Музыка средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 21:15, реферат

Описание работы

Направления развития музыкального искусства в Европе в средние века, развитие нотной грамматики, совершенствование известных и создание новых музыкальных инструментов.

Содержание работы

Введение
Развитие музыки в раннем средневековье
Расцвет профессиональной светской музыки XII-XIII вв.
Средневековое нотное письмо
Музыкальные инструменты средневековой Европы
Заключение

Файлы: 1 файл

Музыка средневековой Европы.docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

     План:

     Введение

  1. Развитие музыки в раннем средневековье
  2. Расцвет профессиональной светской музыки XII-XIII вв.
  3. Средневековое нотное письмо
  4. Музыкальные инструменты средневековой Европы

     Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и является необходимым  составным элементом католической мессы. Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформляться  светская музыка.

     Первой  важной формой светской музыки были песни  трубадуров на провансальском языке. Начиная  с XI века песни трубадуров более 200 лет  сохраняют свое влияние во многих других странах, особенно на севере Франции. Вершина искусства трубадуров была достигнута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем, Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текстами о неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвосхищают балладу XIV века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Другие рассказывают о крестоносцах или обсуждают какие-либо любовные истории. Пасторали в многочисленных строфах передают банальные истории о рыцарях и пастушках. Танцевальные песни, такие, как рондо и вирелай, тоже находятся в их репертуаре. Вся эта монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте. Так было до XIV века, пока светская музыка не стала полифонической.  
 

     
  1. Развитие  музыки в раннем средневековье
 

     Традиции  западноевропейской церковной музыки восходят к IV-V вв. Ранний этап их формирования связан с деятельностью богослова  и проповедника святого Амвросия Медиоланского (около 340-397) - он одним  из первых стал сочинять гимны для  богослужений. Амвросию принадлежит  важное нововведение в практику церковной  музыки - разделение хора на два состава, находящиеся по разные стороны алтаря. Составы поочерёдно пели между молитвенными текстами музыкальные фрагменты. Такие  фрагменты назывались антифонами (от греч. "антифонос" - "звучащий в ответ"), а принцип их исполнения, основанный на чередовании двух хоров, - антифонным пением. Постепенно за важнейшими текстами закреплялись строго определённые антифоны, музыка для которых создавалась на основе уже существовавших и хорошо известных коротких мелодий - распевов. Число антифонов, так же как и число распевов, со временем росло, и певчим всё труднее становилось удерживать их в памяти. Именно поэтому в самом начале VII в. весь накопившийся материал был приведён в систему и собран в обширном сборнике под названием "Григорианский антифонарий". Название связано с именем Папы Римского Григория I (около 540- 604). Сборник Папы Григория стал основой для развития одного из стилей европейской церковной музыки - григорианского хорального пения.

     Все григорианские песнопения строго одноголосны. Голоса певчих должны сливаться в  единое целое до такой степени, чтобы  звучание хора максимально приближалось к звучанию голоса одного человека. Музыкальные средства направлены на решение главной задачи - передать особое состояние, когда мысли молящегося сосредоточены на Христе, а чувства приведены в идеальное равновесие, приносящее душе просветление и внутренний покой. Музыкальные фразы песнопений - протяжённые, лишённые резких скачков в мелодии, покоряющие ровностью ритма - несут в себе глубокую умиротворённость и в то же время мерное, сосредоточенное движение. Они передают внутреннюю, молитвенную работу души в общении с Богом и прекрасно согласуются с архитектурой католического храма, все детали которой подчёркивают такое же неуклонное движение - по прямой от входа к алтарю. Григорианская музыка основана на принципе диатоники (от греч. "диатоникос" - "растянутый") - звукоряда, построенного на звуках гаммы без повышений и понижений. Существовала специальная система церковных диатонических ладов, пришедших в Европу из Византии и имевших античное происхождение.

     Общее число ладов - восемь - имело глубокий духовный смысл. Оно рассматривалось  как произведение 2x4, где первая цифра означала двуединую, богочеловеческую сущность Иисуса Христа, а вторая - четыре конца креста. Таким образом, григорианская ладовая система символизировала распятого Христа.

     По  степени распева (богослужебного) текста песнопения подразделяются на силлабические (1 тон на слог текста), невматические (2-3 тона на слог) и мелизматические (неограниченное количество тонов на слог). К первому типу относятся речитативные возгласы, псалмы и большинство антифонов оффиция, ко второму — преимущественно интроиты, коммунио (причастный антифон) и некоторые ординарные песнопения мессы, к третьему — большие респонсории оффиция и мессы (т. е. градуалы), тракты, аллилуйи и др.

