Педагогическая антропология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. Педагогические закономерности, практически действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и чертежи должного могут сроиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, и наоборот – каждый закон индивидуального и группового развития становится основой собственно педагогической практики.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ПРЕДМЕТ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

3. ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

4. ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

6. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЩЕСТВОМ.

7. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

9. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

  Поскольку педагогическая антропология изучает  человека как существо, развивающееся  в процессе воспитания, постольку  ее интересует проблема задатков и  эволюции психики. Природные задатки человеческой психики – свойства нервной системы, возможности усвоения человеческих достижений и развития психических свойств.

  Специфически  человеческое сознание выражается в  его самосознании, в рефлексии, недоступной  для других известных нам существ. Мышление не сводится к актуализации ранее образованных ассоциаций. Напротив, существует и регрессивное уподобление прежнего опыта новому. Результаты мыслительной работы нередко ведут к перестройке структуры и замене содержания предшествующих элементов тезауруса. Рефлексия позволяет преодолевать противоречия между старым и новым в нашем опыте, между чувственным и рациональным, воображаемым и реальным, желаемым и действительным.

  Рефлективная  деятельность сознания обслуживается  системой чувствований. В ней велик удельный вес бессознательных побуждений и стремлений. Чувтвования выступают в роли посредника между познанием и волей, заключающейся в образовании желаний, принятии решений и проведении их в жизнь, в поступках и деяниях, во власти человека над собой, в его пользовании свободой.

  Эмоциональные, волевые и умственные качества, приобретая индивидуальное своеобразие у каждого  человека, дают в своем единстве характер . характер человека связан с  его взглядами, убеждениями. Нрав складывается постепенно, начиная с детского возраста. Особенно интенсивно развивается он в юношеские годы, когда проясняются перспективные цели, появляются новые виды деятельности, усиливается стремление к самосовершенствованию.

  Искусство привлекается педагогической антропологией  в качестве одного из своих важнейших источников: его содержание и методы используются педагогической антропологией для решения ее проблем. Особую ценность при этом имеют так называемые романы воспитания во всех их разновидностях. 
Искусство дает ценный материал для педагогической интерпретации, выводов и гипотез. Изучая человека с помощью обобщенных и одновременно индивидуализированных образов, искусство обладает колоссальной не только непосредственно воспитательной, но и эпистемологической силой, эвристическим потенциалом.

  Итак, антропология как наука о человеке включает в себя всю систему наук, все виды искусства.

  5. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

  В методологическом арсенале педагогико-антропологической  науки мы обнаруживаем общенаучные  принципы познания и специальные  методы в их специфическом для этой области применении.

  Поскольку каждая из областей человековедения  преследует при изучении своего предмета особые цели и задачи, педагогической антропологии приходится

  1. синтезировать данные каждой  из этих областей,

  2. параллельно осуществлять их педагогическую интерпретацию

  3. самой изучать многочисленные  факторы изменений в личности  и в коллективах.

  Данные  конкретных наук о человеке только тогда могут быть ассимилированы педагогикой, когда их переработка  доведена до момента превращения их в понятия. Постоянно развивающаяся система таких понятий дает возможность построить предмет педагогической антропологии как посредника между педагогикой и всем многообразием человекознания.

  Законы  развития личности, устанавливаемые  различными науками о человеке и человеческих обществах, служат главными источниками педагогической антропологии, которая, в свою очередь, создает знание о законах развития человека с точки зрения его воспитания.

  Интерпретация данных и выводов наук о человеке является главным методом педагогической антропологии. При этом она руководствуется педагогической действительностью, практикой воспитания. Следовательно, практика и здесь выступает одним из самых важных источников создаваемого педагогической антропологией знания.

  В данном случае в понятие интерпретации  включается:

  - идентификация  проблем, релевантных для педагогики, в частности обнаружение источников  интерпретации

  - модификация  в педагогических целях хорошо  зарекомендовавших себя в других  науках о человеке методов приобретения, проверки и использования знаний

  - дедукция  педагогических норм из законов  индивидуального и группового  развития.

  Этот  принцип предполагает широкое использование  дедуктивного метода. 
Интерпретация служит педагогическому синтезу человековедения во всем его многообразии.

  Очень важны в педагогической антропологии сравнительные методы. Это сравнительно – исторический, сравнительно –  эволюционный, сравнительно – этнографический, биографический, казусный.

  Сравнительно  – исторический незаменим при  изучении взаимодействия человека и общества. Сравнительно – эволюционный необходим для выявления родовой специфик человека. Сравнительно – этнографический применяется при исследовании народных моделей поведения. Биографический наужен для изучения развития личности в единстве с социальной историей. Казусный полезен при изучении нетипичных и типичных конкретных случаев, взятых из клинической практики.

  Указанные теоретические методы исследования получают свое эвристическое значение в сочетании с опытными и экспериментальными.

  В ходе непосредственного изучения педантропологом  своего объекта особое значение приобретают  наблюдения. Как массовые, так и  одиночные, как с применением  опросных листов, так и без них. Применяются также составление  характеристик, психограмм, и т.п. Изучение дневников и продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний.

  Экспериментальные исследования в области педагогической антропологии тесно связаны с инновационными проектами. Среди них наиболее актуальны модели модернизированного содержания образования, модели воспитывающей и обучающей среды, а также системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.

  Статистика  – математический аппарат педагогико – антропологических исследований отличается повышенной строгостью требований к планированию эксперимента, сбору  данных и их корректной обработке.

