Международное гуманитарное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2010 в 08:47, Не определен

Описание работы

Международное гуманитарное право — отрасль международного права, принципы и нормы которой в целях ограничения бедствий войны определяют недопустимые методы и средства ведения военных действий и защищают жертв войны

Файлы: 1 файл

контрольная по междунар праву.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

  Гуманитарное  право распространяется и на случаи, когда применение вооруженных сил  не встречает вооруженного сопротивления, например в случае оккупации части  или всей территории иностранного государства  при отсутствии вооруженного сопротивления (ст. 2, общая для всех Женевских конвенций 1949 г.).

  Первый  Дополнительный протокол 1977 г. содержит положение, согласно которому национально-освободительные войны являются международными вооруженными конфликтами. Протокол определил такие войны как вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН (ст. 14) и в Декларации о принципах международного права.

  В соответствии с закрепленным упомянутой Декларацией принципом самоопределения ни одно из его положений не может толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории.

  На  основе этого положения юристы приходят к выводу: «Таким образом, выходит, что  войны за отделение от такого рода государств не относятся к международным  вооруженным конфликтам, осуществляемым в порядке самоопределения».

  Характерная черта современного гуманитарного права состоит в том, что оно распространяет свое действие и на вооруженные конфликты немеждународного характера. Этим конфликтам посвящен второй Дополнительный протокол 1977 г. После утверждения в международном праве отрасли «международное право прав человека» гуманитарное право не могло игнорировать задачу защиты прав человека и в конфликтах немеждународного характера.

  Вооруженный конфликт может одновременно иметь  как международный, так и немеждународный  характер.

  Второй  Дополнительный протокол 1977 г. указывает следующие характерные черты конфликта немеждународного характера: его пределы ограничены территорией государства; участниками вляются вооруженные силы государства и антиправительственные вооруженные силы либо иные организованные вооруженные группы. Последние должны находиться под командованием, несущим ответственность за их действия; антиправительственные силы должны осуществлять такой контроль над частью территории, который позволяет им проводить непрерывные и согласованные военные действия и применять данный Протокол (ст. 1.1).

  Не  относятся к конфликтам немеждународного характера и не подпадают под  действие второго Дополнительного  протокола беспорядки, отдельные  и спорадические акты насилия  или иные акты аналогичного характера. Также протокол исключает из сферы своего действия большинство современных внутренних конфликтов с применением оружия и предъявляет довольно высокие требования к антиправительственным силам для признания их участниками немеждународного вооруженного конфликта.

  В тех случаях, когда наличие немеждународного вооруженного конфликта не установлено, применяются общепринятые принципы и нормы о правах человека. Генеральная  Ассамблея ООН не раз указывала  на необходимость уважения прав человека в любом вооруженном конфликте.

  Любой вооруженный конфликт, не выходящий  за пределы государства, считается  его внутренним делом. Государство  вправе устанавливать нормы, регулирующие его отношения с восставшими  гражданами, включая нормы, устанавливающие  преступность восстания. Это положение признано как в научной литературе, так и в международной практике1.

  Распространение действия гуманитарного права на вооруженные конфликты немеждународного характера имеет серьезное значение. Вспомним, что большинство вооруженных  конфликтов последнего времени возникало внутри государств. Только в пределах бывшего СССР: Приднестровье, Нагорный Карабах, Абхазия, Чечня. Миротворческие силы ООН применялись в конфликтах в Анголе, Эфиопии, на Кипре, в Кампучии и др. Возникший как внутренний, конфликт в Югославии превратился в международный с образованием новых независимых государств.

  Действие  гуманитарного права распространяется на ведение военных действий, где  бы они ни происходили. Вместе с тем  существуют и территориальные аспекты сферы его действия. С этой точки зрения различают:

  а) театр войны — все виды территории (сухопутная, воздушная, водная) воюющих, на которой они вправе

    вести военные действия;

б) театр  военных действий — сухопутные, воздушные и водные пространства, на которых военные действия

    фактически  ведутся.

  В последние годы появилось понятие «зона военных действий».

  Зоны  военных действий могут устанавливаться  как зоны правомерного контроля со стороны воюющей стороны, а не как зоны произвола.

  Международное право преследует цель предельного ограничения театра военных действий. Ни театром войны, ни театром военных действий не могут быть территория нейтральных государств, нейтрализованные территории (например, архипелаг Шпицберген), Антарктика, космическое пространство, включая Луну и иные небесные тела.

  Установлены ограничения и на территории воюющих  стран. Не могут быть театром военных  действий, например, создаваемые воюющими сторонами санитарные зоны и местности, центры сосредоточения культурных ценностей  и др.

  Что же касается гуманитарного права, то Женевские конвенции 1949 г. решили вопрос достаточно четко. Его нормы должны применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта даже в том случае, если состояние войны участниками не признается (общая для всех Женевских конвенций ст. 2).

  Вооруженный конфликт означает военные действия значительного масштаба. Вооруженные  акции иностранных спецслужб  не могут рассматриваться как  вооруженный конфликт, а их участники  претендовать на статус комбатантов  и соответственно военнопленных. С другой стороны, в случае любого уровня пограничного конфликта между вооруженными силами государств их участники обладают всеми правами комбатантов.

