Контрольная работа по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

При формировании торговых обычаев первичным является поведение самих участников гражданского оборота, их намерение и воля следовать рождаемым деловой жизнью не писаным правилам. Активную роль в становлении обычных норм играют судебно-арбитражная практика, признаваемая и санкционируемая государствами, а также деятельность международных неправительственных организаций по неофициальной кодификации таких норм. Подготавливаемые ими своды правил, будучи факультативными, применяются при наличии ссылки на них в контракте.

Содержание работы

Ввеление……………………………………………………………………....3


1. Обычаи и обыкновения как источники МЧП. Право международной торговли (Lex mercatoria)………………………………………………….….4


2. Коллизионное регулирование внедоговорных обязательств и наследственных отношений в России………………………………………8


3. Признание и исполнение иностранных судебных решений в

России……………………………………………………………………….. 31

Заключение…………………………………………………………………..44

Список литературы………………………………………………………....45

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ.docx

— 55.31 Кб (Скачать файл)

Коллизионные  нормы международного частного права  многочисленны и достаточно многообразны. Существует множество критериев, по которым можно разделить их на виды. Эти различия отражают особенности отдельных групп отношений, возникающих в процессе международных контактов, и имеют важное значение в процессе применения этих норм на практике.

Прежде  всего необходимо различать коллизионные нормы, установленные национальным законодательством и предусмотренные международными договорами, направленными на достижение международно-правовой унификации. Их различие проявляется как в сфере их действия, так и порядке применения. Сфера действия коллизионных норм, установленных международными договорами, значительно шире, ибо они применяются всеми участниками таких договоров. А различия правоприменительных органов и особенности правоприменительной практики ещё более существенно усиливают их различие, которое имеет место даже при полном тождестве редакции этих норм. Однако наличие норм внутреннего законодательства и норм международно-правовых договоров вовсе не ведёт к так называемой "двойственности" источников, а следовательно и норм международного частного права, поскольку это неизбежно приведёт к пренебрежению нормами международно-правовых договоров в пользу внутреннего законодательства. Система норм международного частного права, что по нашему мнению представляется более правильным, по своему характеру сугубо национальна. Ведь нормы международно-правовых договоров действуют на территории государства только после их введения во внутреннюю систему законодательства, которое осуществляется, как правило, путём ратификации.

Наиболее  существенной является классификация  по форме коллизионной привязки. По этому признаку различают односторонние  и двусторонние коллизионные нормы. Односторонняя - это такая норма, привязка которой прямо называет право страны, подлежащее применению (российское, немецкое, шведское и.д.). Односторонняя  норма, как правило, указывает на применение права своей страны. Так, например, согласно ч.1 ст.165 Основ 1991 г. форма сделок по поводу строений, находящихся на территории Российской Федерации, во всех случаях определяется по российскому закону. Наиболее распространёнными всё же являются двусторонние нормы. Привязка двусторонней коллизионной нормы не называет право конкретного государства. Для неё характерно наличие общего признака, с помощью которого выбирается право. Примером в этом случае будет являться норма ч.1 ст. 169 Основ 1991г., в которой указанно, что отношения по наследованию определяются по закону той страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Её привязка формулирует общий признак: "последнее постоянное место жительства наследодателя". Выбор права здесь будет зависеть от фактических обстоятельств: если умерший проживал постоянно, например, в Швеции, то следует применить к наследственным отношениям шведское право, если умерший проживал в России - то подлежит применению норма российского права. Следовательно, используя один и тот же признак, можно прийти к разному результату и выбрать либо собственное либо иностранное право.

По способу  регулирования коллизионные нормы  подразделяются на импе-

ративные, диспозитивные, и альтернативные. Императивные - это нормы, которые содержат категорические предписания, касающиеся выбора права и которые не могут быть изменены по усмотрению сторон гражданского правоотношения (предыдущий пример о наследовании). Диспозитивные - это нормы, которые, устанавливая общее правило о выборе права, оставляют сторонам возможность отказаться от него, заменить другим правилом. Диспозитивные нормы действуют лишь постольку, поскольку стороны своим соглашением не установили иного правила. Например, ч.2 ст.166 Основ 1991г. предусматривает, что к договорам о выполнении строительных, монтажных и других работ по капитальному строительству применяется право страны, где такая деятельность осуществляется или создаются предусмотренные договором результаты, если иное не установлено соглашением сторон. Альтернативные - это нормы, которые предусматривают несколько правил по выбору права для данного, то есть указанного в объёме этой нормы, частного правоотношения. Правоприменительные органы, а так же стороны могут применить любое из них (иногда в норме устанавливается определённая последовательность в применении этих правил). Однако достаточно, чтобы частное правоотношение было действительным по одному из установленных правил.

