Война испанских колоний за независимость (1810-1826 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2015 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

В истории Латинской Америки XIX в. важнейшим событием было образование независимых латиноамериканских государств. Испания была одной из первых европейских стран, потерявших богатейшие колонии. Испанские колонии в Америке пережили один из самых важных периодовсвоей истории. В процессеосвободительной борьбы были заложены основы, будущих независимых национальных государств, базовые элементы политическойсистемы страны, политические партии и институты. Война за независимость стала своеобразным рубежом между колониальной историей и временем самостоятельного независимого развития новых латиноамериканских государств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1 ПРИЧИНЫ И НАЧАЛО ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ ИСПАНСКИХ КОЛОНИЙ ……………………………………………
1.1 Предпосылки начала войны за независимость……………..
1.2 Революционное движение 1808-1810 гг. в колониях и начало вооруженной борьбы………………………………………….
2 ХОД ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ ИСПАНСКИХ КОЛОНИЙ………………………………………………………………
2.1 Венесуэла и Новая Гренада……………………………..……
2.2 Рио-де-Ла-Плата……………………………………………...
2.3 Чили……………………………………………………………
2.4 Новая Испания………………………………………………..
3 ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ ИСПАНСКИХ КОЛОНИЙ…………………………………………..….
3.1 Освобождение Венесуэлы и Новой Гренады…………….…
3.2 Положение на Рио-де-Ла-Плата и освобождение Чили….…
3.3 Создание Перуанской Республики…………………………...
3.4 Новая Испания и Центральная Америка…………………….
4 РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ ИСПАНСКИХ КОЛОНИЙ……………………………………………..
4.1 Отношение европейских государств и США к войне за независимость…………………………………………………………….
4.2 Итоги и значение освободительной войны…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Война испансих колний за независимость.docx

— 84.94 Кб (Скачать файл)

Северной армии был назначен новый командующий Хосе де Сан-Мартин. Уроженец Ла-Платы из семьи испанского офицера и креолки. Военную службу начал в Испании, сражался против наполеоновских войск. Был членом тайного общества испаноамериканских патриотов «Ложа Лаутаро» и по его заданию выехал в 1812 г. на родину.

30 сентября 1813 г. открылся национальный конгресс в Асунсьоне, преобладали на котором представители сельского населения и городских низов. 12 октября принято единогласное решение об объявлении республики. Конгресс избрал двух консулов Франсиа и Йегрос, к которым перешли верховное командование и власть. Провозглашение республики означало разрыв отношений с метрополией. Парагвай явился первой провинцией бывшего вице-королевства Рио-де-Ла-Платы, предпринявшей столь решительный шаг.

Представители Восточного Берега были направлены в Буэнос-Айрес с документами о требовании полной независимости провинций Ла-Платы, установления республики, провозглашения гражданской и религиозной свобод, признания широкой автономии Восточного Берега и других провинций в рамках конфедерации. Ассамблея в Буэнос-Айресе не признала полномочия уругвайских депутатов и не допустила их к участию в своей работе.

В ответ на это Артигас в январе 1814 г. отвел свои войска, участвовавшие в осаде Монтевидео, к р. Уругвай, за что буэнос-айресское правительство объявило его вне закона и «изменником родины». Разогревшая борьба привела к тому, что в январе 1815 г. отряды уругвайских патриотов перешли в наступление, в итоге которого буэнос-айресские войска покинули Монтевидео. Эти успехи способствовали дальнейшему росту федералистских тенденций в соседних с Восточным Берегом провинциях. В июле 1815 г. по инициативе Артигаса состоялся федеральный конгресс, в котором приняли участие представители Восточного Берега, Энтре-Риос, Корриентес, Санта-Фе и Мисьонес. Конгресс одобрил разработанный Артигасом «Временный регламент Восточной провинции» [4, c.95].

