Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:43, реферат
Поражение органов и тканей облученного организма может быть следствием репродуктивной и интерфазной гибели клеток, непосредственно поглотивших энергию ионизирующего излучения. В проведенных совместных исследованиях двух лабораторий — А. М. Кузина н Н. Н. Клемпарской (1978) — получены интересные данные об инициирующей роли не иммунных тканевых токсинов («радиотоксинов-хинонов») в развитии лучевой аллергии. В этих работах показана аллергизирующая активность не иммунных токсических веществ и повышенная чувствительность к ним у облученных животных, что может свидетельствовать об участии радиотоксинов в формировании аутосенсибилизации облученного организма, о важной роли опосредованного действия радиации на иммунитет.
Введение. Предпосылки возникновения структурно-метаболической теории……………2
Положения структурно-метаболической теории радиационного поражения……….6
Механизмы действия эффекторов согласно структурно-метаболической теории…..8
Список используемой литературы……………………………………………………………..11
Федеральное
агентство по здравоохранению и социальному
развитию РФ Волгоградский государственный
медицинский университет кафедра патологической
физиологии
Структурно-метаболическая
теория в радиобиологии
Подготовил:
студент 2 группы 5 курса медико-биологического факультета
Харин Сергей Андреевич
Проверил:
Профессор,
д.м.н. Губанова Е.И.
Волгоград 2011г.
Содержание
Введение.
Предпосылки возникновения
Положения структурно-метаболической теории радиационного поражения……….6
Механизмы действия эффекторов согласно структурно-метаболической теории…..8
Список используемой
литературы……………………………………………………
Введение. Предпосылки возникновения структурно-метаболической теории.
Поражение
органов и тканей облученного
организма может быть следствием
репродуктивной и интерфазной гибели
клеток, непосредственно поглотивших
энергию ионизирующего
В опытах Дюри, Накао, Орда и Даниелли, Ланкера и других авторов, проведенных еще в 50-е гг., было показано, что подсадка ядер в предварительно энуклеированную и облученную цитоплазму вызывает пикноз и вакуолизацию ядер, повреждение ядрышка, угнетение синтеза ДНК и другие эффекты, аналогичные нарушениям, возникающим при облучении всей клетки или одного изолированного ядра. Поражение ядра при облучении цитоплазмы микропучками ионизирующего излучения обнаружили П. Денди и К. Смит (1964), А. М. Кузин и А. А. Вайнсон (1965, 1966) и др.
О
возможности опосредованного
Гибель и исчезновение клеток костного мозга происходят не только в облученных, но и в экранированных зонах, защищенных от радиационного воздействия. Показательны в этом отношении эксперименты А. Л. Выгодской (1968), которая наблюдала значительное опустошение костного мозга экранированной конечности уже через 1—3 ч после общего облучения крыс рентгеновскими лучами. Снижение числа клеток в необлученном участке костного мозга нельзя объяснить влиянием стресса, связанного с процедурой облучения, так как эффект «мнимого облучения», вызывающий некоторые колебания в численности клеток, ограничивается первыми тремя часами. В случае же общего облучения животного опустошение костного мозга достигает максимума в экранированной конечности к 6-му часу и сохраняется в течение 48 ч. Сопоставление характера изменений в облученном и экранированном костном мозге свидетельствует о сходной качественной картине клеточного опустошения: наблюдается перераспределение отдельных форменных элементов, подавление процессов клеточного деления при продолжающемся выходе зрелых кровь, гибель эритробластов, миелобластов и лимфоцитов (Ярмоненко, 1977).
3.Обнаружены изменения в генетическом аппарате клеток экранированных органов. Значительное увеличение числа клеток с хромосомными аберрациями обнаружено в экранированном костном мозге облученных мышей (Баракина, Янушевская, 1966). Хромосомные перестройки отмечены в клетках эпителия роговицы у тотально облученных животных при условии экранирования головы (Керкис и др., 1964).