     Особым  образом построено и соединение музыки с текстом. Оно основано на двух приёмах, пришедших в пение  из древней традиции чтения молитв нараспев. Один из них называется псалмодирование (использовалось при чтении псалмов): на один музыкальный звук приходился один слог текста. Другой приём - юбиляция (от лат, jubilatio - "ликование") - заключался в том, что один слог распевался на несколько звуков. Григорианский хорал гибко сочетал оба приёма.

     В основных чертах григорианское пение  сложилось на территории современной  Франции, Южной Германии, Швейцарии  и Северной Италии в VIII—IX веках (в результате отбора, переработки и унификации различных богослужебных напевов). В григорианском пении синтезированы древнейшие интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, галликанского, амвросианского пения, фольклор германских и кельтских племен.

     Самые ранние рукописи григорианского пения (конец VIII века) содержат только тексты (в том числе, тонарии, выполнявшие роль памятки для певчих). От IX века до нас дошли первые нотные рукописи. Первоначально григорианское пение записывалось при помощи безлинейной невменной нотации, на основе которой в XII веке возникла линейная квадратная нотация. К XII—XIII векам григорианское пение утвердилось от Британских островов до западно-славянских стран (Польша, Чехия).

     С течением времени григорианское  пение претерпевает изменения, появляется многоголосие и формируются новые  вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры: органум, мотет, кондукт, месса. Наиболее распространена была месса – вокальное или вокально-инструментальное произведение католического богослужения (в православной церкви ему соответствует обедня или литургия). Сначала месса была одноголосной, с 14 в. – многоголосная.

       Первые попытки создания многоголосных произведений относятся ещё к VII-IX вв., но по-настоящему многоголосие стало развиваться начиная с XII столетия. Многоголосие вызвало к жизни такие музыкальные жанры, как кондукт и мотет. В жанре кондукта (от лат. conductus - "ведущий") создавали духовные и светские произведения для сопровождения торжественных шествий и процессий; тексты для кондуктов писали по-латыни. В мотете (фр. motet, от mot - "слово") каждому голосу соответствовал свой текст, причём порой тексты для голосов писались на разных языках. Мотеты, как и кондукты, использовали и в духовной, и в светской музыке. С течением времени мастера стали активно применять музыкальные инструменты для сопровождения многоголосного пения. В творчестве французского композитора Гильома де Машо (около 1300-1377) вокалу иногда отводился только главный голос, а все остальные голоса были инструментальными. Особенно часто этот мастер пользовался подобным приёмом в светских сочинениях.

     Формирование  жанров и форм светской музыки происходило  на основе народной традиции. Изучать  её очень сложно, так как песни  и танцы записывались редко. Но некоторое  представление о них всё же можно составить, прежде всего, по городскому фольклору. Главными исполнителями народной музыки в городах были странствующие актёры.

     Они выступали в нескольких ролях  сразу: и как музыканты, и как  танцоры, и как мастера пантомимы, и как акробаты; разыгрывали короткие сценки. Такие актёры участвовали  в театрализованных действах, которые  разворачивались на улицах и площадях, - в мистериях, карнавальных и шутовских  представлениях и др. Отношение Церкви к ним было довольно настороженным. Народное творчество воплощало как  светлые, так и тёмные стороны  души средневекового человека - необузданность, резкость, способность легко забывать о высоких духовных идеалах христианства.  
 

     
  1. Расцвет профессиональной светской музыки XII-XIII вв.
 

     Расцвет профессиональной светской музыки XII-XIII вв. связан, прежде всего, с культурой рыцарства - военной аристократии европейского Средневековья. К середине XII столетия в Провансе, одной из самых богатых и интересных в культурном отношении провинций Франции, сформировалось творчество поэтов и певцов - трубадуров. Слово "трубадур" происходит от провансальского выражения art de trobas - "искусство сочинять", и его можно приблизительно перевести как "изобретатель", "сочинитель". В музыкальном отношении творчество трубадуров испытало, вероятно, серьёзное влияние народных традиций. Однако открытым, часто дерзким фольклорным интонациям они придали большую мягкость, утончённость. Ритмика композиций даже в быстром темпе сохраняет размеренность и изящество, а форма отличается глубокой продуманностью и пропорциональностью.

     Музыка  трубадуров разнообразна по жанрам. Значительное место занимали эпические произведения под названием песни о деяниях (фр. chansons de geste). Обычно их писали на тексты из "Песни о Роланде" - эпической поэмы (XII в.), рассказывающей о походах Карла Великого и трагической судьбе его верного рыцаря Роланда. Об идиллических картинах сельской жизни повествовали пастурели (от фр. pas-tourelle - "пастушка"). (Позже на их основе возникнет пастораль - произведение искусства, показывающее единение человека с природой.) Существовали также песни нравоучительного содержания – тенсоны (от фр. tension - "напряжение", "давление").