Политические влияние Буэнос-Айреса к концу 1815 года было уменьшено и очень ограничено. Территорию между реками Уругваем и Параной контролировали федералисты во главе с Артигасом. В Верхнем Перу укрепились роялисты. Реальной стала угроза наступления испанских войск.

2.3 Чили

 

Значительно больший размах борьба за независимость получила в генерал-капитанстве Чили. Правда, и здесь по ряду причин, связанных с отдалённостью и изоляцией этой колонии, ее экономической зависимостью от Перу и другими обстоятельствами, борьба против чужеземных угнетателей в первые годы освободительной войны не достигла такой остроты, как в других районах Южной Америки.

Но вести о революционных событиях в Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе, Кито послужили толчком для выступления чилийских патриотов. По их требованию 18 сентября 1810 г. было созвано открытое заседание кабильдо Сантьяго, которое приняло решение о смещении губернатора и передаче его функций правительственной хунте. Роялисты добились большинства в национальном конгрессе, который открылся 4 июля 1811 г. Большая часть депутатов была настроена лояльно к метрополии и не выдвигала требования ликвидации колониальной зависимости.

Происпанская политика консервативной хунты вызвала разочарование и глубокое недовольство патриотических сил. 25 августа 1811 г. в Консепсьоне вспыхнуло восстание. Вслед за тем 4 сентября в Сантьяго патриоты, требовавшие независимости, свергли хунту и образовали новую, где руководящую роль вскоре стал играть молодой офицер Хосе Мигель Каррера., который стал фактически единоличным диктатором в Сантьяго.

Но его власть не была признана на всей территории Чили. Особенно решительно против диктаторских замашек Карреры выступала хунта Консепсьон, во главе с Мартинесом де Росасом. Вскоре часть его приверженцев перешла на сторону Карреры, а Мартинес де Росас был арестован и затем выслан из Чили [3, c.62].

Несмотря на требования патриотов, добивавшихся полного разрыва с Испанией и проведения демократических преобразований, правительство Карреры придерживалось весьма умеренного политического курса. 27 октября 1812 г. оно обнародовало «Временный конституционный регламент», который провозглашал принцип народного суверенитета, демократические свободы и т.д., но вновь подтверждал признание верховной власти Фердинанда VII.

В марте 1813 г. на юге Чили высадились испанские войска и быстро заняли значительную территорию. Главнокомандующим вместо Карреры был назначен Бернард О’ Хиггинс (1778—1842). Однако испанские войска продолжали свое продвижение на север и в марте 1814 г. форсировали р. Мауле.

В такой обстановке «верховный правитель» де ла Ластра, которому хунта передала власть, принял предложение испанского командования о прекращении военных действий. В начале мая на берегу р. Лиркай было подписано соглашение, по которому чилийцы обязались полностью и безоговорочно признать власть короля Испании, т. е. отказывались, по существу, от требования национальной независимости, а испанские войска должны были покинуть территорию Чили. Патриоты во главе с Каррерой выступили против. Страна оказалась перед угрозой гражданской войны.

Обострением разногласий между чилийскими патриотами не преминули воспользоваться испанские колонизаторы. Вице-король Перу дезавуировал Лиркайское соглашение и направил в Чили новые подкрепления. Патриоты в октябре 1814 г. были разбиты в ожесточенном бою при Ранкагуа (южнее Сантьяго). О’ Хиггинсу и Каррере едва удалось спастись и перебраться через Анды в лаплатскую провинцию Мендосу [3, c. 63].

Несколько дней спустя испанские войска вступили в Сантьяго, и вскоре в Чили был полностью восстановлен колониальный режим. Начались массовые репрессии против патриотов.

 

2.4 Новая Испания

В Новой Испании (современная Мексика) освободительное движение сразу же стало поистине всенародным и приобрело социальную окраску. Народное восстание возглавил здесь приходский священник селения Долорес Мигель Идальго (1753—1811). Это был высокообразованный человек, известный своими передовыми взглядами. Во время учебы в Лондоне Идальго состоял в тайном патриотическом обществе, основанном Мирандой. Вернувшись на родину, он принял активное участие в анти испанском движении и в 1810-1812 гг. являлся ближайшим сподвижником Мартинеса де Росаса [3, c.64].

