Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:18, контрольная работа
Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики серединоссийской ы XIX века.
Он родился в небольшом промышленном городе Зиген в Вестфалии в семье чиновника-юриста. В 1808 году он поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю, а затем перевелся в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 году и позднее получил степень доктора философии.
Общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега.
Взгляды А. Дистервега на сущность воспитания, его цели и принципы, законы и правила обучения.
Влияние педагогических идей А. Дистервега на развитие школы.
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
Кафедра педагогики и педагогических технологий
Дидактика развивающего обучения А. Дистервега
Контрольная работа
Рязань, 2012 г.
Содержание
Список литературы
Приложение
Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики серединоссийской ы XIX века.
Он родился в небольшом промышленном городе Зиген в Вестфалии в семье чиновника-юриста. В 1808 году он поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю, а затем перевелся в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 году и позднее получил степень доктора философии.
В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическими идеями Руссо и Песталоцци. Решающее влияние на формирование его прогрессивных педагогических убеждений оказали годы деятельности (1813—1818) в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци. Дистервег сделался горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений швейцарского педагога. Он решил посвятить себя делу образования народа и длительное время возглавлял учительские семинарии: сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, которые сумел сделать образцовыми. Он преподавал в семинариях педагогику, математику и немецкий язык и одновременно являлся учителем опытных начальных школ при этих семинариях. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег успешно совмещал с большой литературной и методической работой. Он издал «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения, а также свыше двадцати учебников и руководств по математике, немецкому языку, географии, астрономии, пользовавшихся большой популярностью в Германии и других странах.
В России произведения Дистервега были хорошо известны еще при жизни автора. Так, в 1862 году была издана на русском языке его «Элементарная геометрия», нашедшая признание среди передовых педагогов.
С 1827 года вплоть до своей смерти Дистервег издавал «Рейнские листки для воспитания и обучения». В этом журнале он поместил свыше четырехсот статей по самым разнообразным педагогическим вопросам. Дистервег был поборником коренного улучшения дела подготовки учителей начальных школ. Он очень много сделал для профессионального объединения немецких народных учителей.
Дистервег горячо протестовал против господствовавшего в Германии еще с XVI века конфессионального (вероисповедного) обучения, при котором дети католиков и лютеран учились в отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над школой и осуществлении контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом. Своими смелыми выступлениями Дистервег навлек на себя сильное недовольство правительства и реакционных кругов общества, возмущение духовенства.
В 1847 году,
когда реакционное
С 1851 года Дистервег наряду с «Рейнскими листками» выпускал еще «Педагогические ежегодники», смело обличая в этих изданиях силы реакции. Особенно энергично действовал он после выхода в 1854 году пресловутых прусских регулятивов. Это были реакционные школьные законы, посредством которых правительство стремилось прекратить проявление свободомыслия и всецело подчинить ее влиянию церкви. Регулятивы сильно сокращали объем знаний учащихся начальной школы и выдвигали на первое место закон божий с большим количеством материала для заучивания наизусть. Они сократили и объем знаний, даваемых учительскими семинариями, снизили уровень научной подготовки учителей народной школы.
Выступления Дистервега и общественности заставили правительство издать в 1859 году циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов. Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность Дистервег вел до последних дней своей жизни. Он скончался в 1866 году, заболев холерой.
Свои педагогические
Природосообразность в трактовке Дистервега – это следование за процессом естественного развития человека, это учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника: «Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами её развития. Это главный и высший закон всего обучения»- говорил Дистервег. Для этого, по его мнению «… для воспитателя самое главное – узнать природу человека вообще и в частности, чтобы верно служить её свойствам, особенностям и стремлениям. … Всякое искусство может достигнуть чего-либо лишь при содействии природы; оно не достигает ничего, идя против её». Говоря об особенностях ребёнка, Дистервег отмечал, что природа ребёнка правдива, «она не создаёт в ребёнке отравляющего жизнь недоверия, это результат искажённых влияний».