Исходя  из значения коллизионных норм выделяют: генеральные (основные) и субсидиарные (дополнительные). Генеральная - это норма, формулирующая главное правило выбора права, предназначенного для преимущественного применения. Субсидиарная - норма, формулирующая ещё одно или несколько правил выбора права, тесно связанных с главным. Она применяется тогда, когда главное правило по каким-либо причинам не было применено, или оказалось недостаточным для установления компетентного правопорядка.

В зависимости  от количества привязок коллизионные нормы делятся на однозначные и кумулятивные. К однозначным относятся коллизионные нормы содержащие одну привязку, которая указывает на право той страны, нормы которого подлежат применению к рассматриваемому правоотношению. Однако иногда коллизионные нормы могут содержать две или три коллизионные привязки. В этом случае имеет место кумулятивная привязка. Так, например, в п.1 ст. 165 Основ 1991 г. закреплено, что форма сделки, совершаемая за границей, подчиняется закону места её совершения, однако сделка не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования права России. Кумулятивные привязки также направлены на предоставление заинтересованным сторонам более полной правовой защиты, и потому их использование в правоприменительной практике представляется целесообразным.

Существует  так же деление коллизионных норм в зависимости от сложности правоотношений на общие и специальные. Общие коллизионные нормы указывают право, применимое к существу данного отношения (определяют его статут), а специальные коллизионные нормы фиксируют правопорядок, применимый для решения дополнительных вопросов, возникающих в процессе реализации данного отношения (дееспособность сторон, форма сделки, способы обеспечения исполнения, порядок приёмки исполнения). Необходимость использования системы общих и специальных коллизионных норм проявляется при рассмотрении договоров, исполняемых на территории нескольких стран, например договоры перевозки. Естественно, что правила предъявления грузов к перевозке и порядок их выдачи в стране назначения нельзя подчинить единому правопорядку. Таким образом, разграничение общих и специальных коллизионных норм основывается не на их структурно-правовых особенностях, а отражает различия в сфере их действия (объёме): первые направлены на определение общего режима, вторые - учитывают особенности специальных вопросов.

Встречаются также коллизии особого рода, которые  различаются: по действию в пространстве (международные, межобластные), применяемые  в тех случаях, когда в рамках одного государства возможно существование  самоуправляемых территорий или  государственных образований, имеющих  своё собственное законодательство; по особенностям национальных правовых систем: интерперсональные, существующие в тех развивающихся странах, где нет единой правовой системы и исходящие не из государственных и территориальных различий в правовых системах, а из различий, касающихся личности, принадлежности к той или иной религии, национальности, расы и т.д.; интертемпоральные означают коллизии, возникающие из наличия норм, принятых по одному и тому же вопросу в соответствующей стране в разное время, предусматривающих регулирование одних и тех же частноправовых отношений и т.д. Однако в связи с ограниченностью объёма работы, а также не достаточной значимостью в системе международного частного права мы подробно их рассматривать не будем. 

− Регулирование наследственных отношений в МЧП  РФ 

Регулирование наследственных отношений, осложненных  иностранным элементом, осуществляется в Российской Федерации в основном посредством коллизионно-правового метода. 

Коллизионный  метод, выраженный в национальной форме, — это наличие в российском законодательстве статьи 1224 ГК РФ, в  которой сформулировано несколько  коллизионнных норм. 

Во-первых, закрепляется основная коллизионная норма, подчиняющая регулирование отношений  по наследованию праву страны, где  наследодатель имел последнее постоянное место жительства.

Регулирование наследственных отношений, осложненных  иностранным элементом, осуществляется в Российской Федерации в основном посредством коллизионно-правового метода. 

Коллизионный  метод, выраженный в национальной форме, — это наличие в российском законодательстве статьи 1224 ГК РФ, в  которой сформулировано несколько  коллизионнных норм. 

