Нормы, источники и принципы международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 16:31, доклад

Описание работы

Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное число случаев. Поэтому в доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение.

Файлы: 1 файл

Нормы, источники и принципы международного права.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

    12. Принцип неприменения силы касается центральной проблемы любой правовой системы - соотношения силы и права. Ввиду отсутствия в международной системе надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. Такое положение придает особое значение установлению правовых рамок применения силы <*>.

    На  протяжении истории суверенным правом государства считалось право на войну (jus ad bellum). Подобное положение дорого обошлось человечеству. В непрерывных войнах погибло не менее 3,5 млрд. человек. Начало изменению ситуации было положено в 1928 г. Парижским пактом об отказе от войны как орудия национальной политики. Пакт явился важным шагом в становлении принципа неприменения силы в качестве обычной нормы общего международного права. Окончательно утвердился он с принятием Устава ООН.

    Устав поставил главной целью - избавить грядущие поколения от бедствий войны. Вооруженные силы могут применяться не иначе как в общих интересах. Запрещено применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН. Устав ставит в один ряд угрозу силой и ее применение. Из этого следует, что угроза силой будет противоправной в тех же случаях, что и ее применение. Это положение подтверждено Международным Судом ООН <*>.

    Устав предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во-вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51). По решению Совета Безопасности принудительные меры могут предприниматься и участниками региональных соглашений. Без полномочий Совета такие меры на основе региональных соглашений предприниматься не могут (ст. 53).

    В 1999 г. участники НАТО отметили 50-летие  существования Союза. Была принята  новая стратегическая концепция. Она  предусматривает расширение сферы  действия Союза за пределы территорий участников, за пределы, предусмотренные ст. 5 Североатлантического договора. НАТО практически присвоила себе право применять силу в неограниченном масштабе вопреки Уставу ООН. К чему ведет подобная концепция, было продемонстрировано агрессией НАТО против Югославии, имевшей самые печальные последствия.

    Понятие силы включает прежде всего агрессивную  войну, которая квалифицируется  как преступление против мира, причем настолько опасное, что запрещена  и пропаганда агрессивной войны. Агрессия представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства. Из этого видно, что имеются в виду достаточно широкомасштабные военные действия, способные поставить под угрозу суверенитет, территориальную неприкосновенность государства. Пограничные инциденты таковыми не являются.

    Принятое  Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. определение агрессии содержит перечень действий, представляющих собой акты агрессии, независимо от того, имело  ли место формальное объявление войны. К ним отнесены следующие действия.

    1. Вторжение или нападение вооруженных  сил государства на территорию  другого государства; любая военная  оккупация, сколь бы кратковременной  она ни была, если она явилась  результатом вторжения или нападения. Это относится и к аннексии территории государства в результате применения силы.

    2. Применение любого оружия одним  государством против территории  другого государства, даже если  оно не сопровождается вторжением  вооруженных сил.

    3. Нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого.

    4. Применение вооруженных сил одного  государства, находящихся по соглашению  со страной пребывания на ее  территории, в нарушение условий  такого соглашения.

    5. Действия государства, позволяющего, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии.

    6. Засылка государством вооруженных  банд, групп, а также регулярных  сил или наемников на территорию  другого государства в целях применения против него вооруженной силы.

    Из  сказанного следует, что как субъектом, так и объектом агрессии может  быть только государство - субъект международного права. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Иные действия также  могут быть признаны актами агрессии, но сделать это может только Совет Безопасности ООН.

    Наконец, в определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого характера: политические, экономические, военные или иные - не могут служить  оправданием агрессии.

    Для выяснения содержания принципа неприменения силы существенное значение имеет понятие права на самооборону. Устав ООН квалифицирует его как неотъемлемое право государства. Международный Суд ООН выводит это право из основного права каждого государства на выживание <*>. Право на самооборону возникает лишь в случае нападения одного государства на другое. После нападения террористов 11 сентября 2001 г. США заявили, что они вправе применить вооруженную силу против террористических организаций и поддерживающих их государств в порядке осуществления права на самооборону. На этом основании была осуществлена военная акция США и их союзников против Афганистана в 2001 г. Такое понимание права на самооборону не встретило протеста со стороны международного сообщества.

    Право на самооборону должно использоваться лишь в случае необходимости, и предпринимаемые меры должны быть пропорциональными. Они не должны выходить за рамки того, что требуется для отражения агрессии.

    Устав ООН предусматривает право не только на индивидуальную, но и на коллективную самооборону, которая может иметь место только по просьбе государства, подвергшегося нападению. С учетом этого положения Международный Суд ООН признал США нарушившими принцип неприменения силы в отношении Никарагуа <*>. Право на принятие мер в порядке коллективной самообороны после запроса государства-жертвы принадлежит всем государствам. Совет Безопасности в 1990 г. признал право на коллективную самооборону за любым государством, оказывающим помощь Кувейту после нападения на него Ирака. 

    13. При определении принципов, лежащих в основе ООН, ее Устав первым указывает принцип суверенного равенства государств (ст. 2). Этот принцип лежит и в основе всего международного права, характерные черты которого определяются прежде всего тем, что его субъектами являются равносуверенные государства.

    Основное  содержание принципа:

    - государства обязаны уважать  суверенное равенство и своеобразие  друг друга, а также все права,  присущие суверенитету, включая  правосубъектность; каждое государство  имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила;

    - все государства обладают равными  основными правами и обязанностями;

    - они обязаны уважать право  друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом;

    - каждое государство вправе участвовать  в международных организациях  и договорах;

    - государства должны добросовестно  выполнять свои обязательства по международному праву.