  Подчеркнем, что на обязательность применения гуманитарного  права не влияет то обстоятельство, что одна сторона ведет агрессивную войну, а другая осуществляет право на самооборону. Это обстоятельство не освобождает ни одну из сторон от необходимости соблюдения правовых норм. Цель войны не оправдывает средства. Даже вооруженные силы ООН обязаны соблюдать нормы гуманитарного права.  

  Прекращение применения международного гуманитарного права  происходит по этапам. Нормы, регулирующие ведение военных действий, перестают применяться с прекращением этих действий. Что же касается норм о защите жертв войны, то они подлежат применению до окончательного урегулирования подпадающих под их действие вопросов. Так, режим раненых и больных воинов, а также военнопленных соблюдается до их репатриации.

  Относительно  населения оккупированной территории IV Женевская конвенция требует применения установленного ею режима в течение одного года после общего прекращения военных действий (ст. 6). Не прекращает применения соответствующих норм и аннексия оккупированной территории.

  Прекращение войны было принято оформлять заключением мирного договора, который решал возникшие в результате конфликта проблемы и восстанавливал нормальные отношения между бывшими противниками. Мирному договору обычно предшествовали соглашения о перемирии.

  Такие соглашения могут иметь различное значение — заключаться в целях частичного или общего приостановления военных действий. Они решают военные вопросы, не затрагивая отношений между государствами. Другим видом соглашений о перемирии являются такие, которые призваны не приостановить, а прекратить военные действия (но не юридическое состояние войны) в ожидании заключения мирных договоров.

  В прошлом заключались так называемые прелиминарные мирные договоры, т.е. предварительные мирные договоры. Помимо прекращения военных действий они определяли основы будущего мирного договора.

  В конце Второй мировой войны были заключены соглашения о перемирии  с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Соглашения зафиксировали  прекращение военных действий, установили временный режим побежденных стран и содержали ряд основных положений будущих мирных договоров. Они как бы объединили соглашения о перемирии и прелиминарные мирные договоры.

  Порой мирное урегулирование в силу политических трудностей достигается без мирного  договора путем иных политических актов. Так были урегулированы послевоенные отношения между СССР и ФРГ. Нельзя вместе с тем не учитывать, что отсутствие мирного урегулирования способно оказывать отрицательное влияние на развитие отношений между бывшими противниками. Так обстоят дела в отношениях России с Японией.

  Формой  прекращения военных действий может  быть капитуляция одной из сторон. На основе безоговорочной капитуляции Германии и Японии были прекращены военные действия во Второй мировой войне. Капитуляция не прекращает состояния войны. После нее необходимо мирное урегулирование.

  В случае сравнительно небольших вооруженных  конфликтов мирные отношения восстанавливаются  в упрощенном порядке. Так, после  англо8аргентинского конфликта по поводу Фолклендских островов мирные отношения были восстановлены путем подписания в 1989 г. совместного коммюнике.

Чем более  сложен вооруженный конфликт, тем  сложнее и мирное урегулирование.

  Новое явление представляют решения Совета Безопасности как инструмент мирного  урегулирования. В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности вправе потребовать от заинтересованных сторон прекращения военных действий в качестве временной меры вплоть до окончательного урегулирования (ст. 40). Прекращение состояния войны восстанавливает мирные правоотношения между бывшими противниками в полном объеме. Оно имеет значение и для третьих стран. Прекращается действие норм, относящихся к нейтральным государствам.  

Глава 2. Основные институты международного гуманитарного права

  Правила ведения военных действий, которые часто именуют по-старому — «законы и обычаи войны», представляют собой совокупность принципов и норм, устанавливающих ограничения в использовании военных методов и средств. Эту часть международного гуманитарного права именуют также правом войны и правом Гааги. Последнее наименование объясняется тем, что основные принципы и нормы такого рода содержатся в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг.

  Первый  принцип сформулирован в приложении к четвертой Гаагской конвенции 1907 г. следующим образом: «Право воюющих на выбор средств нанесения вреда неприятелю не является неограниченным». Этот принцип был подтвержден первым Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям в 1977 г. (п. 1 ст. 35). Другой принцип сформулирован еще в Петербургской декларации 1868 г.1 — принцип недопустимости причинения излишних страданий.

2.1. Методы ведения военных действий

  Вероломство и военные хитрости. Международное гуманитарное право издавна запрещает вероломство, под которым понимается невыполнение обещания, данного противнику. Примером может служить поднятие белого флага как знака капитуляции в целях приближения к противнику и последующего применения оружия или использование знаков Красного Креста для защиты военных объектов. Первый Дополнительный протокол подтвердил норму: «Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству» (п. 1 ст. 37).

  Акт капитуляции воинской части должен быть ясно выражен. Фактическое прекращение  военных действий или отступление  части не предоставляет соответствующих  прав. Во время отступления из Кувейта в 1990 г. колонна вооруженных сил Ирака по дороге в Басру была атакована силами антииракской коалиции.

Информация о работе Международное гуманитарное право