Международные экономические отношения России и Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 21:33, реферат

Описание работы

Начало XVII века в истории России было ознаменовано крупнейшими политическими и социально-экономическими потрясениями. Это время историками было названо Смутой. Многочисленные народные волнения, безвластие и произвол польско-шведских интервентов привели страну к невиданному хозяйственному разорению. Последствием смутного времени был мощный регресс экономического и социально-политического положения по сравнению с достигнутым к концу XVI века. Документальные и литературные источники того времени рисуют мрачные картины разоренных, обезлюдевших городов и селений, запустевших пашенных земель, упадка ремесла и торговли. Тем не менее русские люди достаточно быстро справились с бедствиями, и к середине XVII века жизнь стала входить в прежнее русло.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 27.36 Кб (Скачать файл)

 Введение. 

 Начало XVII века в истории России было ознаменовано крупнейшими политическими и  социально-экономическими потрясениями. Это время историками было названо  Смутой. Многочисленные народные волнения, безвластие и произвол польско-шведских интервентов привели страну к  невиданному хозяйственному разорению. Последствием смутного времени был  мощный регресс экономического и  социально-политического положения  по сравнению с достигнутым к  концу XVI века. Документальные и литературные источники того времени рисуют мрачные  картины разоренных, обезлюдевших городов  и селений, запустевших пашенных земель, упадка ремесла и торговли. Тем не менее русские люди достаточно быстро справились с бедствиями, и  к середине XVII века жизнь стала  входить в прежнее русло.     

 В 1617 году между Россией и Швецией был заключен Столбовский мирный договор, который не только урегулировал политические отношения России со своим северо-западным соседом, но и установил новые правила торгового обмена между странами. Хотя договор был составлен в пользу Швеции, но и для России он сыграл свою положительную роль.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Столбовский мирный договор. 

 В январе 1616 г., после прекращения военных  действий между Россией и Швецией, в Старой Руссе съехались делегации  Швеции и России для проведения мирных переговоров. Посредниками выступали  англичанин Джон Мерик и голландские  послы. Но через два месяца из-за выявившихся глубоких разногласий  переговоры были сорваны и в феврале  члены делегаций разъехались  по своим странам. Однако, необходимость  в их возобновлении была ясна, и  почти через год, в декабре 1616 г. по инициативе шведской стороны, они  были возобновлены в деревне Столбово (или Столбове), близь Тихвина, в 50 верстах от Новой Ладоги, на реке Сясь. В этот раз посредником выступал один Джон Мерик.

 После двух месяцев  бурных дебатов они были завершены  в январе 1617 г., а 27 марта того года был подписан мирный трактат, получивший название Столбовского мира.

 Согласно  тексту договора, шведская сторона возвращала России захваченные в годы Смуты Великий Новгород и всю Новгородскую вотчину, в том числе Старую Руссу, Ладогу, Порхов, Гдов, но сохраняла за собой исконно русские города и земли Ивангород, Остров, Копорье, Орешек, Корелу, Ингрию (Ижорскую землю). Кроме того, Москва обязалась уплатить шведской короне 20 000 серебряных рублей — огромную сумму с учётом курса рубля начала XVII века (в начале XVII века один рубль содержал 49 грамм серебра, соответственно, 20  000 серебряных рублей равнялись 980 кг серебра). Москва отказывалась от претензий на Ливонию и Карельскую землю.

 Было утверждено право свободной торговли для  торговых людей двух сторон. Но шведским купцам не дозволялось ездить с товарами через Московское государство в Персию, Турцию и Крым, а московским — через Швецию в Англию, Францию и другие западноевропейские страны.

 Обе договаривающиеся страны обязывались не переманивать перебежчиков из-за рубежа и передавать тех, кто уже перешёл границу.