4. Введение необлученным животным тканевых экстрактов, или вливание им крови облученных животных позволяет воспроизводить многие симптомы лучевой болезни, включая лейкопению и другие гематологические нарушения, а также морфологические изменения кроветворных органов. Аналогичные результаты были получены в экспериментах с обменным переливанием крови и в опытах с животными-парабионтами, имеющими перекрестное кровообращение — облучение донора приводило к появлению многообразных симптомов лучевой болезни у животного-реципиента. Еще в одной интересной модификации подобных опытов животным вводили в кровь перфузаты из облученных тканей. При: этом наблюдали в крови и тканях реципиентов различные патологические изменения, сходные с симптомами лучевого поражения тех же тканей. При изучении костного мозга продемонстрировано, увеличение числа клеток с хромосомными аберрациями после введения животным экстрактов из облученных тканей (Керкис и др., 1964).
5.Опосредованный дистанционный эффект облучения был обнаружен и на растительных объектах, лишенных в отличие от животных нейрогуморальной регуляции, изменение которой в облученном организме могло бы служить объяснением результатов перечисленных выше экспериментов. В опытах А. М. Кузина лист растения Vicia faba подвергали облучению, тогда как остальное растение экранировали. Через 24 ч после облучения в корешках и точках роста митотический индекс снижался на 50% по сравнению с полностью экранированным растением. Если же облученный лист тотчас же после облучения срезали, то митотический индекс не изменялся. Удаление облученного листа через 4 ч после радиационного воздействия приводило к снижению митотического индекса на 15—30%. По-видимому, в облученной ткани образовывались вещества, передвигающиеся по растению и угнетающие митозы в экранированных клетках.
Таким
образом, общая картина лучевой патологии
формируется не только в результате прямого
поражения ионизирующим излучением клеточных
элементов различных органов и тканей,
но в результате опосредованных радиационных
эффектов. Предположение о том, что в крови
облученных животных возникают токсические
вещества, ответственные за многообразные
проявления лучевой патологии, возникли
еще на заре радиобиологических исследований.
В 1905 г. П. Линзер и Е. Хельбер установили,
что если кровь облученных животных ввести
необлученным кроликам, то впоследствии
развивается выраженная лейкопения. Эти
авторы предположили образование и накопление
в крови облученных животных «лейкотоксинов»,
т. е. веществ, обладающих цитотоксическим
и литическим действием. С тех пор проблема
лучевой токсемии обсуждается в многочисленных
радиобиологических исследованиях. Во
многих опытах было показано, что инъекции
экстрактов из облученных животных внутрибрюшинно,
внутримышечно и в кровь воспроизводят
у реципиентов различные гематологические
лучевые нарушения. Результаты такого
рода экспериментов часто оказывались
противоречивыми и не всегда воспроизводились
в разных исследованиях, особенно это
относится к вопросу о времени появления
и длительности накопления токсических
веществ у облученных животных. Не ясным
долгое время оставался вопрос о химической
природе токсических агентов. Проблема
лучевой токсемии выросла в общую проблему
роли тканевых и клеточных радиотоксинов
в лучевой патологии, ей было посвящено
большое число обзоров и монографий (Тарусов,
1954—1962; Горизонтов, 1955— 1963; Свердлов, 1959—1968;
Кузин, 1962—1980; Кудряшов, 1956— 1980). Термин
«радиотоксины» был впервые предложен
П. Д. Горизонтовым в 1958 г. для обозначения
различных не идентифицированных гуморальных
веществ, возникающих в тканях облученных
животных и относящихся к аномальным метаболитам,
а также к продуктам нормального метаболизма,
но накапливающимся в облученном организме
в избыточном количестве.
Положения структурно-метаболической теории радиационного поражения.
А. М. Кузин создал единую универсальную теорию радиобиологического действия ионизирующего излучения на основе анализа собственных исследований и накопленного за десятилетия научного материала других авторов.
В этой теории ведущая роль в радиационном эффекте отводится нарушениям в клеточном ядре и биомембранах. Биомембраны играют исключительно важную роль в делении клетки. Экспериментально было показано, что ДНК связана с биомембранами: начало расплетания спирали и синтеза ДНК происходит в точках ее прикрепления к мембране. На поверхности биомембран имеются особые рецепторы, передающие сигналы гормонов через липиды мембран. Липиды мембран, подвергаясь воздействию ионизирующей радиации, в присутствии кислорода образуют пероксиды и продукты их распада. Эти изменения приводят к нарушению проницаемости мембран и важных метаболических процессов: инактивации ферментов, гормонов, подавлению энергетических функций митохондрий и синтеза ДНК и РНК, расстройству управляющих систем и другим тяжелым последствиям.