В процессе воспитания и обучения также одним из важнейших принципов Дистервег отмечал принцип культуросообразности: «…в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика».
По словам Дистервега, принцип культуросообразности подчиняется принципу природосообразности, что значит – поступать наперекор природе всегда недопустимо. Раскрывая этот момент Дистервег говорил: «Что противоречит природе – невыгодно, хотя бы и было весьма культуросообразно. Чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее, лучше и проще складывается жизнь». В связи с этим, в практической учительской деятельности он рекомендовал не участвовать ни в чём, что требуется культурой времени или её господствующим духом, но противоречит природе; стремиться необходимо к гармоническому сочетанию культуры с природой. При обосновании этого принципа, по мнению исследователей, он отошёл от его индивидуалистической трактовки и «подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и жизнью общества».
Принцип самодеятельности. Под самодеятельностью Дистервег понимал активность, инициативу, и считал это важнейшей чертой личности. «Быть человеком,— по его словам,— значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям…..Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования…» В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования: «Пробуждение самодеятельности как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижением его формального развития и воспитания».
Положение Дистервега о том, что «...ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать», актуально и в наши дни. Этот принцип можно выделить, как самый важный: «Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности». Ум, воля, память, мышление, наблюдательность, свойственные всем людям, развиваются в процессе самодеятельности, о развитии которой у своих учеников учитель и должен заботиться.
Воспитание, по существу, заканчивается тогда, когда человек начинает проявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу по самообразованию, когда он начинает видеть пути и методы этого самообразования. Задачу учителя Дистервег ограничивал заботой о развитии природных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика — математик, техник или музыкант, — это уже дело не учителя.
Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному, самостоятельному познанию. В противовес догматизму и авторитаризму феодальной педагогики он защищал право каждого человека на развитие самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мышления должна вести к сознательной деятельности в жизни.
В «Руководстве к образованию немецких учителей» писал, что ученик «… всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь». В связи с этим высшая задача воспитателя, по мнению Дистервега, «… состоит в стимулировании воспитанника к выражению собственного “я”».
Дистервег создал дидактику развивающего обучения, основные требования которой он изложил в 33 законах и правилах обучения (см. Приложение). Он прежде всего наставал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия и развития. Он говорил о том, что от примеров необходимо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них – к обозначающим их словам. Придавая большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными органам чувств, Дистервег в то же время подчёркивал необходимость продумывания и осознания ребёнком всего чувственно воспринимаемого материала. Так, наглядное обучение связано у него с правилами «от близкому к далёкому», «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному» и др.
Дистервег выделил 4 группы дидактических правил.
К первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями.
Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи, между школьными предметами, близкими по содержанию.
Третья группа правил связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой.
Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.
Всякое обучение, по мысли Дистервега, необходимо начинать исходя из уровня развития ученика и следовать последовательно и непрерывно. Принцип непрерывности в процессе образования является одним из основополагающих. Под непрерывным обучением он понимает такое обучение, «… которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты общие цели обучения: развитие самодеятельности и полное знание предмета».
Дидактика развивающего обучения Дистервега построена на принципе самостоятельности учащегося. Утверждая, что основной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей ребёнка, Дистервег поднял роль формального обучения, но при этом связал его с реальными знаниями и материальным образованием. Среди учебных предметов Дистервег особо высоко ценил природоведческие и математические дисциплины как одно из средств интеллектуального развития детей, придавал большое значение отечественной истории и географии, языку и литературе.
Большое значение Дистервег в процессе обучения придавал принципу наглядности «Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления – на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова – пустословием». Опора на этот принцип в обучении требует исходить из чувственно воспринимаемого и переходить от него к понятиям, от единичного к общему, от конкретного к абстрактному. Дистервег писал: «… для учителя, которому … дорого умственное развитие учеников, не существует более высокой задачи, чем самому основать все свои понятия на наглядных представлениях с тем, чтобы сделаться способным преподавать наглядно».
Информация о работе Дидактика развивающего обучения А. Дистервега