 Столбовский мир совершенно отрезал Россию от Балтийского моря, что позволило королю Густаву Адольфу считать договор крупной победой шведской армии и дипломатии. Выступая в шведском парламенте — риксдаге, он сказал: «Одно из величайших благ, дарованных Богом Швеции, заключается в том, что русские, с которыми мы издавна были в сомнительных отношениях, отныне должны отказаться от того захолустья, из которого так часто беспокоили нас. Россия — опасный сосед. Её владения раскинулись до морей Северного и Каспийского, с юга она граничит почти с Чёрным морем. В России сильное дворянство, множество крестьян, народонаселённые города и большие войска. Теперь без нашего позволения русские не могут выслать ни одной лодки в Балтийское море. Большие озёра Ладожское озеро и Пейпус, Нарвская поляна, болота в 30 вёрст ширины и твёрдые крепости отделяют нас от них. Теперь у русских отнят доступ к Балтийскому морю, и, надеюсь, не так-то легко будет им перешагнуть через этот ручеёк».

 Швеция стремилась заставить русских купцов работать на шведскую казну. Каким образом? Путем  попыток сосредоточить всю торговлю в прибалтийских портах и собирая  большие пошлины. Однако осуществить  эти планы шведским правительственным  кругам очень мешал единственный русский морской порт, имеющий  короткий навигационный срок, но принимавший  и отправлявший огромное количество кораблей — Архангельск.  
     Русское правительство было серьезно озабочено тем, что морская торговля могла попасть в полную зависимость от Швеции. Вот почему Москва проводила жесткую протекционистскую политику и делало все для развития торговли через Архангельск. Этот город стал важным морским портом для России, поскольку составлял серьезную конкуренцию портовым городам прибалтийских владений Швеции.  
     Разумеется, шведское правительство прилагало огромные усилия, чтобы перенести, как минимум, большую часть архангельской торговли на Балтику, а как максимум закрыть Архангельск для иноземных и русских купцов, чтобы заставить их везти свои товары в шведские прибалтийские провинции. Россия же была одним из основных поставщиков сельскохозяйственного сырья в Европу.  
     Шведский король посылает соответствующие указания своим дипломатическим представителям в России Карлу Померенингу и, позже, Иоганну де Родесу. Причем задание было не просто досконально изучить что, кто и как продает в Архангельске, но и найти способы и возможности для достижения вышеуказанных целей.  
     Донесения, посылаемые Иоганном де Родесом в Швецию интересны как тем, кто занимается «внутренней» историей, обычаями и жизнью Московии, так и тем, кому интересно проследить ход «внешней» истории страны. Это богатый источник по истории русско-шведских торговых и политических взаимоотношений середины XVII века.  
     Иоганн де Родес крайне ответственно и скрупулезно отнесся к королевскому поручению, и ничто, что касалось русской внешней торговли не ускользало от его внимания.  
     Так, в частности, он уговаривал русских купцов, изрядно устававших от проволочек властей, из-за которых они несли убытки, направлять свои товары не на север, а на запад, то есть на то же самое балтийское побережье. Те же самые уговоры были и в отношении иностранных купцов.  
     Кроме того, Родес расспрашивал купцов об условиях их торговли в Архангельске и о том, не думают ли они привозить свои товары в Ревель и Нарву. Шведский представитель в Лондоне Кристофер Бонде пытался склонить Кромвеля к нападению на Архангельск, воспользовавшись ухудшением русско-английских отношений из-за казни Карла I и ряда экономических противоречий: Английская республика требовала для своих купцов прежних привилегий, в противном случае угрожала напасть на Архангельск. В Стокгольме, конечно, никто не возражал осуществить собственные планы чужими руками.     

