Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:08, лекция
Термин «система» и связанные с ним понятия комплексного, системного подхода исследуют и подвергают осмыслению философы, биологи, психологи, кибернетики, физики, математики, экономисты, инженеры различных специальностей. Потребность в использовании этого термина возникает в тех случаях, когда невозможно что-то продемонстрировать, изобразить, представить математическим выражением и нужно подчеркнуть, что это будет большим, сложным, не полностью сразу понятным (с неопределенностью), при этом целым, единым. Например - Солнечная система, система управления станком, система организационного управления предприятием городом, регионом и т. п.), экономическая система, система кровообращения и т. д.
Определение системы
Развитие определения системы. Потребность в использовании понятия «система» возникала для объектов различной физической природы с древних времен: еще Аристотель обратил внимание на то, что целое (т. е. система) несводимо к сумме частей, его образующих.
Термин «система» и связанные с ним понятия комплексного, системного подхода исследуют и подвергают осмыслению философы, биологи, психологи, кибернетики, физики, математики, экономисты, инженеры различных специальностей. Потребность в использовании этого термина возникает в тех случаях, когда невозможно что-то продемонстрировать, изобразить, представить математическим выражением и нужно подчеркнуть, что это будет большим, сложным, не полностью сразу понятным (с неопределенностью), при этом целым, единым. Например - Солнечная система, система управления станком, система организационного управления предприятием городом, регионом и т. п.), экономическая система, система кровообращения и т. д.
В математике термин «система» используют для отображения совокупности математических выражений или правил - система уравнений, система исчисления, система мер и т. п. Казалось бы, в этих случаях можно было бы воспользоваться терминами «множество» или «совокупность». Однако понятие системы подчеркивает упорядоченность, целостность, наличие определенных закономерностей ее построения, функционирования и развития.
Существует несколько десятков определений этого понятия. Их анализ показывает, что определение понятия «система» изменялось не только по форме, но и по содержанию. Рассмотрим основные и принципиальные изменения, которые происходили с определением системы по мере развития теории систем и использования этого понятия на практике.
В первых определениях в той или иной форме говорилось о том, что система – это элементы (части, компоненты) аi и связи (отношения) rj между ними.
Используя
теоретико-множественные
В
приведенных формализованных
Так, Л. фон Берталанфи определял систему как «комплекс взаимодействующих компонентов» или как «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой»..
В Большой Советской Энциклопедии система определяется прямым переводом с греческого: «составленное, соединенное из частей». (ВСЭ. Изд. 2-е. Т. 39. С. 158).
Отметим, что термины «элементы» - «компоненты», «связи» - «отношения» обычно используют (особенно в переводах определений) как синонимы. Однако, строго говоря, «компоненты» - понятие более общее, чем «элементы», может означать совокупность элементов; относительно понятий «связь» и «отношение» существуют разные точки зрения, что подробнее рассмотрено в § 2.
Если известно, что элементы принципиально неоднородны, то это можно сразу учесть в определении, выделив разные множества элементов.
В определении М. Месаровича [8] выделены множество X входных объектов (воздействующих на систему) и множество Y выходных результатов, а между ними установлено обобщающее отношение пересечения.
Для уточнения элементов и связей в определения включают свойства.
Так, в определении А.Холла свойства (атрибуты) QA дополняют понятие элемента (предмета). А.И.Уёмов, определяя систему через понятия «вещи», «свойства», «отношения», предложил двойственные определения , в одном из которых свойства qi характеризуют элементы (вещи) аi, а в другом -свойства q} характеризуют связи (отношения) rj.
Затем в определениях системы появляется понятие цель. Вначале в неявном виде: в определении Ф.Е. Темникова «система - организованное множество» (в котором цель появляется при раскрытии понятия организованное); в философском словаре система - «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторое целостное единство» (Философский словарь. Изд. 4-е. - М: Политиздат, 1980. - С. 329).
Потом - в виде конечного результата, системообразующего критерия, функции: определения В.И. Вернадского, У.Р. Гибсона, П.К. Анохина, М.Г. Гаазе-Рапопорта, а позднее - и с явным упоминанием о цели. Символически эту группу определений представим следующим образом:
S ≡ <A,R,Z>,
где Z - цель, совокупность или структура целей.
В некоторых определениях уточняются условия целеобразования - среда SR, интервал времени ΔT, т. е. период, в рамках которого будет существовать система и ее цели, что сделано, например, в определении В.Н. Сагатовского, которое также положено в основу одной из методик структуризации целей:система «конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала».
Далее в определение системы начинают включать, наряду с элементами, связями и целями, наблюдателя N, т. е. лицо, представляющее объект или процесс в виде системы при их исследовании или принятии решения:
S ≡<A,R,Z,N>.
На
необходимость учета
В последующих вариантах этого определения Ю.И. Черняк стал учитывать и язык наблюдателя LN начиная с этого определение: «Система есть отображение на языке наблюдателя (исследователя, конструктора) объектов, отношений и их свойств в решении задачи исследования, познания»:
S ≡ < A, QA, R, Z, N, LN>.
