Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 00:08, доклад
Хор. Зарождение театра, пьессы как литературного жанра, появление: актеров, декораций, секрет чтения роли.
Хор появился в древней Греции примерно в VII в. до н.э. В самом начале это было скопление веселых певцов-гуляк. Они распевали песни (дифирамбы) в честь бога Диониса, который был богом творческих сил природы (плодородия), но позже превратился в покровителя муз. Несколько раз в году устраивались праздничные шествия с участием певцов-гуляк, надевавших шкуры козлов и привязывавших рога и копыта. Но постепенно буйность и хаотичность этих праздников стихала. Благодаря Ариону - древнегреческому поэту (VII- VI в. до н. э.)- дифирамбы начали приобретать литературную форму. Появились сюжеты не связанные с культом Диониса. К участникам хора стали предъявлять требования - внешность, голос, и количество участников было регламентировано - 50 человек.
В VI в. до н. э. афинский тиран Писистрат установил пятидневный праздник в феврале-марте, который назвали Великими Дионисиями. В эти дни люди пели песни под собственный аккомпанемент, разыгрывались сценки, устраивали состязания и пили вино. Примерно в это время ужесточились требования к хористам, отбирали только взрослых мужчин и юношей, которые проходили специальную музыкальную подготовку, проводили спевки и репетиции. Также выделился запевала, для которого писали реплики, что положило начало ведению диалога – первоэлементу драматургического произведения. Появился руководитель хора – корифей. Запевала-солист и корифей обменивались друг с другом и с хором репликами, перемещались по сцене, но хор был неподвижен. Это было большим достижением, но дифирамб еще оставался лирическим песнопением. Поскольку хору принадлежала ведущая роль, а запевала лишь отвечал, поэтому не было настоящей игры и действия.
Но все изменилось, когда поэт Феспид поднял запевалу до роли актера, самостоятельного и равного хору. Сюжет сцен изменялся, он вышел за рамки культа Диониса и охватил все греческие сказания и жизнь людей. Древне греческие поэты ставили первые трагедии, которые базировались на определенном тексте. Появилась структура представления: выход актера, затем вступительная песнь хора (парод), далее чередующиеся речевые сцены (эписодии) и песни хора (стасим), трагедия завершалась эскодом, хор уходил под заключительный стасим. Несмотря на все изменения, драма еще была очень проста. Хор был основой представления и воздействовал на сознание и чувства зрителей. Сила и глубина голоса, его тембр, изменяющаяся скорость произношения – зачаровывали людей и включали их воображение.
Поэту Эсхилу показалось этого мало, и он ввел второго актера. Трагедия изменилась – в ней появилось больше действия. Но Эсхил все равно огромную роль отводил хору, который плавно вводил зрителей в сущность места, где происходило действие. Ровным и величавым голосом он повествовал об окружающей обстановке, о красоте дворца, тем самым, заставлял мысленным взором все это представить. В трагедии «Персы», чтобы показать величие и мощь персидской армии, хор перечислял длинный список непривычных для греков имен воинов. Но в его пении начинала проскальзывать тревога, предчувствие катастрофы. Таким образом, хор помогал зрителям оказаться рядом с героями и прочувствовать нестабильность ситуации, ощутить силу персов и сразу же тревогу персидской царицы Атоссы. Он также в определенные моменты описывал и разъяснял чувства, которые испытывали герои, чтобы зрители могли понять их действия.
В те времена, когда ставилась эта трагедия, не было осветителей, ветреных, световых и дымовых эффектов, поэтому, чтобы удержать зрителя, труппа выплескивала максимум эмоций. Хор в союзе с актерами зачаровывал зрителей единственным средством – голосом. Их пышные костюмы, декорации, расстановка на сцене, мимика, жестикуляция помогала им в этом. Для Эсхила – отца трагедии - интерес представлял не индивидуум, как у Софокла, а весь род с его историей, проклятиями и переживаниями. Состав хора сократился с 50 до 24 человек, но он по прежнему комментировал и повествовал основную часть драмы.
У Софокла же важнейшим являлся человек, его чувства, переживания, мечты и надежды. Он ввел третьего актера, после чего развитие трагедии остановилось на столетия. Доля реплик в произведении увеличивалась, и диалоги героев приобретали все большее значение. В то же время роль хора сократилась, и связь с происходящим на сцене ослабевала, количество участников уменьшилось до 15 человек. Но без хора и корефея все еще не возможно было передать суть ситуации, обрисовать происходящее, как на сцене, так и за ней. Хору часто принадлежала роль одного человека или группы лиц. Так в «Антигоне» он играл роль «хора фиванских старцев». В пароде они обрисовывали ситуацию, сложившуюся к началу заключительной части трилогии.
Смысл первой строчки - ощущения света и счастья, а четырех последних - гордость и радость. В древней Греции только хор мог взять на себя исполнение этой строфы - торжественные и громкие слова, многоголосный, но в тоже время единый голос, у актера не получилось бы передать те чувства, которые скрывает эти слова. На протяжении всей «Антигоны» корифей и «фиванские старцы» в каждом стасиме создавали небольшую интригу отдельно от эписодиев, предрекали что-то, но в неясных очертаниях. Это заставляло зрителей внимательно слушать каждое слово и дожидаться реплик героев.
Софокл отводил хору 1/3 часть, но все же важную долю. На смену ему пришли другие поэты, и это соотношение изменялось. Реплик становилось больше, так как диалог между героями приобретал все большее значение. Особенно это стало заметно в трагедиях Еврипида. В середине его творчества хору отводилась вспомогательная роль, стасимы являлись лирическими отступлениями. В последних произведениях Еврипида хор только оркестровал действия и придавал им определенную тональность.
В
дальнейшем хору принадлежала роль музыкального
сопровождения трагедий. Так продолжалось
до завоевания Греции римскими легионерами.
Библиография.