Восстание началось 16 сентября 1810 г., когда Идальго призвал своих прихожан к вооруженной борьбе за свободу и землю. Движение сразу же приняло массовый характер. За полтора месяца армия Идальго выросла до 80 тыс. человек. Однако цели участников восстания были различны. Те из них, кто принадлежал к привилегированным слоям колониального общества, стремились главным образом к освобождению от испанского ига и установлению независимости. Для большинства же повстанцев не меньшее значение имели социальные задачи — ликвидация феодальных порядков, форм эксплуатации, землевладения. Видя в антифеодальном характере народного движения угрозу своим классовым интересам, большинство креольских помещиков и купцов, а с ними многие чиновники и офицеры перешли на сторону колонизаторов и стали помогать им в подавлении освободительного движения.

В конце октября 1810 г. армия Идальго нанесла серьезное поражение испанским войскам у горного перевала Монте-де-лас-Крусес и подошла к столице Новой Испании Мехико. В середине января 1811 г. революционная армия была разгромлена испанскими войсками. 21 марта Идальго и других руководителей восставших в результате предательства захватили и казнили.

Несмотря на это, освободительное движение продолжало развиваться, и во второй половине 1811 г. вновь охватило большую часть страны. После гибели Идальго борьбу за независимость возглавил сельский священник Хосе Мария Морелос (1765—1815) — сын плотника, бывший в молодости погонщиком. Обладая выдающимся военным талантом, Морелос отличался исключительной скромностью и считал себя лишь «слугой нации».

В конце сентября 1812 года в Мехико был обнародован текст конституции, принятой 18 марта испанскими кортесами (Учредительным собранием), заседавшими в Кадисе. Кадисская конституция провозглашала принцип народного суверенитета, ограничивала прерогативы короля, декларировала неприкосновенность личности, имущества и жилища, подтвердила неделимость испанской империи, включая территорию, расположенную в обоих полушариях. Однако не обеспечивала гражданские права всем слоям колониального общества. Она устанавливала равное представительство метрополии и колоний в кортесах.

Принятие Кадисской конституции и прочие акты кортесов способствовали усилению революционных настроений в Новой Испании. Во второй половине 1812 г. повстанцы заняли Теуакан, Оахаку и другие города, а в апреле 1813 г. овладели важным опорным пунктом испанцев на южном побережье — тихоокеанским портом Акапулько.

В середине сентября 1813 г. по инициативе Морелоса в Чильпансинго был созван национальный конгресс, которому Морелос представил разработанную им программу. Она предусматривала осуществление национальной независимости и народного суверенитета, отмену рабства, упразднение податей и налогов и т. д. 6 ноября конгресс принял декларацию о независимости Мексики от Испании, а год спустя, 22 октября 1814 г., в Апацингане — первую в истории страны конституцию, которая устанавливала республику, провозглашала равенство граждан, различные свободы.

В декларации независимости сказано: «1813. Конгресс Анауака, законно собравшийся в городе Чильпансинго в Северной Америке из представителей ее провинций, пред господом богом, судией власть умеряющим, создателем общества, дарующим и берущим все по неведомым нам предопределениям своего провидения, торжественно заявляет: что в свете настоящих событий в Европе он взял на себя осуществление власти узурпированной Европой; что в связи с этим рушится и уничтожается на веки веков зависимость от испанского трона; что Америка вольна устанавливать законы, которые ей подходят для лучшего устройства и внутреннего благополучия, свободна вершить войну и мир и заключать союзы с монархиями и республиками старого континента, так же как и заключать конкордаты с верховным римским жрецом для руководства римской католической апостолической церковью и назначать послов и консулов; что не исповедуется и не признается никакая другая религия, кроме католической, и не дозволяется и не допускается ни явное, ни тайное отправление другой религии; что всей своей властью она будет блюсти чистоту веры и других догм, сохранит институт монашества» [17, c. 294].

