Насилие в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2009 в 16:35, Не определен

Описание работы

виды насилия в школе

Файлы: 1 файл

насилее в школе.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Насилие в школе 

Школьное  насилие — это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам, и в нашей культуре — крайне редко учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.  

Лемме Халдре (2000) определяет эмоциональное  насилие как совершенное в  отношении ученика или учителя  деяние, которое направлено на ухудшение  психологического благополучия жертвы.  

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая его и снижая его самооценку.  

Виды  эмоционального насилия: 

  •  насмешки, присвоение кличек, бесконечные  замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии  других детей и пр.; 

  •  отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).  

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы.  

К физическому  насилию относятся избиение, нанесение  удара, шлепки, подзатыльники, порча  и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие  сопутствуют друг другу. Насмешки и  издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.  

  

Кто чаще всего становится жертвой школьного  насилия? 

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие: 

  •  физические недостатки. Детей с  физическими недостатками — носящих  очки, имеющих сниженный слух  или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто  не может дать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще; 

  •  особенности поведения. Мишенью  для насмешек и агрессии становятся  замкнутые дети (интроверты и  флегматики) или дети с импульсивным  поведением (при ММД). В какой-то  мере гиперактивные дети бывают  слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко приникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно; 

  •  особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.; 

  •  плохие социальные навыки. Есть  дети, у которых не выработана  психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: «...ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это». 

  •  страх перед школой. Он чаще  возникает у тех, кто идет  в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников; 

  •  отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие  до школы детский коллектив,  могут не иметь необходимых  навыков, позволяющих справляться  с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад; 

  •  болезни. Существует масса расстройств,  которые вызывают насмешки и  издевательства сверстников: эпилепсия,  тики и гиперки-незы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дис-калькулия (нарушение обучению счету) и т. д.; 

  •  низкий интеллект и трудности  в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом — насильственному поведению как варианту компенсации (Asher, Dodge, 1986). Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.  

  

Кто чаще всего становится насильником в школе? 

Stroufl, Fluson (1986) в результате проведенных  исследований утверждают, что дети, воспитанные в условиях материнской  депривации (то есть в грудном  возрасте не получившие достаточной  любви, заботы, дети с несформированной  привязанностью к родителям — приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.  

Olweus (1983) уделил внимание внутрисемейным  факторам, провоцирующим формирование  у ребенка насильственных черт  личности. По его мнению, больший риск подвергнуться насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей.  

1. Неполные  семьи. Ребенок, воспитывающийся  родителем-одиночкой, больше склонен  к применению эмоционального  насилия по отношению к другим  детям. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.  

2. Семьи,  в которых у матери отмечается  негативное отношение к жизни.  Матери, не доверяющие и отрицательно  настроенные к миру и школе  ребенка, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи этим насильственность ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».  

3. Властные  и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.  

4. Семьи,  которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятье. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем другие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации — приказному, рявкающему и повышенному тону, оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны ребенка, он не будет видеть ничего плохого.  

5. Семьи  с генетической предрасположенностью  к насилию. У детей разная  генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям. Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам положительно коррелируют (прямо связаны) с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них более важно быть успешным в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.  

  

Средовые  факторы риска насилия в школе 

Школьному насилию способствуют:  

1. Анонимность  больших школ и отсутствие  многообразия выбора образовательных  учреждений. Не каждому ребенку  в силу его особенностей подходит  большая шумная школа. Некоторые  дети чувствуют и ведут себя  лучше в маленьких классах,  находясь в спокойном коллективе. Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера могут негативно отразиться на эмоционально лабильных и гиперактивных детях с неустойчивой нервной системой, заводить и возбуждать их. В большом школьном коллективе к насилию предрасполагает и большая анонимность, т. е. меньшая вероятность выявления акта насилия и его ограничения, в силу того что учителю трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы и пр. Отсутствие поблизости других школ, ограничения в выборе также развязывают руки учителям-насильникам, поскольку дети и родители вынуждены терпеть произвол — им некуда деваться, ребенка каждый день далеко в школу возить не будешь, особенно если она в нескольких километрах и нет доступного транспортного сообщения. В одной из таких школ, расположенной в военном городке, из-за учительского беспредела в течение 2 лет было совершено 3 суицида выпускницами старших классов.  

2. Плохой  микроклимат в учительском коллективе. Насильствен-ность в поведении  учителя обусловлена, в принципе, теми же факторами, что и у детей. В учительских коллективах, имеющих авторитарный стиль руководства, такие же отношения, что и между учениками и учителями: «Кто сверху — тот и сильнее». Раздражительность, неудовлетворенность учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям. Если учитель позволяет внешним факторам оказывать на себя влияние (неурядицы дома, конфликты с администрацией и т. д.), то его профессионализм подвергается большому сомнению. К сожалению, профессиональное выгорание зачастую вымещают на учениках.  

3. Равнодушное  и безучастное отношение. Перегруженные  работой учителя часто не вмешиваются  в детские разборки, говорят жалующимся  родителям: «Пусть дети сами  разбираются». Если к учительскому  произволу также относятся и  соученики, и родители — «.. .но моего ребенка она ведь не обижает», и руководство школы, то насильник ощущает себя безнаказанным.  

  

Последствия школьного насилия 

Школьное  насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.  

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот — другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя старой учительской логике: «.. .Каков твой друг — таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».  

Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.  

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде. Приведенный ниже реальный случай из практики иллюстрирует все сложности диагностики, вмешательства, а также последствия насилия в школе. Он поучителен во всех отношениях. К сожалению, это далеко не единственный случай, и смею вас заверить, в настоящее время практически в каждой школе есть «своя Елена Александровна» , а иногда и не одна, которая применяет подобные «педагогические методы» и «приемы». За каждой подобной ситуацией стоит детская трагедия, последствия которой, в том числе и отдаленные, столь травматичны и малопредсказуемы, что накладывают отпечаток и на формирование личности, и на психическое здоровье ребенка. Все изложенные события подлинные, изменены лишь имена пострадавших детей.  

Информация о работе Насилие в школе