  Существенное  требование к педагогической антропологии – разработка методологических принципов многоуровневого рассмотрения духовной жизни личности, например, симультанного изучения врожденных программ развития и приобретенного его содержания.

  6. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЩЕСТВОМ.

  В фундаменте жизни покоятся чувство и мысль, ценность и мотив. За ними должно следовать деяние. Осознанные и неосознаваемые потребности, волнения и ожидания отдельного человека, сообразные его природе – то, что создает историю. Из них развиваются события, разнообразные группы, социальные институции. Важнейшие из этих потребностей, ценностей и знаний передаются человеку обществом. Они детерминированы исторически накопленной культурой. 
Каждый раз они преломляются через призму нашего воспитания в детстве и юности.

  Следовательно, история движется воспитанием и обучением. Все позитивное задано хорошим образованием, все негативное – его недостаточностью и дурным качеством.

  Спасение  человечества только в правильном, природосообразном, образовании. Одно оно способно подарить человечеству сознательные цели совместной деятельности. Это – всемирно-историческая задача.

  Просвещение предстает перед нами как единственная альтернатива насилию, разрушению, деградации.

  Из  всех существующих и принципиально  мыслимых классификаций исторических типов обществ для педагогических наук важнее всех одна. А именно то, что делит общества на свободные (правовые, демократические, республиканские) и авторитарные (тиранические, деспотические, тоталитарные). В обществах первого типа практикуются различные формы самоуправления. Авторитарные общества самоуправление подавляют. Для правового общества нужна самоуправляемая личность, а для тоталитарного – управляемая. Отсюда – диаметрально противоположные задачи воспитания.

  Но  человек никогда не является чисто  коллективистическим существом, точно так же, как он никогда не является существом истинно индивидуальным. 
Поэтому здесь речь идет только о переходах от преобладания одного к преобладанию другого в ходе развития личности. И это развитие может иметь различные стадии, которые имеют характерные последствия для воспитания.

  Правовое  общество – такая форма ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной общей силой личность и имущество  каждого участника и в которой  каждый, соединяясь со всеми, повиновался  бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Деспотизм, напротив, неразрывно связан с нивелированием личности как таковой. 
Нивелирование масс является, по общему правилу, коррелятом тоталитаризма.

  Главный совокупный показатель степени совершенства общества – его отношение к отдельному своему члену как к высшей ценности. Разумеется, оздоровление общества, его интеллектуализация, его нравственная санация – дело воспитания, обучения, образования. Рост и богатства индивида и общества, представляет собой функцию от более равномерного распространения качественных знаний. Распределение и приращение знаний есть дело образовательно-воспитательной системы общества.

  Древнейшее  из всех обществ и единственно  естественное – это семья. Но и в семье дети остаются привязанными к отцу только до тех пор, пока они нуждаются в нем для самосохранения. Это – следствие человеческой природы. 
Ее первый закон – забота о самосохранении, ее первые заботы – те, которые человек обязан иметь по отношению к самому себе. Как только человек достигает разумного возраста, он становится своим собственным господином, будучи единственным судьей тех средств. Которые пригодны для его самосохранения.

  Семья, есть, таким образом, первый образец  политических обществ: начальник походит на отца, а народ на детей, и все, рожденные равными и свободными, отчуждают свою свободу только для своей личной пользы.

  В благополучной семье должны разрешаться  естественные противоречия между поколениями. Молодежь склонна рассматривать  старшее поколение как чужой псевдовид, и это не может не вызывать глубокого беспокойства. 
Мотивация странных, даже причудливых способов поведения остается у дурно воспитанных молодых людей неосознанной. У расстройств, ведущих к ненависти и войне между поколениями, причины двоякого рода:

  1. Приспособительные изменения, требуемые  при передаче культурного наследия, становятся от поколения к  поколению все больше.

  2. На молодежь ложится основная  тяжесть безработицы, как и  бремя устройства в жизни –  обретение ее смысла.

  Условием  прогресса человечества является развитие личности. Развитие личности в умственном отношении лишь тогда прочно, когда  личность выработала в себе потребность  критического взгляда на все ей представляющееся, и уверенность в неизменности законов, управляющих явлениями. Развитие личности в нравственном отношении лишь тогда вероятно, когда общественная среда позволяет и поощряет в личностях развитие самостоятельного убеждения. Когда личность имеет возможность отстаивать свои убеждения и тем самым вынуждена уважать свободу чужого убеждения. 
Когда личность осознала, что ее достоинство заключено в ее убеждении и что без уважения достоинства чужой личности нет уважения собственного достоинства.

  От  культурного состояния народных масс зависит, какая политическая организация, какие политические идеи и способы действий окажутся наиболее влиятельными и могущественными. Получающийся общий политический итог всегда определен взаимодействием содержания и уровня общественного сознания масс и направлением идей руководящего меньшинства.

  В воспитании необходимо сознание зависимости  всякой власти от духовного и культурного  уровня общества, и, следовательно, ответственности  общества за свою власть.

  Каким должно быть воспитание отдельного человека, чтобы состоящее из тих людей общество никогда не могло быть охвачено энтузиазмом разрушения, самоуничтожения и т.д.? Это – профилактическое, упреждающее дисгармонию воспитание, вбирающее в себя способность предвидеть и ответственность перед собой и миром. Это – воспитание к правильно понимаемому личному интересу. 
Это и терапевтическое воспитание активности воли, прочности, сопротивляемости. Проявления и следы нравственного и духовного прошлого народа могут изменяться и развиваться лишь через воспитание и внутреннее совершенствование народной воли и мысли.

Информация о работе Педагогическая антропология