Моральное развити в юношеском и подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Проблема морального развития остро стоит в современном обществе, предлагающем растущему субъекту различные, подчас противоречивые моральные ценности и ориентации. Особо значима эта проблема в подростковом возрасте, когда подросток с его формирующимся мировоззрением нуждается в определении собственных ценностей и четких моральных ориентиров.

Файлы: 1 файл

МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ЮНОШЕСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

 

    ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

    2.1 Закономерности развития морального сознания личности

    В философской и психологической  литературе общепринято выделять три главных уровня развития морального сознания личности:

    1) доморальный уровень, когда ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями,

    2) уровень конвенциональной морали, для которого характерна ориентация  на заданные извне нормы и  требования, и, наконец, 

    3) уровень автономной морали, т.  е. ориентации на интернализованную внутреннюю систему принципов [10].

    В целом эти уровни морального сознания совпадают с культурологической типологией регулятивных механизмов: на «доморальном» уровне послушание обеспечивается страхом возможного наказания, ожиданием и желанием поощрения, на уровне «конвенциональной морали» — потребностью в одобрении со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, «автономная мораль» обеспечивается совестью и чувством вины. Общая линия интернализации моральных норм довольно подробно прослежена в психологической литературе [1]. Однако соотношение поведенческих, эмотивных и когнитивных аспектов и индикаторов этого процесса, равно как и «заземление» стадий морального развития на определенный хронологический возраст, представляется проблематичным.

    Чтобы разобраться в этом вопросе, возьмем  в качестве отправной точки самую детальную и методически разработанную теорию морального развития, предложенную американским психологом Л. Колбергом [17].

    Развивая  высказанную Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею о том, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, Колберг выделяет в нем несколько фаз, соответствующих разным уровням морального сознания. «Доморальному уровню» соответствуют стадии:

    1) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;

    2) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и .поощрения).

    «Конвенциональной морали» соответствуют стадии:

  1. модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением;
  2. установка на поддержание установленного порядка и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).

    «Автономная мораль» связана с перенесением проблемы «внутрь» личности. Этот уровень открывается стадией 5А, когда подросток осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности. Затем следует стадия 5В — «релятивизм» сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого на стадии 6 формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям. В последних своих работах Колберг ставит вопрос о существовании 7-й высшей стадии, когда моральные ценности выводятся из более общих философских постулатов; однако этой стадии достигают, по его словам, лишь немногие [6].

    Определенный уровень интеллектуального развития измеряемого по Пиаже, Колберг считает необходимой, но не достаточной предпосылкой соответствующего уровня морального сознания, а последовательность всех фаз морального развития—универсальной и инвариантной.

    Исследования Колберга хорошо раскрывают некоторые «трудности роста» морального сознания. Сталкиваясь с противоречивостью моральных предписаний, юноша впервые осознает относительность моральных норм; но пока он не знает, с чем именно их нужно соотносить, юноша легко становится добычей морального релятивизма: если все относительно, значит все дозволено; все, что можно понять, можно оправдать, и т. д. Осознание относительности моральных ценностей, знаменуя функциональный прогресс, шаг вперед по сравнению с типичным для ребенка некритическим усвоением готовых правил, выглядит благодаря этому как структурный регресс, возвращение ко 2-й стадии «инструментального эгоизма». Но хотя юношеский скептицизм порой напоминает детское своеволие, этот «возврат» к пройденному этапу развития только кажущийся: интеллектуальный релятивизм, вытекающий из неумения юноши обосновать и систематизировать требования морали, совсем не то же самое, что «наивный» поведенческий эгоизм ребенка, который фактически исходит из собственного «Я» [17].

    Наличие связи между уровнем морального сознания и уровнем интеллекта подтверждают исследования отечественных психологов. Например, Г. Г. Бочкарева, сопоставив особенности мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей и их «нормальных» сверстников, нашла, что у правонарушителей меньше интернализованных, внутренних норм поведения. Иначе говоря, в их мотивации выражены страх наказания и стыд перед окружающими, но не развито чувство вины.

 

    2.2 Возрастной подход к изучению морального развития

    Согласно  Божович, у ребенка, находящегося на определенном возрастном этапе развития, в результате усвоения им социального  опыта возникают специфические  для морального формирования личности образования, включающие в себя качественно своеобразное сочетание нравственных знаний, чувств, привычек. Эти новообразования  составляют предпосылку дальнейшего усвоения социального опыта и морального развития личности.  Новые образования представляют собой своеобразные функциональные системы, в которых в нерасторжимом единстве представлены  моральные знания и моральный опыт. Такие функциональные системы характеризуют уровень морального развития человека и определяют его поведение на соответствующем возрастном этапе [9].

    В дошкольном возрасте моральное развитие обеспечивается «правилосообразным» поведением, которое приводит к закреплению форм поведения, одобряемых взрослыми, и усвоению идущих от них норм и оценок. Другим качественно новым функциональным образованием в дошкольном возрасте является возникновение нравственных идеалов, воплощенных в лице  конкретного человека, персонифицирующего в своем облике и поведении нравственно-культурные ценности общества. Нравственные идеалы воплощают в себе непосредственные нравственные потребности и стремления ребенка, тем самым, придавая им как бы предметный, вещественный характер, что делает эти стремления более осознанными. 

