Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:00, доклад
Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.
Шведская 
модель управления 
Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.
Oсновные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности.
Принятие 
решений и координация 
Сочетание общих рестриктивных (Рестрикционизм — сознательное ограничение работниками своей производительности труда, использование не в полную силу своих физических и умственных способностей при выполнении служебных обязанностей.) мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции,активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла. Падение темпов роста производительности труда - международное явление, вызванное, в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства.
      Наиболее 
слабым местом модели оказалась сложность 
сочетания полной занятости и стабильности 
цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись 
в виде серьезной угрозы модели в целом. 
Причины лежат в области политики. Социал-демократы 
имели правительство, опирающееся на меньшинство 
в риксдаге 
(Ри́ксдаг — однопалатный парла
      Таким 
образом, шведская  модель оказалась 
под угрозой. Сохранение в будущем 
двух основных целей шведской модели 
- полной занятости и равенства - 
видимо, потребует новых методов, 
которые должны соответствовать 
изменившимся условиям. Лишь время покажет, 
сохранятся ли специфические черты шведской 
модели - низкая безработица, политика 
солидарности в области зарплаты, централизованные 
переговоры по зарплате, исключительно 
большой государственный сектор и соответственно 
тяжелое налоговое бремя 
или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
Такая модель получила 
название «функциональная социализация», 
при которой функция