Таким образом, в структурно-метаболической теории к радиационному поражению ядерных макромолекул как фактору прямого действия согласно теории мишени добавляются нарушение цитоплазматических структур и изменение нормального их функционирования.
А. М. Кузин ввел понятие о веществах, влияющих на геном клетки, и назвал их триггер-эффекторами. Под действием различных доз радиации триггер-эффекторы (семихиноны, хиноны, гормоны и др.) в зависимости от их концентрации могут оказывать депрессивное или репрессивное действие на геном клетки, а следовательно, и на биосинтетические процессы. Само ионизирующее излучение рассматривают как неспецифический триггер-эффектор. Признано, что ионизирующие излучения в числе других факторов внешней среды являются постоянными раздражителями биологических объектов, своеобразным стресс-фактором. Реакция организма зависит от силы раздражителя, т. е. от дозы ионизирующего излучения. Под влиянием радиации в организме не возникает принципиально новых химических соединений. Некоторые из токсических метаболитов всегда в небольших количествах содержатся в клетках здоровых тканей. Под действием радиации содержание их значительно увеличивается и дополнительно появляются новые токсические соединения. Первичные радиотоксины образуют большое количество вторичных радиотоксинов, которые играют существенную роль в патогенезе и исходе лучевых поражений. Теория рассматривает механизмы как поражающего действия сублетальных и летальных доз радиации, так и стимулирующего действия малых доз радиации. Она применима и при исследовании синергизма действия ионизирующей радиации с другими физическими и химическими факторами.
Положения структурно-метаболической теории:
Структурно-метаболическая
теория обобщает все теории, учитывая
дискретный характер передачи энергии
ионизирующего излучения
Механизмы действия эффекторов согласно структурно-метаболической теории.
Накопление сведений о различных химических агентах, способных вызывать лучевой токсический эффект, выдвигает на первый план исследования, посвященные анализу последовательности событий, приводящих к накоплению радиотоксинов в облученном организме и выяснению вклада каждого из образующихся токсических веществ в общую картину лучевого поражения. первичные радиотоксины — это группа веществ, способных вызывать множественные повреждения в облученном организме и непосредственно участвовать в формировании отдельных радиобиологических эффектов. Вторичные радиотоксины согласно такой схеме появляются на более поздних этапах формирования лучевого поражения в результате глубоких биохимических и физиологических изменений. Они представляют интерес для понимания терминальных этапов лучевого токсического эффекта.
Хиноны и хиноноподобные вещества
Было
доказано образование в облученных тканях
радиотоксинов типа хинонов и семихинонов
— продуктов аномального метаболизма,
возникающих в результате усиления окислительных
процессов под действием радиации. Первоначально
эксперименты проводились на растениях
— семенах бобовых, фасоли, кукурузы, пшеницы,
клубнях картофеля и других растительных
объектах. Во всех случаях было обнаружено
накопление в облученных организмах хинонов,
обладающих широким спектром радиомиметического
действия. Введение в необлученные растения
экстрактов, содержащих хиноноподобные
радиотоксины, вызывало угнетение митозов,
торможение роста и развития, подавление
синтеза ДНК в клеточных ядрах, появление
хромосомных аберраций, пикноз ядер, цитолитический
распад клеток и другие, морфологические
и функциональные изменения, характерные
для радиационного воздействия. В момент
облучения в клетках образуются активные
радикалы биосубстратов, инициирующие
реакцию окисления внутриклеточных фенолов,
в первую очередь тирозина; образующиеся
продукты окисления активируют тирозиназу
и другие ферменты, способствуя тем самым
появлению значительного количества ортохинонов;
хиноноподобные радиотоксины сорбируются
ядрами клеток, угнетают синтез ДНК, блокируют
включение тимидина во вновь синтезируемую
ДНК, подавляют деление, рост и развитие
клеток, вызывают мутации, а при высоких
концентрациях радиотоксина происходит
гибель клеток и организмов. Представление
об участии хинонов и хиноноподобных радиотоксинов
в опосредованных радиационных эффектах
дает схема, предложенная которая связывает
с действием этих радиотоксинов возникновение
практически всех нарушений, происходящих
в облученном организме, вплоть до отдаленных
радиационных последствий (рис 2).
Информация о работе Структурно-метаболическая теория в радиобиологии