 Но благодаря  гибкой внешней политике русскому государству  удалось ликвидировать противоречия с Англией и всячески поощрять как иноземных, так и русских  купцов, которые везли свои товары через Архангельск, а тем, кто  предпочитал Балтийское море, приходилось  платить довольно высокую пошлину.  
     Выгодна была для обеих сторон прямая, без посредников, торговля по Невскому пути.  
Русские люди, как купцы, так и крестьяне из Тихвина, Олонца и других мест активно торговали со Швецией и смело пускались в морские путешествия, а благодаря купцам-посредникам из прибалтийских шведских провинций, получали возможность торговать со многими европейскими торговыми людьми.  
     Прямая невская торговля давала возможность русским купцам получать всю прибыль самим, что позволяло ослабить гнет системы торгово-экономических отношений, установленных Столбовским договором.  
    Вопреки сложившимся ранее стереотипам, утверждавшим, что Россия была глубоко отсталой страной, вывозившей исключительно сырье и продукты сельского хозяйства, данные о товарообмене между Швецией и Россией говорят об обратном. В частности, большую часть русского экспорта в Швецию составляли предметы ремесленного производства, а предметом импорта была медь, необходимая для проведения денежной реформы.

 Таким образом, усиливающийся внутренний обмен, растущее товарное обращение, формирование и  рост всероссийского рынка подготавливали Московское государство к ведению  самостоятельной и активной торговли на Балтике, а гибкая и разумная внешняя и внутренняя политика позволила русскому государству подготовиться к ведению борьбы за получение выхода к Балтийскому морю, успешно завершившейся в эпоху реформ Петра I. 

Результаты  Столбовского мира.

  • Швеция вернула России Новгород, Порхов, Старую Руссу, Ладогу, Гдов и Сумерскую область.
  • Россия уступала Швеции Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корелу — то есть весь выход к Балтийскому морю, кроме того, Россия должна была заплатить Швеции 20 тыс. рублей.
  • Англия укрепила торговые позиции в России.

 Границы, установленные  Столбовским миром, сохранялись  до начала Северной войны 17001721. 
 

Оценка  Столбовского договора.

 В сложной  международной и внутренней обстановках  начала XVII века, когда только что  завершилась драматическая эпоха  Смутного времени, поставившая страну на грань национальной катастрофы, Столбовский мир был положительным, но временным этапом стабилизации на северо-западных границах России. Судьба захваченных шведами русских  земель не была решена. Теперь ясно, что  король Густав Адольф преждевременно радовался. Борьба за освобождение русских  земель, за выход на берега Балтийского  моря, только началась. И Столбовский  трактат был важнейшим первым шагом на этом пути.

 В 1656 стольник П. И. Потёмкин (1617—1700) с русскими полками вышел на берега Невы, в месте впадения в неё реки Охты. Он штурмом взял шведскую крепость Ниеншанц, которую русские называли Канцы (Шанцы). Затем он атаковал другую шведскую крепость, расположенную в верховьях Невы, — Шлиссельбург (русский Орешек) и взял её. Таким образом вся Нева оказалась под русским контролем. Но тогда закрепиться в этом, прежде русском районе, Потёмкин не смог, и в 1658 вынужден был отступить, передав эстафету следующим поколениям.

 Окончательно  эту территорию освободил от иноземных  захватчиков Пётр I, что было официально зафиксировано в Ништадтском мирном договоре со Швецией от 30 августа 1721. Русскую делегацию на переговорах возглавляли Я. В. Брюс и А. И. Остерман. 24 статьи договора навечно закрепили государственную границу между Россией и Швецией. По этому договору Россия вернула утраченные в 1617 г. земли: Карелию и Ингерманландию и юридически закрепила территориальный выход к Балтийскому морю. Кроме того, по условиям договора Швеция передала России ряд своих провинций: Лифляндию с городом Ригой, Эстляндию с Ревелем и Нарвой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Лыжин. Столбовский договор и переговоры, ему предшествовавшие. СПб, кн. III
  2. Никифоров Л. А. Внешняя политика России в последние годы Северной войны. Ништадский мир. М., 1959
  3. Коваленко Г.М. Русско-шведские отношения в XVII веке, Петрозаводск, 1982.
  4. Интернет: ru.wikipedia.org

Информация о работе Международные экономические отношения России и Швеции