Во-первых, закрепляется основная коллизионная норма, подчиняющая регулирование отношений  по наследованию праву страны, где  наследодатель имел последнее постоянное место жительства. 

Во-вторых, российский законодатель сформулировал  специальную норму, определяющую выбор  права для наследования недвижимого  имущества — им является право  страны, где находится это имущество. Если недвижимое имущество занесено в государственный реестр РФ — по праву Российской Федерации. 

В-третьих, отдельно сформулированы нормы в  отношении способности лица к  составлению и отмене завещания, а также действительности формы  завещания или акта его отмены. Российский законодатель предусмотрел для решения данных вопросов своего рода цепочку последовательных норм, именуемых в науке МЧП «ассоциацией норм». 

Эта «ассоциация» начинается генеральной нормой о  том, что способность лица к составлению  и отмене завещания, а также форма  завещания и акта его отмены определяются по праву страны, где наследодатель  имел место жительства в момент составления  завещания. В случае если указанная  генеральная норма «не срабатывает», то действительность завещания (акта его  отмены) может определяться альтернативно: либо правом места составления акта, либо российским правом. 

Вышеизложенные  комментарии сформулированы в пункте 2 ст. 1224 ГК РФ в следующей фразе: «Однако  завещание или его отмена не могут  быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет  требованиям права места составления  завещания или акта его отмены или требованиям российского  права». 

Указанная норма представляет интерес с  точки зрения иллюстрации общетеоретических  вопросов МЧП: в ней дается пример дифференциации коллизионных норм на генеральные (основные) и субсидиарные (дополнительные). Субсидиарная норма осуществляет свое регулирование тогда, когда требования генеральной нормы не выполняются. 

Коллизионный  метод, выраженный в международной  форме, реализуется посредством  закрепления специальных норм по наследованию в международных договорах, чаще всего — в договорах о  правовой помощи. 

Традиционно в качестве классического примера  таких договоров приводится Конвенция  стран СНГ 1993 г., которая в числе  прочих включает в предмет регулирования  наследственные отношения. 

Вопросам  наследования в Конвенции 1993 г. посвящена  часть V, состоящая из семи статей (ст. 44 — 50). 

Государства—участники в вопросах наследования закрепили  принцип равенства, который означает, что граждане любого договаривающегося  государства, независимо от того, на территории какого государства-участника они  призываются к наследованию, имеют  те же права, что и отечественные  граждане соответствующего государства. 

Коллизионным  принципом в вопросах наследования является закон последнего постоянного  места жительства наследодателя. Исключение составляют отношения по наследованию недвижимого имущества: эти отношения  подчиняются праву государства, на территории которого находится недвижимое имущество. 

В случае, если наследником является государство, устанавливается смешанный режим для движимого и недвижимого имущества: движимое переходит к государству, гражданином которого был наследодатель в момент смерти; недвижимое — к государству, на территории которого оно находится. 

Способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и  акта его отмены определяются по праву  страны, где наследодатель имел место  жительства в момент составления  акта. 

Субсидиарной  нормой, регулирующей данное правоотношение, является определение действительности завещания или акта его отмены по праву места составления. Следует  обратить внимание на определенное расхождение  с российской коллизионной нормой, в соответствии с которой действительность завещания (или акта отмены) может  определяться альтернативно: или по праву места составления, или  по российскому праву.

/                                                                                                                                            3.

Проблема  признания и приведения в исполнение в России решений иностранных  государственных и третейских судов  весьма интересна с теоретической  точки зрения и наиболее важна  с позиций практики. Отечественное  регулирование этих вопросов за последние  десятилетия проделало немалый  путь изменений: от немногочисленных правил советского права, находивших крайне редкое применение, через массив норм 1990-х  гг. к достаточно развитой системе  норм ныне действующего ГПК РФ. В  последние годы интерес учёных к  исследуемой проблеме заметно возрос. Спорным вопросам признания и  принудительного исполнения решений  иностранных судов учёные уделяют  своё внимание, как в отдельных  статьях[1], так и в монографиях[2]. Следует учесть тот факт, что дальнейшее развитие отечественного права в  этом направлении невозможно без  детального внимания науки и анализа  судебной практики.  

Информация о работе Контрольная работа по "Международному частному праву"