К концу 1815 г. колонизаторам удалось разгромить главные силы повстанцев, Морелос был казнен. Испанское господство восстановлено.

Реставрация абсолютной монархии Бурбонов в Испании позволила правительству Фердинанда VII усилить борьбу против освободительного движения в американских владениях. Этому способствовала и благоприятная международная обстановка: разгром Наполеона, победа принципов легитимизма в Европе, создание Священного союза, а также война между Англией и США, отвлекавшая их внимание от революционных событий в испанских колониях. В большей части Испанской Америки, за исключением Рио-де-Ла-Платы, к концу 1815 г. был восстановлен колониальный режим [3, c. 64].

 

3 ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ ИСПАНСКИХ КОЛОНИЙ

 

3.1 Освобождение Венесуэлы и Новой Гранады

После тяжелых поражений креольские руководители осознали необходимость включить в свою программу социальные требования в интересах народных масс: прежде всего речь шла об отмене рабства и о земле. К этому выводу пришел Симон Боливар, находясь в эмиграции. В его знаменитых «Письмах с Ямайки» (1815) изложена новая программа освободительного движения, в которой предусматривалась борьба за отмену рабства, наделение землей солдат освободительной армии.

В 1816 г. созданная Боливаром на острове у берегов Венесуэлы революционная армия вступила в Венесуэлу и нанесла поражение испанским войскам.

В течение 1817-1818 гг. венесуэльские патриоты освободили значительную территорию в бассейнах Ориноко и ее притока Апуре. Их успехам способствовала поддержка широких слоев  населения, страдавшего от террора колонизаторов. Отмена рабства, издание в 1817 г. декретов о конфискации имущества испанской короны и роялистов, а также о наделении солдат освободительной армии землей помогли Боливару заручиться симпатиями народных масс. В его отряды влились многие негры-рабы; воинственные льянеро под командованием своего вожака Паэса перешли на сторону патриотов и нанесли роялистам сокрушительное поражение в долине Апуре. С начала 1819 г. стали прибывать добровольцы из Англии и других европейских стран. [3, с. 66].

По инициативе Боливара в столице освобожденной от испанского господства провинции Венесуэлы городе Ангостуре 15 февраля 1819 г. был созван второй национальный конгресс. Конгресс вновь провозгласил независимость Венесуэлвы, назначил Боливара временным президентом республики и главнокомандующим освободительной армией, а также утвердил изданные им в 1816-1817гг. декреты. Однако в связи с обострением военной обстановки Боливару вскоре пришлось покинуть Ангостуру, чтобы лично руководить боевыми действиями.

В 1819 г. Боливар во главе освободительной армии совершил поход через высокогорные перевалы Анд в Новую Гранаду. Разгромив испанские войска в битве при Бояке (1819), войска Боливара и новогранадского генерала Сантандера вступили в столицу Боготу и освободили всю территорию страны.

11 декабря 1819 г.  в Ангостуру  возвратился Боливар, который предложил  конгрессу осуществить объединение Венесуэлы и Новой Гранады. 17 декабря конгресс утвердил «Основной закон республики Колумбии», согласно которому территории бывшиего генерал-капитанства Венесуэлы и вице-королевства Новой Гранады (включая аудиенсию Кито) объединялись в федеративную республику Колумбию. Это государство должно было состоять из трех департаментов (Венесуэла, Кито и Кундинамарка), возглавляемое соответственно тремя вице-президентами. В тот же день временным президентом Колумбии был единогласно избран Боливар. 27 февраля 1820 г. собравшаяся в Боготе ассамблея Новой Гранады одобрила решение Ангостурского конгресса.

Информация о работе Война испанских колоний за независимость (1810-1826 гг.)