В определениях системы бывает и большее число составляющих, что связано с необходимостью дифференциации в конкретных условиях видов элементов, связей и т. д.
Сопоставляя эволюцию определения системы (элементы и связи, затем - цель, затем - наблюдатель) и эволюцию использования категорий теории познания в исследовательской деятельности, можно обнаружить сходство: вначале модели (особенно формальные) базировались на учете только элементов и связей, взаимодействий между ними, затем - стали уделять внимание цели, поиску методов ее формализованного представления (целевая функция, критерий функционирования и т. п.), а начиная с 60-х гг. XX в. все большее внимание обращают на наблюдателя, лицо, осуществляющее моделирование или проводящее эксперимент (даже в физике), т. е. лицо, принимающее решение.
С учетом этого и опираясь на более глубокий анализ сущности понятия системы, приводимый ниже, следует, по-видимому, относиться к этому понятию как к категории теории познания, теории отражения.
В связи с этим интересно обратить внимание на вопрос о материальности или нематериальности системы, рассматриваемый ниже.
Взгляд на определение системы как на средство ее исследования позволил осознать целесообразность определения, в котором объект не расчленяется на элементы, т.е. разрушается, что делается в вышеприведенных определениях, а представляется как совокупность укрупненных компонент, принципиально необходимых для существования и функционирования исследуемой или создаваемой системы.
Материальна или нематериальна система? В период становления теории систем довольно часто возникали дискуссии о том, материальны или нематериальны системы.
С одной стороны, стремясь подчеркнуть материальность систем, некоторые исследователи в своих определениях заменяли термин элемент терминами вещь, объект, предмет; и хотя последние можно трактовать и как абстрактные объекты или предметы исследования, все же авторы этих определений явно хотели обратить внимание на овеществленность, материальность системы.
С другой стороны, в приведенном определении Ю.И. Черняка и особенно в определении С. Оптнера, систему можно трактовать только как отображение, т. е. как нечто, существующее лишь в сознании исследователя, конструктора. Любой специалист, понимающий закономерности теории отражения, должен, казалось бы, возразить: но ведь очевидно, что замысел (идеальное представление системы) потом будет существовать в материальном воплощении, а для задач принятия решений важно акцентировать внимание на том, что понятие системы может быть средством исследования проблемы, решения задачи. Тем не менее упомянутые определения подвергались в тот период критике со стороны приверженцев материальности систем, особенно философов.
Бессмысленность спора о материальности и нематериальности системы показал В.Г. Афанасьев (рис. 1.2): «...объективно существующие системы, используемое как инструмент познания системы, — и снова реальная система, знания о которой обогащены нашими системными представлениями, - такова диалектика объективного и субъективного в системе» (Вопросы философии. 1980. №6. С. 62+78.).
Обратим
внимание на то, что в Большой Советской
Энциклопедии, наряду с выше
приведенным определением,
дается следующее: система - «объективное
единство закономерно
связанных друг с другом
предметов, явлений,
а также знаний о природе
и обществе» (БСЭ. Изд. 2-е. Т. 39. С. 158), т.
е. подчеркивается, что понятие элемента
(а следовательно, и системы) можно применять
как к существующим, материально реализованным
предметам, так и к знаниям
об этих предметах или о будущих их реализациях.
Таким образом, в понятии система (как и любой другой категории познания) объективное и субъективное составляют диалектическое единство, и следует говорить не о материальности или нематериальности системы, а о подходе к объектам исследования как к системам, о различном представлении их на разных стадиях познания или создания.
Иными словами, в термин система на разных стадиях ее рассмотрения можно вкладывать разные понятия, говорить как бы о существовании системы в разных формах. М. Месарович, например, предлагает выделять страты рассмотрения системы (см. § 2).
Аналогичные страты могут существовать не только при создании, но и при познании объекта, т. е. при отображении реально существующих объектов в виде абстрактно представляемых в нашем сознании (в моделях) систем, что затем поможет создать новые объекты или разработать рекомендации по преобразованию (перестройке, реконструкции) существующих.
Методика системного анализа (или модель системного исследования) может разрабатываться не обязательно с охватом всего процесса познания или проектирования системы, а для одной из ее страт (что, как правило, и бывает на практике), и для того, чтобы не возникало терминологических и иных разногласий между исследователями или разработчиками системы, нужно прежде всего четко оговорить, о какой именно страте рассмотрения системы идет речь.
Система и среда. На первых этапах системного анализа важно уметь отделить (отграничить, как предлагают называть этот первый этап исследователи систем, чтобы точнее его определить) систему от среды, с которой взаимодействует система. Иногда даже определения системы, применяющиеся на начальных этапах исследования, базируются на отделении системы от среды.
Сложное взаимодействие системы с ее окружением отражено в определении В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина: «...2) она образует особое единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка».
Согласуется с этим определением и развивает его предлагаемое в одной из методик системного анализа целей разделение сложной среды на надсистему, или вышестоящие системы; нижележащие, или подведомственные, системы; системы актуальной , или существенной среды.