оказывая существенное влияние на русскоязычную молодёжь 90-х. Поэтому на выбор самоназвания могло, в числе прочего, повлиять распространение записей русскоязычных регги-коллективов, где, в частности, лидер «Витя Ак» Герберт Моралес однозначно указывает на параллель курения конопли с «растаманами». Принадлежность к «философии Раста» декларирует и известный российский рэп-исполнитель Децл. Ещё один характерный представитель — Рома В. П. Р.

Сейчас в Москве, Петербурге и других городах существуют достаточно большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия (обычно концерты или фестивали), поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы — по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли (при этом следует отметить, что «чёрное» растафарианство — крайне многообразная культура со множеством разновидностей и некоторые ортодоксальные растаманы негативно относятся к музыке регги из-за её коммерциализованности, а некоторые не курят марихуану; есть и растаманы-политики, например новозеландский депутат Нандор Танцош). В свою очередь, петербургская регги-группа АКИМАМА сознательно дистанцируется от ортодоксального растафарианства и называет свой стиль urban reggae:

Мы сошли с тропинки, на которой висела табличка "roots reggae". Теперь мы движемся по скоростной трассе, именуемой "urban reggae". Roots умер во второй половине XX века. Глупо в XXI столетии "делать" roots . Мы движемся дальше.

Позиция

Обычно растаманы  выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в песнях, атрибутике (в очень большом количестве сувенирных лавок мира имеются товары с растаманской символикой), политических декларациях (например, участие в ежегодном «Конопляном марше»).

Общим местом у «русских»  и «оригинальных» растаманов также  является позитивное отношение к Джа и негативное отношение к т. н. «вавилону» как прагматической социально-политической системе, основанной на западной материальной культуре.

Многие растаманы  также негативно относятся к  приёму опиатов, амфетаминов и алкоголя, называя их «чернушными» наркотиками, а также негативно к приёму психоделиков, что вовсе не роднит их с субкультурой хиппи, как принято считать, а даже наоборот отталкивает. Во всем мире растаманов считают гангстерами и лишь в России и странах СНГ в связи со сложившемися стереотипами их приравнивают к хиппи.

Фольклор

Субкультура постсоветских  растаманов породила особый фольклор, развитию которого способствуют характерные психоактивные особенности коноплесодержащих препаратов — под их воздействием возрастает тяга к рассуждениям, фантазии и творчеству. Достаточно широкую известность приобрёл лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который в первой половине 90-х стал собирать и обрабатывать устное творчество украинских и российских растаманов и в 1995 году создал проект «Растаманские народные сказки». Работы Гайдука неоднократно издавались, выходили аудиокассеты и диски, сейчас он часто ездит по разным городам и читает сказки перед аудиторией в рамках различных субкультурных мероприятий. По предположению Гайдука, численность приверженцев «конопляной идеологии» в современной России может составлять до 4—5 % населения.

О субкультуре «растаманов» стран СНГ и традициях употребления конопли (как и других наркотиков) на постсоветской территории периодически упоминают в своём творчестве многие современные деятели русскоязычной культуры — музыканты, писатели, создатели фильмов. Например, широко известна песня «Растаманы из глубинки» Бориса Гребенщикова.

 

Растаманские народные сказки

«Растаманские народные сказки» — проект по сбору и литературной обработке фольклора любителей психотропной конопли. Возник в 1995 г. в Полтаве (Украина), основной автор-координатор — Дмитрий Гайдук. В 1998—2000 г. материалы проекта распространились в пределах СНГ и среди русскоязычной диаспоры многих стран мира. Часть материалов проекта издана в виде одноименной книги (Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000, существуют и другие издания).

Тексты проекта оформлены в виде кратких новелл фантастического и анекдотического характера, сохраняющих лексические истилистические особенности «конопляного» дискурса. Для создания текстов используются не только фольклорные сюжеты, но также личные отчёты о похождениях во время интоксикации каннабиноидами и наиболее яркие образцы индивидуального и коллективного бреда, возникшего под воздействием препаратов конопли. Отдельная «растаманская сказка» представляет собой компиляцию разнородных фрагментов, объединенных неким сюжетом, который позволяет воспринимать их как единое целое.

Вопреки своему названию, проект не имеет ничего общего с растафарианством.

Это, конечно, не наркоманский и не растаманский фольклор. Это  литература. Безусловно, выросшая на растаманской-хиппистской  культуре, но критичная и рефлексивная».

Специфические термины и отдельные элементы этого вероучения присутствуют в «сказках» постольку, поскольку они имеют хождение в среде русскоязычных любителей конопли, и в силу того, что слово «растаманы» часто используется ими в качестве самоназвания.

«Растаманские сказки»  — не только литература. Это и  этнография одного малого субэтноса, выделившегося в результате «гласности» и «прулялизма» перестройки... Его мировоззренческие и поведенческие черты (примитивизм, культ духовной чистоты и «детскости», рустикальность и этничность, любовь к экзотике и живой природе, корпоративность, беззаботность и т.д.) выделяют «растаманское» искусство в особую культурную нишу, которая у нас окончательно сформировалась ещё в конце 80-х.

В 2004 году сборник был номинирован на премию «Национальный бестселлер», заняв 13-е место в шорт-листе конкурса.

Информация о работе Растаманы. Растафарианство