     Однако  главной в музыке и поэзии трубадуров оставалась любовная тематика, а основным жанром были песни утренней зари (фр. chansons l'aube). Как правило, в них поётся о сладостной минуте ночного свидания рыцаря со своей Прекрасной Дамой, которое прерывается криком стражи - знаком наступления утра, несущего влюблённым разлуку. Мелодии песен покоряют гибкостью и изысканно чёткой композицией. Обычно они строятся на коротких, часто повторяющихся мотивах, но заметить эти повторы не всегда удаётся: они столь мастерски связаны друг с другом, что производят впечатление длинной, постоянно меняющейся мелодии. Такому ощущению немало способствует звучание старофранцузского языка с его длинными гласными и мягкими в пении согласными.

     Трубадуры были людьми разного происхождения - как простолюдинами, так и аристократами (например, герцог Аквитанский Гильом IX, барон Бертран де Борн). Однако независимо от социальной принадлежности все они показывали идеальную любовь мужчины и женщины, гармонию между чувственным и духовным в их отношениях. Идеал возлюбленной рыцаря-трубадура - земная женщина, но чистотой, благородством и одухотворённостью она должна напоминать Деву Марию (нередко в описании Прекрасной Дамы чувствуется подтекст - скрытый образ Богоматери). В отношении рыцаря к Даме нет и тени чувственной необузданности (очень свойственной нравам эпохи), это скорее трепетное восхищение, почти поклонение. В описании таких отношений поэзия трубадуров находила поразительно тонкие нюансы, а музыка стремилась точно передать их.

     Ещё одно интересное явление профессиональной светской культуры Западной Европы - творчество труверов, певцов и поэтов из Шампани, Фландрии, Брабанта (часть территории современных Франции и Бельгии). Слово "трувер" близко по значению к названию "трубадур", только произошло оно от старофранцузского глагола trouver - "находить", "придумывать", "сочинять". В отличие от трубадуров труверы были ближе к городской жизни, более демократичной по своим формам, и расцвет их творчества приходится на вторую половину XIII в., когда рыцарство стало постепенно уходить в социальной жизни на второй план.

     Наибольшей  популярностью пользовалось творчество Адама де ла Аля (или устаревший вариант де ла Галь, фр. Adam de la Halle, также известный под прозвищем Адам Горбатый, фр. Adam le Bossu; 1240 — 1287) — французского трувера. Воспитывался в аббатстве Боксель, в Камбре. Принадлежал к духовному званию, но отказался от принятия сана. Уехал в Париж и поселился у графа Роберта II д’Артуа. В 1282 г. сопровождал графа в его поездке в Неаполь, где остался жить и пять лет спустя умер. Из творческого наследия Адама де ла Аля до нас дошли 36 одноголосных песен (шансон), не менее 18 jeux partis (песни-диалоги куртуазного содержания; см. Тенсона), 16 рондó, 5 политекстовых мотетов. Также был известен Тибо IV Шампанский (фр. Thibaut IV de Champagne, 30 мая 1201 — 8 июля 1253) граф Бри, граф Шампани (с 1225 г.), король Наваррский (Тибальдо I «Трубадур» — Theobaldo de Navarra) (с 1234 г.), сын Тибо III Шампанского. Трувер, французский поэт, автор большого количества произведений (Пререкание, Песнь о Крестовом походе и т. д.), многих лирических песен о любви с музыкальным аккомпанементом, автор религиозных поэм, сирвент. Получил прозвище «принц труверов». Испытал влияние лирики Прованса. Прославлял служение знатной Даме, которую современники отождествляли с Бланкой Кастильской, матерью Людовика IX.

     Близко  к искусству французских трубадуров творчество немецких рыцарских поэтов и музыкантов - миннезингеров (нем. Minnesinger - "певец любви"). Наиболее выдающимися считаются Вольфрам фон Эшенбах (около 1170 - около 1220) и Вальтер фон дер Фогельвейде (около 1170-1230). Искусство миннезингеров вызывало столь большой интерес, что в 1207 г. в городе Вартбург было даже устроено состязание между ними. Позднее событие легло в основу популярного сюжета романтической литературы и музыки; в частности, об этом состязании рассказывается в опере немецкого композитора Рихарда Вагнера "Тангейзер". Главная тема творчества миннезингеров, как и трубадуров, - любовь, но музыка их песен более строга, подчас даже сурова, сосредоточенна и наполнена скорее размышлениями, нежели пылкими чувствами. Мелодии миннезингеров покоряют простотой и лаконичностью, за которыми скрывается духовная глубина, позволяющая сопоставлять их с лучшими образцами церковной музыки.  
 

Информация о работе Музыка средневековой Европы