    Принцип состоит из двух элементов - суверенитета и равноправия, между которыми существует неразрывная связь. Суверенитет  может быть реальным лишь в условиях равноправия. Взаимное уважение суверенитета - необходимое условие равноправия.

    Суверенитет обычно понимается как полновластие государства внутри страны и независимость  вовне. Точность этого понимания  относительна. Полновластие государства  внутри страны ограничено правами народа и человека. Всеобщая декларация прав человека подтвердила общий принцип конституционного и международного права: "Воля народа должна быть основой власти правительства" (ст. 21). Конституция РФ: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3).

    Народу  принадлежит высшее право определять экономическую, социальную, политическую систему страны. Международное право  обязывает государство уважать  право народа распоряжаться своей  судьбой. Народ решает вопрос о государственной форме своего существования вплоть до ликвидации данного государства, например путем присоединения к другому государству.

    Внешняя независимость также относительна. Суверенная власть государства ограничена аналогичной властью других государств. Уже в силу этого очевидна несостоятельность концепции абсолютного суверенитета, т.е. неограниченного суверенитета. Одна из главных функций международного права - разграничение сфер действия суверенной власти государств. Кроме того, суверенитет осуществляется в рамках международного права. Неслучайно принцип суверенного равенства включает требование выполнять обязательства по международному праву.

    В литературе и практике весьма распространен  взгляд, согласно которому любое международное  обязательство ограничивает суверенитет или что международное право и суверенитет вообще несовместимы <*>. На самом деле суверенитет и международное право - взаимосвязанные и необходимые друг другу явления. Своей суверенной властью государства создают международное право и обеспечивают его реализацию. Со своей стороны, международное право служит гарантией суверенитета. Его основные принципы являются хартией суверенных прав государства. Международное право разграничивает действие суверенной власти государств, регулирует взаимодействие суверенных властей и тем самым обеспечивает реализацию суверенных прав.

    Так же как свобода человека может  быть обеспечена лишь в рамках права, так и суверенитет может быть реальным для всех государств лишь в условиях международного правопорядка. Упрочение этого правопорядка ведет к повышению реальности прав государств, особенно средних и малых, которые в прошлом были жертвами произвола крупных держав.

    Заключая  договор, государство не ограничивает, а реализует свой суверенитет. Благодаря  договору оно не только создает для себя обязанности, но и обретает дополнительные возможности осуществления суверенных прав. Эта проблема носит далеко не только теоретический характер. Она стала предметом большой политики

    Все чаще встречаются высказывания о  сумерках, закате суверенитета в век глобализации <*>. Пишут о том, что взаимозависимость ликвидировала государство как независимое суверенное образование <**>. Даже в одном из обзоров МИД СССР говорилось об "эрозии государственного суверенитета" <***>. Думается, однако, что происходит не ликвидация суверенитета, а изменение содержания этого понятия. Новое состоит прежде всего в том, что суверенитет уже не включает права на применение силы. Международное право перестает ограждать суверенитет государства, в котором антидемократический режим грубо попирает права человека. Государство лишено права издавать законы, нарушающие общепризнанные права народа и человека. В конституционном праве утверждается принцип приоритета международного права в отношении национального права.

    Вместе с тем международное право расширяет пространственную сферу действия суверенитета, закрепляя за государствами определенные суверенные права в космическом пространстве, на континентальном шельфе, в экономической зоне. Оно закрепляет право государства участвовать в решении общих проблем.

    Таким образом, суверенитет продолжает играть важную роль как внутри государства, так и в международных отношениях. Вместе с тем в условиях растущей взаимосвязанности государств ограничиваются возможности одностороннего выбора поведения. Все меньше действий на мировой арене могут осуществляться без взаимодействия с другими государствами. Растет число проблем глобального значения, которые могут быть решаемы лишь совместными усилиями государств. Осуществление суверенитета должно происходить с учетом единства глобальной системы.

    Таким образом, суверенитет государства - это исходящая от народа верховная  власть государства, независимо осуществляемая в соответствии с национальным и  международным правом.

    Равенство - второй элемент рассматриваемого принципа, нераздельно связанный с суверенитетом. Речь идет о равенстве суверенных прав государств. Что же касается иных прав, то они могут существенно различаться <*>. Одно государство участвует во многих договорах, другое - в ограниченном числе. Международное право - право равных (jus inter pares).

    Не  следует вместе с тем упрощать проблему равенства. Никто не станет отрицать фактическое неравенство  государств, но это лишь подчеркивает значение их юридического равенства. Неравны  и люди по своим возможностям, но это не вызывает сомнений в их равенстве перед законом.

    Равенство правового статуса государств означает, что все нормы международного права применяются к ним одинаково, обладают равной обязательной силой. Государства  обладают равной способностью создавать для себя права и принимать обязательства. По мнению Международного Суда ООН, равенство означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых международным правом <*>. Все государства обладают равным правом участвовать в решении международных проблем, в которых они законно заинтересованы. 

    14. Основное содержание принципа определено Уставом ООН. Устав не дает Организации права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава ООН. Делается лишь одно исключение - принцип не затрагивает применения мер на основании гл. VII <*>. Это значит, что принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру или нарушения мира. Исходя из этого, Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея ООН не столько выясняют вопрос о том, является ли данное дело внутренним, сколько определяют наличие угрозы миру. При этом не останавливаются перед урегулированием внутренних проблем. Так, в ряде резолюций 1993 г. о Камбодже Совет затрагивал вопросы проведения выборов, обеспечения свободы слова и др.

Информация о работе Нормы, источники и принципы международного права