    В младшем школьном возрасте моральное развитие связано с повседневным выполнением ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятные условия для углубления морального сознания и чувств, укрепления нравственной воли. В этом возрасте ребенок впервые сталкивается с четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам предъявляется достаточно широкий свод норм и правил, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем, другими взрослыми, сверстниками [14].

      Наибольшее значение для морального развития в подростковом возрасте приобретают идеалы. Их формирование тесно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом. И если первоначально, по мнению Л.И. Божович, идеалы возникают у ребенка непроизвольно, без сознательного поиска, то уже в старшем подростковом и юношеском возрасте ведется активный поиск людей, образы которых соответствуют нравственным стремлениям и служат опорой морального поведения. С формированием идеала тесно связано возникновение таких нравственных качеств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важнейшими мотивами поведения и средствами самоконтроля личности.

      В старшем школьном возрасте  моральное развитие характеризуется появлением следующего нового функционального образования – нравственных убеждений, представляющих собой сплав соответствующих знаний и чувств. С возникновением убеждений сначала перестраиваются, а затем полностью исчезают идеалы, воплощенные в образе   конкретного   человека,   замещаемые   неким  собирательным  идеалом.  Обобщение широкого жизненного опыта в нравственных категориях приводит к их соотнесению и объединению в единую систему, что является основой формирования морального мировоззрения как системы убеждений. Иерархизация убеждений определяет направленность личности, ее моральную устойчивость, позволяет человеку в каждой конкретной  ситуации   занять   свойственную   ему   нравственную позицию. Возникновение морального мировоззрения приводит к новому соотношению между нравственным сознанием и поведением. У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремление к развитию у себя тех качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве части социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения [1].      

    Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности, в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок, к которым относятся: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного морального опыта, осознание своего социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расирением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов.

         Необходимо отметить, что моральное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня морального развития, может продолжаться всю жизнь. Но далее в нравственной сфере не возникает каких-либо новых образований, а происходит только укрепление, развертывание и совершенствование тех, которые появились  ранее. В общественном плане нравственная модель старшеклассника представляет такую нравственную ступень, начиная с которой человек, поднявшийся на нее, может быть признан высоконравственным [16].       

      Механизм становления личностных  ценностей рассматривается  через  понятие интериоризации личностью  социальных ценностей. Д.А. Леонтьев  отмечает, что не все социальные  ценности, осознаваемые и даже  принимаемые человеком в качестве  таковых, реально становятся его личностными ценностями. Необходимым условием такой трансформации является практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида группы. Усвоение ценностей больших социальных групп всегда опосредованно ценностями малых референтных групп. Первоначально единственной референтной группой, опосредующей усвоение социальных ценностей, является для ребенка  семья. Начиная с подросткового возраста, когда особое значение приобретает общение со сверстниками, группы сверстников становятся вторым альтернативным каналом трансляции ценностей. При этом если ценности малой группы, в которую включен ребенок, расходятся с ценностями общества, то общественные ценности подвергаются сомнению и не становятся личностными. В зависимости от того, какая малая группа является референтной для ребенка, ее ценности могут выступать катализатором или барьером к усвоению социальных, в том числе и общечеловеческих, ценностей.

         В качестве показателей моральной зрелости отечественными психологами выделяются:

         – готовность самостоятельно  решать ситуацию морального выбора, принимать ответственность за свое решение;

         – устойчивость нравственных  качеств, что проявляется  в  возможности переноса сформированных  в определенных жизненных ситуациях  нравственных взглядов, отношений  и способов поведения в новые,  ранее не имевшие  места  в жизни человека,  ситуации;

        – проявление сдержанности в  ситуациях, когда человек негативно  реагирует на нравственно значимые  для него события; 

        – возникновение морального конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий.

           Результатом морального становления подрастающего поколения в сложных социальных условиях является появление ряда особенностей в развитии  их нравственно-ценностной сферы. Наиболее значимыми среди них выступают:

        – «заземленность» желаний и мечты, приобретающих прагматичный характер;

        – отсутствие стремления поступать  в соответствии с принципами, склонность приспосабливаться к  обстоятельствам; 

        – прагматическое представление  о будущем, о перспективах своего  развития;

        – отсутствие выраженности  в ценностных ориентациях таких личностных качеств, как стремление принести пользу обществу и людям, бескорыстие, ориентация на взаимопомощь.

         Условия, в которых происходит  моральное становление современного подрастающего поколения в нашей стране, характеризующиеся утратой традиционной системы ценностей, приводят к развитию цинизма, агрессивного отношения к окружающим, формированию презрения к слабым и зависти к сильным, чрезмерного честолюбия, ориентации  на внешний успех, экзистенциального вакуума и ряда других нравственных патологий. Среди ценностей, особенно депривированных при разрушении прежнего социального строя, по мнению Л.И. Анцыферовой, выступают ценности значимости жизни, ее осмысленности, справедливости, понятности, правды, порядка, красоты (особенно красоты человеческих отношений). В силу цельности и взаимосвязи высших мотивов при депривации отдельной их группы оказываются депривированными и все остальные ценности [9].

Информация о работе Моральное развити в юношеском и подростковом возрасте